Цель: Дать детям первичные представления о музыкальном искусстве.
Задачи:
Увлечь детей музыкой, развивать интерес и любовь к музыке;
Развивать музыкальные способности детей;
Познакомить детей с различными музыкальными жанрами;
Развивать вокально-хоровые и танцевально-двигательные навыки детей;
Способствовать становлению у детей позитивного отношения к музыкальному искусству.
(Под звуки веселой песенки «Улыбка» муз. Вл. Шаинского, сл. М. Пляцковского дети входят в зал, встают полукругом. На экране – первый слайд презентации).
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады видеть вас на нашем празднике! Посмотрите, какие сегодня нарядные и радостные дети, и как красиво украшен наш зал! А чтобы у всех сегодня было отличное настроение, я предлагаю начать наш праздник веселыми стихами и песней.
Ребенок:
Всех на праздник мы зовем,
Потанцуем и споем.
Далеко, далеко песенка лети!
Веселей, веселей, солнышко свети!
Песня «Детский сад» А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
(Дети садятся)
(Вход Феи, которая приносит сундучок или шкатулку с подарками) Фея исполняет «Простую песенку» («До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до – простая песенка» сл. и муз. Леонида Войтовича), дети подпевают припев.
Фея: Я – Фея музыки, я с музыкой дружу, в печали и в радости я к людям прихожу, хочу я вам подарок подарить, но только сундучок (шкатулку) никак я не могу открыть. А помогут нам в этом волшебные колокольчики. Ребята, а вы будете моими помощниками? (Да!) Вы умеете петь? (Да!) Вы умеете танцевать? (Да!) А вы умеете аплодировать? (Да!) Тогда покажите! А вы умеете улыбаться? (Да!) Улыбнитесь! И вы, уважаемые гости, улыбнитесь! Давайте отправимся в путешествие по волшебному миру музыки. Мы встретим там много друзей, потому что музыку любят все. И, я думаю, что все, кто встретятся нам на пути, помогут нам найти наши волшебные колокольчики. Что за музыка звучит? Это кто-то к нам спешит!
Фея музыки: (Звучит русская народная музыка)
Я люблю одну игрушку, нашу русскую подружку,
Вы загадку отгадайте, как ее зовут – узнайте?
Загадка:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Дети: Матрешка!
Фея: Волшебной палочкой взмахну – матрешек в гости позову!
Дуйте в дудки, бейте в ложки — в гости к нам идут матрешки.
(Под музыку входит большая матрешка с тремя маленькими матрешками.
На экране появляется слайд с изображением хоровода.)
Матрешка: Здравствуйте, ребята — дорогие дошколята! Здравствуйте, родители!
Я – Матрешечка! Я – круглешечка! Улыбаюсь я всегда, и ребята — мне друзья!
Деревянной родилась и на славу удалась!
Щечки пухленькие, сама кругленькая,
А на голове платок, словно солнечный цветок!
Маленькие матрешки:
Яркий шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть,
Разрумянилась немножко
Все вместе: Это русская матрешка!
Исполняют танец «Веселые матрешки» (Музыкальное сопровождение – обработка одноименной песни на слова и музыку Ю. Слонова).
(Сборник «Танцуй, малыш 2» Т. И. Суворовой, №15)
Матрешка: А теперь, ребята, платочки получите, вместе с нами попляшите!
Танец «Калинка»
(«Танцевальная ритмика для детей 1» Т. И. Суворовой, №4) (садятся)
Фея: Кукла Матрешка нарядна, красива,
Кукла Матрешка – улыбка России.
Матрешка – игрушка, ты всем нам нужна!
Матрешка – подружка на все времена!
Матрешка:
Мои маленькие крошки,
Развеселые матрешки
Очень любят поплясать,
Хотят вам танец показать.
Танец «Матрешки»
(«Танцевальная ритмика для детей 1» Т. И. Суворовой, №5).
Матрешка: Понравился вам наш танец? Любим мы с матрешечками народные танцы танцевать. Очень танцы любим мы, танцы разные нужны, танцы разные важны. А теперь пора нам в сказку отправляться, хоть и хочется расстаться, вас за все благодарю, колокольчик вам дарю!
Фея: Ребята, давайте поблагодарим наших матрешек (Спасибо) и попрощаемся с ними, до свидания! (Матрешки прощаются и уходят).
Фея: Ребята, а вы знаете, что на свете много танцев, но королем танца считается ВАЛЬС. Это бальный танец, состоящий в движении плавно кружащихся пар. С начала 19 века вальс был самым популярным в обществе танцем. Особенно бурно он развивался в столице Австрии городе Вене.
(На экране появляется слайд с изображением столицы Австрии города Вены)
Ребенок:
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса танца нет.
