Сценарий урока на 1 сентября для 4 класса «Мы тоже имеем права!»

МОУ «Верейская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока на 1 сентября

в 4 классе.

«Мы тоже имеем права!»

Автор
Абаркина Елена Владимировна

учитель начальных классов
МОУ «Верейская СОШ»
Московская область,
Орехово-Зуевский район,
посёлок Верея


2011год.

Сценарий урока на 1 сентября в 4 классе.

«Мы тоже имеем права!»

Цели:

  • познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

  • соотнести права и обязанности детей;

  • способствовать осознанию ответственности за свои права;

  • формировать положительное отношение к правам других;

  • способствовать формированию у детей правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран.

  • Презентация урока «Мы тоже имеем права!»

  • Фонограмма песни Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

Ход урока


  1. Вступление


Учитель: — Первое сентября… В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя. Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний. Он близок людям всех поколений. 
-Токарь и космонавт, врач и хлебороб, строитель и офицер, академик и геолог – мы все «родом» из школы. 
Только в нашей стране есть такой праздник – День знаний. 
Задачи грядущего столетия будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. 
Школа откроет Вам все тайны, над разгадкой которых столетиями бились лучшие умы.
 В школу вы пришли, чтобы научиться активно жить, думать, искать, творить. 
Уже сегодня, не дожидаясь, когда закончится пора ученичества, учитесь работать. 
Ваша задача – овладеть знаниями, накопленными человечеством.
Дорогие родители, ребята, разрешите вас поздравить с началом нового учебного года, с Днём знаний!


Для нас с вами это учебный год будет знаменательным. Мы закончим с вами начальную школу. А впереди новые взлёты, новые открытия, новые мечты. Давайте этот учебный год сделаем с вами ярким и запоминающимся.


Незаметно вы стали взрослыми,

Быстро школьные годы летят,

Три класса уже стали прошлыми,

Их, увы, не вернуть назад.

Впереди будет год замечательный,

Замечательный, но непростой,

Будет он для вас испытательный,

Ведь четвёртый класс – выпускной!


— А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября?
В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.
В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.
В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.
А в республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.
— А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, а значит мы снова вместе. Я вижу, как вы повзрослели за лето, ваши глаза говорят о том, что вы ещё многое хотите узнать.
Хочу вам пожелать здоровья, чтобы наши с вами встречи не прерывались из-за болезней, опозданий и прогулов, пожелать успехов в учёбе ребятам, а родителям – терпения и понимания.

(Дети читают стихи)

Кружит осень-балерина,

Красит золотом леса…

Школа, словно бригантина,

Поднимает паруса.

Поведёт по морю знаний

Нас учитель-капитан,

Мы увидим мир бескрайний,

Небеса и океан.

В добрый путь, друзья, за дело!

Поднимайте якоря!

Только смелым и умелым

Покоряются моря.

Дети по очереди звонят в колокольчик и читают своё стихотворение.

1.Звенит звонок все громче, все слышнее.
Какая трель над миром разливается
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются!

2.Звенит звонок, нам много лет подряд,
Его, услышав, люди улыбаются.
И расцветают лица у ребят.
Пришла пора — уроки начинаются!

3.Снова школьный звонок
Нас зовет на урок.
Значит, кончилось шумное лето
В первый день сентября
Всем нам радость даря
Каждый раз повторяется это!

Вед. — Есть ли в мире еще такой сигнал, способный, как наш «первосентябрьский» звонок,  поднять в поход за знаниями десятки миллионов человек?

Я долго думала, как провести последнее первое сентября в нашем классе. Провести вас по дорогам сказок? Но вы уже такие взрослые! Попутешествовать по страничкам школьной жизни и побывать на различных уроках? Но мы это будем делать теперь каждый день. И я решила соединить полезную информацию для вас и ваших родителей с этаким мозговым штурмом по литературным произведениям, которые все вы хорошо знаете. Слайд № 2.И вот что у меня получилось. Начинаем.

Слайд № 3.

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН — собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Цель ООН — борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Существует документ международного значения — «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции? Слайд № 4.

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

  • покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

Наше государство подписало этот документ.

Слайд № 5.

Конвенция — это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Слайд № 6.

Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года
и открыта для подписания, ратификации и присоединения.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.
Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
Они отличаются от прав взрослых. Послушайте, какие права есть у детей.

Слайд № 7.

Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 6

Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.

(Учащиеся отвечают)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник

Слайд № 8.

Статья 7

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9

Право ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию.

Слайд № 9.

Статья 11

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы

Статья 12

Ребенок имеет право формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.



Слайд № 10.

