Сценарий урока
«Лучший подарок для будущего — прошлое»
Сегодня у нас необычный урок. Издревна русские молодцы и красны — девицы славились удалью молодецкую, уважением к младу и стару, силой, любовью к Отечеству. Любая работа в их руках спорилась. В старину все делали своими руками. Ремесла кормили, одевали и обували. И давайте мы с вами вернемся к тому времени, поиграем, как играли наши деды, подержим в руках вот эти предметы домашнего быта. (На урок беру из школьного музея все необходимое). Две команды «Красные девицы» и «Добрые молодцы» проходят следующие испытания:
1)- Путешествие в игру (беру разные игры для разминки: «Колдунчики», «Волк во рву», «У медведя во бору». Водящих выбираем считалкой из собранного фольклора.
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди;
Мы играем, ты води.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи тебе водить.
2) б — Игра «Король» — дети имитируют работу (вернее, ремесла кузнецов, плотников, прях, вязальщиц и т.д.), король отгадывает.
Путешествие продолжается команды подходят к месту , где находится все необходимое к уроку , тут же размещены таблички с названием слов тех предметов, которые надо выбрать и выполнить с ними определенную работу. Учитель показывает табличку со словом «половик», команды берут половики. Учитель дает четкое определение этой вещи по словарю Даля: «Половик — это сатканые дорожки, что расстилались в избе, чтобы из дома красота не выводилась». Далее командам предлагается раскатать половик и скатать — кто быстрее.
т. «Поленья», их готовили зимой, пилили, вывозили из леса, пилили, кололи, укладывали в поленницы. А из поленницы брали и топили печь.
Задание командам 3-5 поленьев взять на руку и перенести их в другое место, другой берет и несет их назад и т.д.
т. Утюг угольный. Во внутрь клались раскаленные угли, и тем самым они нагревали утюг, которым можно было гладить.
Задание командам:
а) С двумя утюгами (в двух руках) обежать вокруг половика и передать следующему или
б) с помощью одного утюга «пройтись» по полосочкам половика.
т. Чугун – это посуда для приготовления пищи в печах.
т. Ухват – это приспособление для переноса чугунов из печи или в печь.
Задание командам:
Перенести чугунок с помощью ухвата с кубика на кубик.
т. Коромысло – это приспособление для переноски воды. Им пользовались в основном девицы, но и молодцы иногда.
Задание. Пронести воду, да не расплескать.
т. Лапти – это обувь, сплетенная из лыка. Задание. Эстафета.
«Лапоток» — предлагаю сесть на половик «Красным девицам» против «Добрых молодцов». Передавая лапоток (девочка – мальчику – девочке — мальчику и т. д.), произнести что-то доброе, приятное.
3) А вечером, несмотря на такой труд, не замечая усталости, молодежь отдыхала. Как заиграет гармонь, так ноги в пляс просятся… «А ну-ка играй, музыка, пляшите молодцы, не уступайте, девицы.
Можно предложить игру «Ручеек», а можно — танец «Барыню». Вход и выход из зала через рушник, в зале плакаты «Если по-русски скроен, и один в поле воин».
«Доселе русского духу слыхали не слыхали, видом не видано, а ныне русский дух в очью является». Конец урока – все встают в круг. Учитель: «Будет стоять наша великая Русь, пока будут жить и продолжаться русские народные традиции». Ребята делают низкий поклон и выходят из зала. Для удобства командам лучше сидеть на гимнастических скамейках при выполнение испытаний с предметами быта.