Фея:
Красивые гости сюда к нам спешат,
Вальс станцевать они нам хотят.
Перед вами выступят ребята из студии бального танца «Рэгтайм».
(На экране – слайд танцующей вальс пары)
Вальс.
Фея: Спасибо вам, ребята, за такой прекрасный танец.
Гости: А мы хотим вам подарить волшебный колокольчик, когда он будет звучать, вы будете вспоминать наш вальс.
Фея: Спасибо, ребята, за прекрасный танец и за колокольчик, до свидания. (Дети из студии бального танца уходят).
Фея: Наши ребята тоже очень любят танцевать и хотят вам показать веселый танец «полька». Полька – быстрый и красивый танец, который появился в Чехии в середине 19 века. (На экране – слайд с изображением столицы Чехии, города Праги). С тех пор полька стала известным народным танцем. Танец полька по своему названию кажется польским, но принадлежит чехам. Название танца произошло от чешского выражения «половинка шага», а сейчас – дали дружно руку другу, встали парами по кругу.
(На экране – слайд с изображением детей, танцующих польку).
Полька «Пляска парами» (лит. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко)
(«Праздник каждый день». Средняя группа, И. Новоскольцева, И. Каплунова №26).
Фея: Молодцы, ребята, садитесь, за такую веселую полечку я хочу подарить вам новый колокольчик.
Фея: А вы знаете, что у разных народов есть свои танцы, очень я хочу попасть в солнечную Индию. А вы, ребята? (Да!) Вот и хорошо! Волшебной палочкой взмахну, гостей из Индии я позову.
(На экране – слайд с изображением девушек, танцующих индийский танец).
Дети из ансамбля «Маюри» танцуют индийский танец.
Фея: Спасибо вам, гости, за рассказ и за такой прекрасный танец.
Гости: А мы хотим вам подарить волшебный колокольчик, когда он будет звенеть, вы сразу вспомните нас.
Фея: Ребята, давайте поблагодарим гостей, обязательно приходите к нам еще, до свиданья.
Фея: Видите, ребята, сколько красивых и интересных танцев подарил нам волшебный мир музыки: это и нестареющий вальс, и задорная полька, и народные танцы. Но музыка – это не только танцы, это еще и разные песни: грустные и веселые, колыбельные и плясовые. И первая песня, которую слышит малыш в своей жизни – это колыбельная. Сейчас наши девочки, будущие мамы, возьмут своих кукол и споют им колыбельную.
(На экране — слайд картина с изображением женщины, поющей колыбельную своему ребенку).
Колыбельная девочек с куклами
(Музыкальное сопровождение – Колыбельная «День растает, ночь настанет», сл. И. Ласманис, О. Петерсон, муз. Р. Паулса).
Фея: Молодцы девочки, за такую красивую песню мы получаем еще один красивый колокольчик. А нам пора в путь за другими колокольчиками.
-Ярко светит солнце, цветочки расцветают,
Жарко всем становится, когда это бывает?
Какое время года наступит после весны?
Дети: Лето!
Воспитатель: Для лета мы стихи прочтем, его мы в гости позовем.
Стихи детей:
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли;
Если в роще над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся земля в реке до дна,
Все дети:
Значит, это уже лето,
Наше лето – море света, море радости, тепла!
Фея: Волшебной палочкой взмахну и в гости Лето позову!
(Появляется новый слайд – цветущий летний луг).
(Под музыку песни «Звездное лето» муз. А. Пугачевой, сл. И. Резника входит Лето, обходит детей, встает в центре зала).
Лето:
Здравствуйте, мои друзья! Как рада встрече с вами я!
Вы подросли, большими стали, скажите, вы меня узнали?
Я – Лето, соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, купаться приглашаю.
И все вы любите меня за это, тогда скажите, кто я?
Дети: Лето!
Лето:
А сейчас, все со мной вставайте в хоровод,
Пусть каждый пляшет и поет.
Летний хоровод по выбору педагога.
Лето: Какой замечательный хоровод, спасибо вам, дети! (Дети садятся) Песни очень я люблю и всегда-всегда пою, а теперь, хочу, чтобы вы угадали мою любимую песню.
(Звучит мелодия песни «По малинку в сад пойдем». Дети отгадывают.)
Лето: По малинку мы пойдем, песню дружно запоем!
Песня «По малинку в сад пойдем» А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
(В это время демонстрируется одноименный Видеофильм «По малину в сад пойдем» Tina Russian, скачанный с You Tube) .
Лето: Спасибо вам, мои друзья! Очень радо встрече я! Я вас за все благодарю, колокольчик вам дарю! До свидания!
