муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий классного часа
с элементами конкурсной программы
подготовила
Турцина Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
Цель: Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;
Оборудование: Портрет Ю. А. Гагарина;
Иллюстрации первого полёта космонавта.
Учитель:
— Ребята, что нужно для того, чтобы совершить полёт в космос?
– Молодцы! Чтобы отправиться в космос, нужна ракета.
(Учащиеся разделены на две команды. Каждой команде выдаются заготовленные шаблоны ракеты. На время ребята работают в командах по сборке ракеты. Придумывают для нее название, связанное с космической темой. Та команда, которая выполнила вперёд, получает почётную звезду.)
Учитель: Итак, экипажи сформированы, ракеты имеют свои имена, и теперь самое время отправиться в полёт. Поехали!
Вот так однажды, а именно 12 апреля 1961 года. Байконур. Готовая к старту ракета. Оранжевый скафандр, белый гермошлем, красные буквы «СССР». Руки, поднятые в прощальном жесте. Могучий грохот двигателей. Половодье огня и дыма. Уходящая ввысь ракета…
Таким запомнилось весеннее апрельское утро 1961-го.
— Ребята, как выдумаете, кто совершил полёт на этой ракете?
12 апреля – День космонавтики, в связи с чем мы проводим наш классный час. Именно в этот день русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – русский человек. Сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли еще будет? А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики.
Игра «Кто быстрее соберет звезды»
Выбирается по одному человеку из команды. Вот видите сколько звезд. Давайте соберём. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем сколько звезд вы насобирали. (Руководитель подходит к каждому ребенку и у каждого пересчитывает собранные звезды). Победителя награждаю почетной звездой.
Викторина.
1. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (Ю.А.Гагарин)
2. Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
3. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет)
4. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию? (Парад планет)
5. Назовите первую женщину космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова)
6. Как называется летательный космический аппарат? (Ракета)
7. Из чего состоит наша солнечная система? (Из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения)
8. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
9. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер)
10. Какая планета самая маленькая? (Плутон)
11. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна)
12. Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес)
Эстафета «Воздушный шарик»
Из зала выбирается 12 человек. В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием. Победителям вручается почетная звезда.
Конкурс «Космический словарь».
По цепочке назвать как можно больше слов на тему «космос». Кто последний — победитель.
Конкурс «Планеты
Расположить в порядке возрастания все планеты. Чья команда выполнит быстрее и правильнее.(Дети располагают карточки с названиями планет).
Проверка по стихотворению «По порядку все планеты». Автор Аркадий Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Конкурс «Загадочный
В полёте космонавты в свободное время не только рисуют, но и сочиняют стихи. Потренируемся и мы. Вам надо закончить загадки -четверостишия. Автор Олеся Емельянова.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного (космодрома).
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической (орбиты).
Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли:
На ближнем спутнике Земли
Тропинку (проложили).
С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твердо веря,
Что подрастешь – и полетишь
К загадочной (Венере).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом (скафандре).
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.(Луноход.)
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.(Ракета.)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего. (Звезды.)
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.(Солнце.)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
… из космоса глядит. (Космонавт.)
Учитель: Закройте глаза. Мы возвращаемся на Землю.
Звучит музыка.
– Молодцы, ребята, вы хорошо слушали, играли. Я хочу нашу встречу завершить словами космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
-Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта!
Используемые источники:
1. Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине». — Москва: Детская литература, 1979.—96с.
2.«Новости космонавтики» https://www.novosti-kosmonavtiki.ru.