Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 1568 им. Пабло Неруды
Сценарий классного часа
«Сталинградская битва – 70 лет славной победе»
Автор учитель начальных классов
ГБОУ лицей 1568 им. Пабло Неруды
Гущина Юлия Викторовна
Москва 2014
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой материалы для проведения классных и внеклассных мероприятий по теме «Великая Отечественная война. Сталинградская битва» для 3 – 4 классов начальной школы. Для участия в данном мероприятии ученики должны иметь начальное представление о Великой Отечественной войне, знать какими для нашей страны были первые месяцы войны, понимать историческое значение победы в битве под Москвой. Новые исторические факты о Сталинградской битве, ее героических защитниках, подобранные по теме стихи, которые ученики рассказывают наизусть, песни военных лет, военные фотографии расширяют кругозор детей, воспитывают уважительное отношение к истории нашей страны, создают благоприятную почву для формирования чувства патриотизма и любви к Родине.
Классный час «Сталинградская битва – 70 лет славной победе».
Рекомендуемый возраст – ученики 3 — 4 класса.
Цель: знакомство с важной исторической битвой Великой Отечественной войны, славным героическим прошлым города-героя Волгограда.
Задачи:
Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.
Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны в период 1941 – 1945 годов.
Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Формы и методы реализации:
Словесно — наглядный | |
Классный час | Словесно — наглядный |
Торжественная линейка | Словесно — наглядный |
Область применения:
— уроки Мужества
— внеклассные часы
— внеклассные мероприятия на военно – патриотическую тему
Возраст учащихся: ученики 3 – 4 классов.
Материально – техническое обеспечение:
компьютер
интерактивная доска
проектор
презентация по теме «Сталинградская битва – 70 лет славной победе»
Презентация откроется в Microsoft Office Power Point и состоит из 19 слайдов:
1 – титульный
2 — 17 — основные по содержанию
18 – заключительный
19 – используемые источники
фонограммы песен — Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа», В. Высоцкого «Он не вернулся из боя», «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова) .
Классный час
«Сталинградская битва – 70 лет славной победе»
Организационный момент. Обозначение темы.
На доске написаны пословицы: В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.
Учитель: — Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
— Эти пословицы придумали русские люди в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним те героические для нашей страны дни, узнаем о великой битве на реке Волге – Сталинградской битве, славной победе, которой недавно исполнилось 70 лет. Поговорим о значении победы в этой битве для нашей страны.
2. Обозначение задач.
Учитель: Сегодня, благодаря подобранным учениками класса историческим сведениям, стихам, песням военных лет, вы должны узнать, когда и почему произошла битва на берегах реки Волги, как она проходила, кто защищал город, и чем завершилось это сражение.
Введение в тему.
Учитель:
— Давайте вспомним, когда началась Великая Отечественная война?
— Какими для нашей страны были первые месяцы войны?
— Где происходило первое крупное сражение с немцами? Кто в нем победил?
( Битва под Москвой. Немецкая армия была отброшена от столицы нашей Родины.)
Поэтапное решение задач.
Учитель: Потерпев поражение под Москвой, летом 1942г. фашисты начали новое наступление на юге. Для танков и самолетов, автомашин нужно было много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат советский Кавказ. Для того, чтобы кормить миллионную немецкую армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата советская Кубань.
Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ, Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по-прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой.
Ученики:
1. Грозным было лето 1942г. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге. Показ слайдов 2,3,4.
2. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда (ныне Волгоград). Под Сталинградом развернулось упорное сражение. С обеих сторон в битве участвовало свыше 2 миллионов человек, до 26 тысяч орудий, более 2 тысяч танков. Ежедневно до 1000 фашистских самолетов бомбили Сталинград.
3. Сгущались тучи в пепельном рассвете,
И сединой покрылись небеса,
И битву века ожидала вся планета,
Дыханье в ожиданье затая.
4. И приближался взрывов грохот дикий,
И смерть, смеясь, готовила капкан.
Нельзя назад — там Родины погибель,
Сказал нам перед боем капитан.
5. Давай, вперед, пока мы братья живы!
Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град,
Давай, вперед, за матушку-Россию!
Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград!
6. От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
7. В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.
8. Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,
Он защищал СТАЛИНГРАД.
Учитель:
« Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!» — так поклялись бесстрашные защитники города. Показ слайда 5.
Дети слушают фрагмент из песни Б.Окуджавы «И значит нам нужна одна победа»:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною — дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех.
Мы за ценой не постоим!
Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Учитель:
Жители города покинули Сталинград. Те, кто не смог уйти, прятались в подвалах домов. Женщины и подростки строили оборонительные сооружения, работали на заводах наравне с мужчинами.
Ценой огромных потерь гитлеровцам удалось 13 сентября ворваться в Сталинград, но советские войска продолжали защищать город. Бои шли на улицах и в цехах заводов, в жилых домах. Показ слайда 6.
Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству..
О героях Сталинградской битвы.
1 ученик:
Примерами героизма стали подвиги простых солдат, офицеров, мирных жителей.
Подвиг снайпера Пётра Гончарова. В боях под Сталинградом он уничтожил 445 фашистов. Показ слайда 7.
Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях после Сталинградской битвы. Погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.
10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)
2 ученик:
ЯКОВ ФЕДОТОВИЧ ПАВЛОВ
Не только сталинградцам известен подвиг защитников дома Павлова, но и всему миру. Обыкновенное четырехэтажное здание горстка советских воинов превратила в неприступную крепость. 58 дней группа воинов под командованием сержанта Якова Павлова отстаивала свою крепость от врагов. Их солдатский подвиг стал символом мужества, стойкости и братской дружбы воинов. Показ слайда 8.
3 ученик:
Все бойцы были удостоены правительственных наград, а сержанту Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Интересный факт: на оперативной карте немецкого командующего Сталинградской группировкой генерала Паулюса «дом Павлова» был обозначен как крепость. Показ слайда 9.
4 ученик:
МАТВЕЙ МЕФОДИЕВИЧ ПУТИЛОВ Показ слайда 10.
В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба Матвей Мефодиевич Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной ему раздробило обе руки. Истекая кровью, он дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.
5 ученик
МИХАИЛ ПАНИКАХА Показ слайда 11.
Героический подвиг совершил Михаил Аверьянович Паникаха. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попавшей пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Паникаха уничтожил танк врага и его экипаж.
6 ученик:
Особо необходимо отметить подвиги, которые совершали медицинские сестры. Это большей частью были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия. Показ слайда 12.
Ученик:
Молодая медсестричка,
Наш товарищ лейтенант.
Под пилоткою косичка.
(Ей так шёл бы белый бант.)
И откуда эта сила
В хрупкой девушке бралась?
Скольких с поля выносила,
Пуль свистящих не боясь.
Помню, миной я шальною
Тяжко ранен был в плечо.
Слышу голос надо мною:
«Милый, потерпи ещё…»
Бинт налёг неторопливо.
Затихал вечерний бой…
И от нежности прилива
Как-то притупилась боль.
Отгремел салют… Эх, Рита.
Жили б, если б не война…
Мне из прошлого с гранита
Улыбается она.
7 ученик:
Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.
.
Учитель:
Беспримерное мужество потрясло даже гитлеровских вояк, считавших себя сверхчеловеками. Ефрейтор Гельман писал своей невесте:
«Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки — и мужчины и женщины».
Ученик:
Что такое уличный бой,
Мы, ровесник, не знаем с тобой.
Но у деда спроси, у отца,
И ответят, суровость лица
В разговоре нелёгком храня:
– Это бой кирпича и свинца,
Это бой, где бетон и броня –
Все обрушивалось на меня.