Статья 16

Ребенок имеет право на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

Статья 23

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Слайд № 11.

Статья 24

Право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Статья 26

Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

Слайд № 12.

Статья 28

Государства-участники признают право ребенка на образование.

Статья 30

Ребёнку не может быть отказано пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Слайд № 13.

Статья 31

Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Слайд № 14.

Статья 32

Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования.

Статья 36

Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Слайд № 15.

Статья 36

Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37

Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Слайд № 16.

Литературная викторина

– Вам предлагается ответить на вопросы. Это необходимо для того, чтобы вы как можно больше вспомнили сказок для дальнейшей работы по теме о правах детей.
Вопросы:
1. На чём путешествовал Емеля? (На печке) 
2. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя) 
3. Воздушный транспорт ведьмы? (Ступа, метла) 
4. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка) 
5. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба) 
6. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (Олово) 
7. В чём волшебная сила Хоттабыча? (В бороде) 
8. Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля) 
9. Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот) 
10. Кресло для царя? (Трон) 
11. Профессия Айболита? (Доктор) 
12. Его писатель Носов услал на Луну? (Незнайка) 
13. Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса Лариска) 
14. Кем был принц из сказки про Чипполино? (Лимоном)

  1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).

  2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).

  3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).

  4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).
     
     — А теперь ответим на более сложные вопросы.



Слайд № 17.

  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Слайд № 18.

  • Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

Слайд № 19.

  • Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Слайд № 20.

  • В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Слайд № 21.

  • В каких ещё сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Слайд № 22.

  • В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?

Слайд № 23.

  • В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)

Слайд № 24.

  • В каком произведении затрагивается тема о праве на пользование услугами здравоохранения.

Слайд № 25.

  • В каких сказках нарушается статья 36 о Защите ребёнка от экономической и всех форм эксплуатации.

Слайд № 26.

  • В какой сказке защищаются права детей на получение образования?

Слайд № 27.

  • Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

— Вот видите, ребята, даже сказочным героям не мешало бы знать свои права.

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята. Статья 9.

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Статья 32, 36.

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки —
Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано. Статья 6.



Слайд № 28.

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

Вывод. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

— Какие документы защищают ваши права?

— Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка


Слайд № 29.

Перед началом нового учебного года прошу заслушать указ!


Указ

Готовый указ! Написан для вас!

Утром рано просыпайтесь,

Хорошенько умывайтесь, чтобы в классе не зевать,

Носом в парту не клевать.

Одевайтесь аккуратно, чтоб смотреть было приятно,

Одежду тщательно проверь, четвероклассник ты теперь.

Приучай себя к порядку, не играй с вещами в прятки

Каждой книжкой дорожи в чистоте портфель держи.

На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай и соседу не мешай.

Не дразнись, не обзывайся, в классе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей, учиться будет веселей!

Слайд № 30-32 Учитель. Ребята, вам пришли поздравительные телеграммы.

Уважаемые ребята!
Настойчивее грызите гранит науки! Мы всегда с вами!
Стоматологическая поликлиника.

Уважаемые ребята!
Не уверены, не обгоняйте друг друга по дороге в столовую.

Инспектор ГИБДД.

Родители!
Вознаграждайте по заслугам успехи своих детей!

Комитет по присуждению Нобелевских премий.


Слайд № 33.


Пожелание учителя

Позади веселое осталось лето,
Много было солнца, много песен спето.
Снова школьный мир тебя зовет
В свой учебный долгий турпоход!
Снова книжки на столе, тетрадки
Чаще, как обычно, не в порядке,
Снова твой подъем с самим рассветом,
Верно, жаль тебе, что завершилось лето.




Но ведь тоже школьный мир прекрасен,
Встречи, одноклассники ждут в классе,
Чтобы впечатлением поделиться,
Чтобы дружно вместе вам учиться!
И я вам желаю в этот день,
Чтоб не постигала часто лень,
Чтоб в порядке были бы уроки,
Ведь стоите вы теперь на пороге
Жизни будущей и очень сложной!
Станет для вас пусть все возможным!




В сценарии использованы следующие источники:


  1. https://www.good.cnt.ru/family/ConUN-ChR.htm -статьи из Конвенции по правам ребёнка

  2. https://www.romanova.21202s14.edusite.ru/p5aa1.htmlматериалы классного часа Романовой Нины Юрьевны.

  3. https://festival.1september.ru/articles/311603/ — материалы учителя Копыловой М. Н. учитель начальных классов

  4. https://nach6bklas.ucoz.ru/index/konvencija_prav_rebjonka/0-23 — материалы учителя Татьяны Сергеевны Борзухиной.








Свежие документы:  Сценарий праздника "День независимости Республики Казахстан"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: