Государственное казенное учреждение
социального обслуживания населения
Московской области
«Зарайский СРЦН»
Праздник
«Снова осень к нам шагнула на порог»
Подготовила
Камакина Светлана Викторовна,
воспитатель
2014 г.
Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени; развивать интерес к природе; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку; развивать речь, память, воображение.
Оборудование: аппаратура для показа слайдов; аудиозапись музыки; картинки с изображением осенних пейзажей, грибов; осенние листья, веточки рябины, цветы; для игры приготовить овощи и фрукты, корзинку; костюм Осени.
Ход занятия
(Звучит песня «Скворушка прощается». Музыка Т.Потапенко, слова М.Ивенсена.)
Воспитатель.
— Определить тему нашей сегодняшней встречи вам поможет загадка:
Пришла пора-
Опустели леса,
Листья опадают,
Птицы улетают.
Когда это бывает?
(Осенью)
Воспитатель
— Правильно, ребята. Говорить мы сегодня будем о самом красивом времени года — об осени.
1 чтец. Снова осень,
Горят, не сгорая, берёзы,
Серебристыми нитями, воздух прошит.
На последнее вече слетелись стрекозы,
Сонный ветер лениво листву ворошит.
Приутихли леса,
Затуманились дали.
Далеко-далеко слышны чьи то шаги…
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для меня сбереги.
(Г. Ходырева)
Воспитатель.
— Немного грустные стихи, правда, ребята. И действительно, осень — грустное время года. Закончилось шумное лето — пора весёлых игр и забав, всё чаще идут дожди, дуют холодные ветра. Послушайте музыку, если вы вслушаетесь внимательно, то услышите, как накрапывает осенний дождик, падают листья и почувствуете ту грусть, что навевает эта картина.
( Звучит музыка П. И. Чайковского «Сентябрь» из цикла «Времена года». На экране демонстрируются осенние пейзажи.)
Воспитатель.
— Прекрасная музыка. Но давайте не будем грустить. Ведь осень — это не только серые тучи и дожди.
2 чтец. Снова осень к нам явилась в сентябре,
Часто дождь играть мешает во дворе,
Но зато, какие краски, посмотри,
На кустах, на всех деревьях у листвы.
Всё раскрасит осень в множество цветов,
Много ягод нам подарит и грибов.
Воспитатель.
Начало осени — самая грибная пора. Все грибники знают, кто пораньше встаёт — тот грибов наберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
И конечно помнят о том, что не все грибы можно класть в корзину.
Игра « Собери грибы». Дети отгадывают загадки и кладут в корзину только съедобные грибы. Используются фотографии грибов или игрушечные грибы.
Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпе загорелой,
Кто в лесу его найдёт.
Тот от радости поёт. (Белый гриб)
Под берёзой я родился,
С нею очень подружился.
Ведь она меня листвой
Укрывает в летний зной. ( Подберёзовик)
Он меж зелени желтеет,
Имя хитрое имеет
Хоть и не кусается
Страшно называется. (Лисичка)
Стоит на поляне
В красном платье Татьяна:
Вся в белых крапинках. ( Мухомор)
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик)
Очень дружные ребята
у пенька живут… (опята).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпах разноцветных,
Издали заметных!
Собирай, не мешкай — это… (сыроежки).
Этот гриб смертельно страшен
И не менее опасен.
Бледен, чуть зеленоват
И таит сильнейший яд. (Бледная поганка)
Воспитатель.
— Осень — это ещё и пора сбора урожая с полей и огородов. А вы знаете, какие овощи собирают осенью? Давайте проверим. Отгадайте загадки.
Что копали из земли,
Жарили, варили,
Ели и хвалили? (Картошку)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки.
Заставили Егорушку
Плакать без горюшка. (Лук)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки. ( Морковь)
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом,
А зовут её… (капуста).
Жёлтая, а не солнце,
Круглая, а не луна.
Её и варят, и парят, и сырую едят,
И сказки о ней говорят. (Репа)
Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала …(груша).
(Отгаданные овощи и фрукты выкладываются на тарелку).
Воспитатель.
— Ребята, на тарелке лежат овощи и фрукты. Вам надо выбрать те овощи, из которых можно сделать винегрет. А теперь те фрукты, из которых можно сварить компот.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель.
— Красоту осени воспели в своих произведениях многие поэты и писатели. А у вас, ребята, есть любимые стихи об осени.
(Дети читают подготовленные заранее стихи.)
Воспитатель.
-Осень радует нас своей неповторимой красотой. Всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета. Осень постаралась. Послушайте, как осень распределила наряды деревьям в лесу.
Осень рыжей кошкой по лесам скакала
И деревьям разные наряды раздавала.
Ёлочку оставила зелёной навсегда,
А рябине красное платьице дала.
Маленькой осиночке — алые ботиночки.
Листики берёзке, как жёлтые корзиночки.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кисточкой водила.
Улетает осень! Не жалей об этом,
Посмотрите, роща золотом одета!
(Л. Ланцова)
Конкурс «Осенний букет».
Приглашаются два ребёнка. Из имеющихся веток растений, цветов, листьев они должны составить букет. (Подводятся итоги.)
Воспитатель.
— Ребята, а давайте попробуем пригласить осень к нам в гости.
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи-ка в гости к нам,
Все дети: Очень, очень просим!
Входит Осень, в руке корзинка с яблоками.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я.
Привет осенний вам, друзья.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Воспитатель.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла вам мёду!
Воспитатель: Полную колоду!
Осень: Принесла я вам муки!
Воспитатель: Значит, будут пироги!
Осень: принесла вам гречки!
Воспитатель: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам фруктов, ягод!
Воспитатель: Мы варенья сварим на год.
Осень: Принесла вам овощей и для супа и для щей.
Воспитатель.
Ты и гречку, ты и мёду.
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Все дети: Не хотим, не надо!
(Осень пробегает по классу и осыпает детей серебряным дождиком)
Воспитатель.
— Не бойтесь, ребята, от этого дождика мы не промокнем. А давайте лучше спросим, что у Осени в корзинке?
Осень: — Да, я пришла к вам не с пустыми руками. Видите корзинку, там для вас вкусное осеннее угощенье. Но сначала я хочу узнать, помните ли вы осенние приметы.
(Проводится игра. Дети должны ответить на вопросы.)
Игра «Да или нет».
Осенью цветут цветы? (Да)
Осенью растут грибы? (Да)
Тучки солнце закрывают? (Да)
Колючий ветер прилетает? (Да)
Туманы осенью плывут? (Да)
Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет)
А букашки прилетают? (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай все собирают? (Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто – часто льют дожди? (Да)
Достаем мы сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну, а что же делать надо?
Куртки, шапки одевать? (Да)
Осень.
-Молодцы, знаете осенние приметы. А теперь пришла пора мне с вами попрощаться. Но это ненадолго, через год мы опять встретимся. А теперь я угощу вас своими дарами. Кушайте на здоровье.
( Осень угощает детей яблоками, прощается с ними и уходит.)
Воспитатель.
— Ребята, пока не закончилась осень, давайте любоваться и восхищаться её удивительной красотой. А наша встреча подошла к концу. Вы сегодня и играли, и отгадывали загадки, и читали стихи, справились со всеми заданиями. Молодцы!
(Звучит песня «Листья жёлтые». Слова Я.Петерса, музыка Р.Паулса)
Источники Интернет:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/10/28/stsenariy-prazdnika-oseni
https://uchkopilka.ru/stsenarii-prazdnikov-i-meropriyatij/osennie-prazdniki/item/2245-stsenarij-osennego-prazdnika-v-starshej-gruppe-osennee-puteshestvie