Это бой, где по окнам плюёт
Озверевший вконец пулемёт,
Где дерутся этаж на этаж –
Верхний наш, а нижний не наш,
Где из фляги глоток вина
Ты отпить товарищу дашь…
Бой на улице – это война,
Где спасенье и смерть – стена…
Фонограмма песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» (отрывок).
Учитель:
В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России.
Сто двадцать дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, но так и не смогли захватить ее полностью. Вершина кургана много раз переходила из рук в руки, но все же осталась в руках ее защитников.
Десятки тысяч соотечественников положили здесь свою жизнь за Отечество. В память о погибших воинах на Мамаевом кургане был создан мемориал воинской славы. Показ слайда 13.
Здесь на холме захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. Сюда каждый год и каждый день приходят люди, здесь горит вечный огонь, в память о тех, кто уже никогда не придет.
Показ слайдов 14 и 15.
Ученик:
На Мамаевом кургане возвышается гора,
А под ней лежат ребята не пришедшие тогда.
Не вернулись сотни деток к матерям родным домой!
Все они легли на поле под родною стороной.
Учитель:
Все содрогалось от взрывов бомб, мин, снарядов. Казалось, что все живое неминуемо погибнет в этом море огня и адском грохоте. Но советские воины выстояли. Потеряв сотни тысяч убитыми и ранеными, гитлеровцы в ноябре прекратили натиск и перешли к обороне.
Ученики:
А 20 ноября на противника обрушился мощный удар – Сталинградский фронт перешел в наступление. Фашистские войска в количестве 22 дивизий оказались в окружении.
Днем 2 февраля 1943г. в Сталинграде прозвучал последний выстрел. В плен сдалась 91 тысяча гитлеровцев, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с генерал – фельдмаршалом Паулюсом.
В битве на Волге с июля 1942г. по февраль 1943г. было разгромлено более 60 вражеских дивизий.
Гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными более полумиллиона человек.
Показ слайда 16.
Учитель:
История войн не знала еще подобного примера окружения и разгрома такой многочисленной армии. Сталинград стал триумфом советского военного искусства и мужества советских воинов.
Великая битва на Волге явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Началось массовое изгнание фашистских оккупантов с родной земли.
За массовый героизм и мужество жителей во Время Великой Отечественной войны город Сталинград был удостоен звания «Город – герой». Показ слайда 17.
Ученики:
В феврале сорок третьего года
Завершилась великая битва,
Сталинградская битва народа,
Где сломали хребет мы фашистам.
Завершилась великая битва
И в сердца нам вложила надежду,
Сталинградский удар по фашистам
Предвещал нам над рейхом победу.
Сталинградская битва с фашизмом —
Проявление редкой отваги.
Это верность народа отчизне,
Наших воинов грудью атаки.
«Вы в бронзе и камне застыли
Сквозь время взирая на нас,
Вы жизнью своей заплатили,
За то, чтоб мы жили сейчас».
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Объявляется минута молчания (звучит метроном).
Учитель:
Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.
Показ слайда 18.
Рефлексия.
Учитель:
— А теперь, давайте еще раз назовем дату начала битвы за Сталинград.
— Вспомните , почему немецкая армия стремилась захватить Сталинград?
— Как подготовились враги к началу битвы?
— Каких героев – защитников узнала наша страна?
— Как закончилось Сталинградское сражение?
— Какое значение имела победа в этой битве для нашей страны?
7. Подведение итога.
Учитель:
— Главной целью нашей сегодняшней встречи было узнать о великой Сталинградской битве и ее героических защитниках. Эта цель нами полностью достигнута. Я надеюсь, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.
Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина» (муз. А. Пахмутовой, стихи В. Бокова) в исполнении Людмилы Зыкиной.
Литература:
«Дети военной поры» Э.Максимова Изд. Политической литературы, 1984г.
С.Алексеев «Ради жизни на земле», Москва, Изд. «Педагогика», 1990г.
С.Н.Сыров «Страницы истории» Изд. «Русский язык» Москва 1975г.
www.sunhome.ru – стихи о войне.