Фея: Видите, ребята, как много разных песен звучит вокруг нас, и все эти песни очень помогают нам в жизни в трудную минуту. А теперь волшебной палочкой взмахну и всех на конкурс позову, посмотрим, как наши родители умеют отгадывать музыкальные загадки.
Родители отгадывают музыкальные загадки типа доскажи словечко (Или тембры разных музыкальных инструментов).
Загадки:
Играть умеет он и «Форте» и «Пиано»,
За это назвали его (фортепиано).
Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути,
Я и крикун, я и буян, я звонкий, круглый (барабан).
Ей для музыки нужны
А всего-то три струны.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
Кто такая? Отгадай-ка.
Это наша (балалайка).
За обедом суп едят,
К вечеру заговорят,
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко на красивых ярких (ложках).
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит,
В джазе самый первый он,
Серебристый (саксофон).
(В это время на экране появляются слайды с изображением соответствующих музыкальных инструментов).
Фея: Молодцы, все загадки отгадали. Видите, ребята, музыку можно спеть, можно станцевать, а еще можно сыграть на музыкальных инструментах. Волшебной палочкой взмахну и нового гостя я позову.
(Вбегает Петрушка под музыку одноименного балета И. Стравинского)
(В это время на экране появляется слайд с изображением симфонического оркестра).
Петрушка:
Эй, ребята, добрый день!
Мне плясать и петь не лень!
Ну-ка, дайте мне ответ:
Вам со мною скучно?
Дети: Нет!
Петрушка: Так шепните мне на ушко,
Как зовут меня?
Дети: Петрушка!
Петрушка: Это точно! Я — Петрушка,
Развеселая игрушка!
Только что-то не пойму:
Вы здесь собрались почему?
Фея: Вот это да! Ребята, оказывается, Петрушка не знает, куда он попал!
Ну-ка, кто ему подскажет? (дети рассказывают Петрушке о своем празднике).
Петрушка: Я очень музыку люблю и мальчиков в оркестр я позову.
Оркестр мальчиков «Сапожки», русская народная мелодия.
(«Праздник каждый день». Младшая группа. И. Каплунова, И. Новоскольцева, №57)
Петрушка: За оркестр – благодарю и в игру вас позову! Погремушки разбирайте и в оркестр все вставайте!
Игра «Оркестр».
(При каждом повторении игры постепенно убирать погремушки, кто останется победителем – получает последний колокольчик).
Петрушка: А теперь нам пора прощаться, пора мне снова в сказку возвращаться. Вы меня не забывайте: танцуйте, пойте и играйте. До свидания! (Убегает).
Фея: Без музыки, без песенки нельзя на свете жить.
Давайте будем с музыкой и с песенкой дружить!
Дети читают:
1-й ребенок:
В синем небе кораблями
Проплывают облака,
Солнце ласково нам светит
И звенит для нас река.
2-й ребенок:
Птичьи радостные трели
Раздаются там и тут.
Через лес и через поле
Нас тропинки вдаль ведут.
3-й ребенок:
Хорошо, когда все вместе,
Вместе дышится легко,
Все заботы и печали
Улетают далеко.
4-й ребенок:
Хорошо, когда все вместе,
Жизнь становится милей.
И с друзьями рядом песни
Петь намного веселей!
Фея: Крепко за руки берись, в хоровод становись,
Гости, вы не отставайте, выходите, подпевайте!
«Большой хоровод» сл. Е. Жигалкина, муз. А. Хайта.
(Все садятся на места)
Фея: Вот и собрались наши колокольчики в ряд, и получились у нас – 7 нот из которых складывается музыка. Давайте их споем, а родители нам помогут. (По показу волшебной палочки все поют гамму, звучит волшебная музыка из кинофильма «Буратино», Фея показывает, что шкатулочка открылась. Родителям вручают похвальные грамоты, детям – подарки)
Использованная литература и интернет-ресурсы:
«Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением). Младшая группа. И. Каплунова. И. Новоскольцева. Издательство «Композитор» СПб:2007.
«Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением). Средняя группа. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Издательство «Композитор». С-Пб.: 2007.
«Учите детей петь» (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Составители Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М. Просвещение. 1986.
«Учите детей петь» (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Составители Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М. Просвещение. 1987.
«Танцевальная ритмика для детей» Вып.1 Т. И. Суворова. Учебное пособие. СПб: «Музыкальная палитра», 2004.
«Танцуй, малыш» Вып.2. Т. И. Суворова. Учебное пособие. СПб: «Музыкальная палитра», 2007.
You Tube. Видеофильм «По малину в сад пойдем» Tina Russian.
Презентация «Волшебные колокольчики», Ольга Валерьевна Малиновкина, Ольга Леонидовна Копосова.