Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».
Задачи:
Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;
Формирование классного коллектива, активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.
Развитие творческих способностей учащихся
Подготовила и провела: учитель начальных классов и истории Рейзвих Наталья Васильевна, Гимназия №9 п. Осакаровка, Карагандинской области
Оформление: рисунки по теме; шары, ленты по классу; магнитофон; русские народные костюмы для трех девочек и одного мальчика; стол с угощением.
Учитель. Добрый день! Я рада видеть вас на нашем празднике, который посвящен встрече Масленицы. Ее встречали еще наши деды и прадеды. Мы сохранили эту традицию и сегодня встречаем Масленицу «широким разгулом», весельем и масленичным угощеньем.
Февраль да март на Руси — месяцы переломные. Вроде бы и зима еще, да все знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, да все знают, что день на прирост пошел. А главное отличие зимы от весны — звуки. Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком. А пригреет солнце — потекут ручьи, зазвенят капели.
А еще чьи голоса возвещают о приходе весны?
Ребята. Птиц.
Учитель. Правильно, птичье пение. Раньше считалось, что даже петухи в конце зимы поют звонче и веселее — тепло чуют.
На эту пору приходится с незапамятных времен на Руси самый веселый народный праздник — Масленица, совпадающая с так называемой «сырной неделей».
ученик:
Есть обычай, старый очень,
Всеми чтимый на Руси:
Уходить зима не хочет?
Масленицу пригласи!
ученик:
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду —
Разбирайте по блину!
Учитель: Масленица — гостья особая. Ее одно может привлечь — долгожданное солнечное тепло. Масленица — девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали.
За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.
ученик:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону возьму-
И пахать пойду!
Учитель: Зазывали Масленицу закличками, песнями, играми.
ученик:
Дорогая гостья — Масленица!
По тебе мы так соскучились.
Знаем: коль приходишь ты –
Зиме конец.
ученик:
Если к нам приходит Масленица –
Значит, жди веселых праздников,
Удалых веселий с утра до ночи,
Распотешных шутовских забав.
Масленица: Здравствуйте люди добрые!
Пришла к вам ненадолго не на семь годков, а на семь деньков! Ешьте до икоты, пейте до перхоты, пойте до сипоты!
Учитель: Здравствуй и ты, гостьюшка дорогая, широка-боярыня Масленица! Какие вести ты принесла, с чем пожаловала?
Масленица: А пришла я неспроста, потому что солнце на весну поворачивается, день длиннее становится – к весне дело идет!
Дети:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица — угощай,
Всем блиночков подавай.
Учитель. Первыми встречали Масленицу ребята. С первым проблеском зорьки высыпали они толпою строить «снежный городок».
Ученик.
Душа моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости
На широкий двор на горке,
Покататься, в блинах поваляться.
Ученица.
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Учитель. Живет Масленица семь деньков. Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.
Масленица:
Скажите, ребята, из какой муки и теста готовили блины на Масленицу?
Ответ: пшеничной, овсяной, гречневой.
Что символизирует блин?
Ответ: восточные славяне поклонялись богу солнца Яриле. Очевидно, именно символом солнца и является горячий круглый блин.
С чем принято было есть блины?
Ответ: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом,
с медом, со сметаной, с различными вареньями
Ученик.
А всего милее Масленице
Угощенье — блины вкусные,
Блины вкусные, румяные
С яйцом, маслом, со сметаною.
Ученица.
С теплым блинчиком ребята побегут
Попросить побольше солнышка.
И блинами станут хвастаться –
Блин гречишный, блин овсяный –
У кого какой!
Учитель.
А в четверг Шел самый широкий разгул. Отсюда и названия этого дня — «разгуляй-четверток» или «широкий четверг». В четверг мастерили чучело зимы и возили его в санях.
Устраивались масленичные игрища.
Масленица: А сейчас и мы с вами поиграем, попоем, посоревнуемся.
1 конкурс «Частушки – пою лучше всех»
К нам весна стучится в гости,
Гонит зиму со двора.
Под веселый звон капели
Пляшет солнышко с утра!
Вот и масленицы светлой
Яркий праздник наступил.
Он и взрослым, он и детям
Много шуток подарил.
Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Понедельник – это встреча.
И работать нам не лень!
Строим горки мы из снега.
И играем целый день.
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Вторник– заигрыш настал.
Веселитесь с нами!
Нас за игры, за веселье
Угостят блинами!
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.
В среду теща суетится,
Печь блины, ох, мастерица!
За столом всех собрала
Угощала до утра!
И четверг уж чередой
Посещает за средой.
Мы катаемся в санях
На нарядных лошадях.
Снег летит из-под копыт
В пятницу под вечер.
Едет теща на блины
Мы её все встретим!
Посиделки у друзей
Мы в субботу проведем.
Угостимся мы блинами,
Медом, сыром, пирогами!
В День прощенный Воскресенье
Всем обиды ты прости
И с душою легкой, чистой
Веселись, пой и пляши!
Пусть в трудах беды не знает
Православный наш народ.
Пусть же будет плодородным
И счастливым этот год!
«Кушак». Соперники становятся по разным сторонам начерченной на земле линии, связывают руки кушаком (поясом, ремнём). Середина кушака ослаблена, левая рука заложена за спину. Задача для участников — перетянуть соперника за линию. Проигрывает тот, кто заступает за линию противника.
«Чугунок картошки».
В начале дистанции стоит пустая миска. В конце дистанции – чугунок с картошкой (по числу участников эстафеты). При помощи деревянной ложки надо перенести картошку из чугунка в миску.
«Конкурс рисунков»: Масленица выбирает лучшие рисунки ребят
Учитель. Пятница слыла, да и теперь слывет «тещиным вечерком», а суббота зовется «золовкиными посиделками». Оба эти дня посвящены в народе хождению по родне.
Вот и отгостились пятница и суббота. Наступило масленичное воскресенье.
Воскресенье — последний день Масленицы. Носит названия: «проводы», «прощанье», «целовник». Наступал «прощеный день» — просили прощенья и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые.
ученик.
Коли Масленица к нам пришла —
Значит, зиму пережили мы.
Как же праздник нам не праздновать,
Как же нам не петь да не плясать!
ученик.
Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!
Масленица:
Мои друзья-звери, по весне меня знавшие. Сейчас я о них загадки загадаю.
— Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была. (Сорока).
— Видели вы меня не раз, скачу я на двух шагах от вас. Чирик — чирик. Кто к этой песне привык? (Воробей).
— Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух).
— Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться?(Грач)
-Живёт в глуши лесной, и летом и зимой, старательный работник, лесной носатый плотник.(Дятел)
— За деревьями — кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, но ни дыма, ни пожара. (Лиса).
— хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Масленица:
Молодцы! Хорошую встречу вы мне подготовили.
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала — больно я устала.
Кончилось веселице — беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся. (Масленица уходит)
Учитель. После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.
Но сейчас мы с вами отмечаем Масленицу, а потому прошу всех к столу, давайте же встретим весело это праздник!
7