Сценарий урока на тему «Играем и поём – Масленицу зовём!»

8



Муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение №24

г. Королёв Московской области









Сценарий урока на тему

«Играем и поём – Масленицу зовём!»








Сценарий составила

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Затуливетрова Ольга Юрьевна






г. Королёв

2014 год.




Цель. Приобщать детей к народной традиционной культуре.

Задачи.

Обучающая:

  • Дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Масленица»;

  • Познакомить детей с родными жанрами фольклора.

Развивающая:

  • Развивать творческие способности, навыки импровизации;

  • Развивать познавательную, творческую активность детей.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь и уважение к традициям родного края;

  • Создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого обьединения детей.

Оборудование:

Музыкальный центр,

Бубенчики по количеству детей, платок (для игры «Горелки»),

2 деревянные ложки, 2 картофелины, 2 кегли (для игры «Перенеси картошку в ложке»),

Декорация – «Печка», гармошка (для Емели),

2 метлы (для игры «Гонки на метле»),

Поднос с блинами, самовар, чашки, стол, бумажные салфетки.



ХОД.


Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Дети свободно входят в зал, рассаживаются.


ВЕДУЩАЯ: Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь. Всех привечаем, сердечно встречаем. В тесноте, да не в обиде. (музыка смолкает). Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму-матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за зимние веселья. День становится длиннее, завершается зима. А ведь кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому морозцу, первому снегу, любовались снежными узорами. О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.



ДЕТИ: (поочерёдно) Зима – не лето, в шубу одета.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Зима – трёх месяцев владыка. (и т.п.)


ВЕДУЩАЯ: Ребята, а хорошо ли вам было зимой? На санках ездили? (Да)

А на лыжах ходили? На коньках катались? (Да). И, кажется, совсем недавно мы водили весёлые хороводы вокруг ёлки. Давайте вспомним один из них.


ХОРОВОД « РУССКАЯ ЗИМА » — муз. Л.Олифировой


ВЕДУЩАЯ: Ой, смотрите, сугроб зашевелился. (Из-за сугроба появляется Зима)


ЗИМА: Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трёт глаза), сосед медведь, быть может? Кто здесь шумит?


ВЕДУЩАЯ: Это мы, ребята – дошколята. А ты кто? Что под этим сугробом делала?


ЗИМА: Я – Зима холодная, снежная. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать.


ВЕДУЩАЯ: Конечно, ведь твоё время прошло. Черёд весны наступил. Тебе пора отправляться на Северный полюс отдыхать.

Звучит пение птиц в грамзаписи.


ЗИМА: (угрожающе) Что? Что вы такое говорите? Да что это птицы раскричались? Замолчите! (Взмахивает рукавом, щебет прекращается).


ВЕДУЩАЯ: Зима, что ты делаешь? Не морозь первых весенних пташек!


ЗИМА: (возмущённо) Что, что такое? Мне, Зиме, вздумали перечить? Да я вас всех сейчас в сосульки превращу! Где мой посох волшебный? (ищет, за сугробом находит сосульку)


ВЕДУЩАЯ: Вот видишь, даже посох твой растаял, в сосульку превратился. Это значит, прошло твоё время, пора тебе на север отправляться и там хозяйничать.


ЗИМА: Рано мне уходить, слишком рано-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся, подруга, выходи на врага!

Звучит фонограмма «Вьюга»

ЗИМА: Что, испугались? Ха-ха-ха!


ИГРА : «ЗАМОРОЖУ» — муз. Р.Шумана


ВЕДУЩАЯ: Как бы ты, Зима, ни злилась, но всё равно тебе придётся уйти. Пойми, так всегда бывает.


ЗИМА: Хорошо, так и быть. а то, действительно, что-то у вас тут слишком тепло для меня стало. Но при одном условии: отгадайте сначала мои загадки.


ВЕДУЩАЯ: Дети, вы согласны? (ответ детей)


ЗИМА: И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)

Бел как мел, с неба летел. Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)


ВЕДУЩАЯ: Вот видишь, Зима, даже в загадке говорится, что тебе пора уходить.


ЗИМА: Ничего не поделаешь, надо вещи собирать, да скорее убегать! (убегает)


ВЕДУЩАЯ: Вот и ушла от нас зима до следующего года. А нам с вами пора Масленицу в гости звать. Повторяйте за мной: «Эй, Маслёна, приходи да блинами угости!» (дети повторяют)


Под русскую народную мелодию «Полянка» в зал вбегают 2 Скомороха – дети подг.гр.


СКОМОРОХИ: (вместе) А про нас-то вы забыли?


ВЕДУЩАЯ: А кто же вы такие, гости дорогие?


СКОМОРОХИ: Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть да людей потешать!


1 СКОМОРОХ: А чего вы тут сидите, аль гулять вы не хотите?


2 СКОМОРОХ: Засиделись, чай, с утра, всем на улицу пора!


СКОМОРОХИ : (вместе) Вместе будем мы гулять, Масленицу в гости звать!

Дети одеваются и выходят на улицу, где их встречают сказочные герои.


1-й ЭТАП. ВЕДУЩАЯ – БАБА ЯГА.


БАБА ЯГА: Здорово, ребятки! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба Яга-костяная нога. Я теперь другая и совсем-совсем не злая. И даже разрешаю прокатиться вам на своей метле. Хотите? Тогда вставайте в две команды! Команды две, а метла – одна. Без волшебства здесь не обойтись. Чтобы из одной метлы две сделать, нужно всем вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать: «Умба-юмба, превращумба!» (Дети выполняют задание, Баба Яга разбирает свою метлу на две, вручает каждой команде.)

Теперь, ребятушки, покажите свою удаль. Нужно на метле пролететь до цели и обратно: сначала одному, потом по двое, затем уж втроём и вчетвером. Сумеете? Тогда… пять, четыре, два, один, старт!


ИГРА : «ГОНКИ НА МЕТЛЕ »


БАБА ЯГА: Есть ещё одна игра. Поиграем, детвора? Тогда повторяйте за мной:

Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают)

Мы ногами топаем – топ-топ-топ! (топают).

Хлоп-хлоп, топ-топ, я беру себя за лоб! (берётся за коленку).

Это что, у вас лоб на коленке находится? Будьте внимательны, когда дальше пойдёте, а то к Кощею попадёте. А он сегодня не в духе, злющий сидит!


ВЕДУЩАЯ: Спасибо за совет, Баба Яга, а мы дальше пойдём.


2-й ЭТАП. ВЕДУЩАЯ – МАРЬЮШКА.


МАРЬЮШКА: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Милости прошу, давайте знакомиться!

Меня зовут Марьюшка. А вас как? По команде: «Раз-два-три, своё имя назови» (дети произносят каждый своё имя одновременно). Ой, ничего не поняла. Давайте ещё раз! (знакомство повторяется) Ну вот и познакомились. Вы, наверное, весёлые ребята, любите играть? Тогда становитесь в круг!


ИГРА : « ГОРЕЛКИ »


ВЕДУЩАЯ: Марьюшка, а ты тут Масленицу нигде не встречала? Мы её ищем.


МАРЬЮШКА: Видела – видела. Масленица тут проезжала, блинов нам всем обещала. Мой друг Емелюшка её повёз, обещал привести блинов целый воз. Да вот пропал, неужто в беду попал? Давайте, ребятушки, все вместе пойдём и Емелюшку найдём.


3-й ЭТАП. ВЕДУЩИЙ – ЕМЕЛЯ.

Возле печки на лавке лежит Емеля, поёт:

ЕМЕЛЯ: Ой, мороз, мороз, не морозь меня…

ВЕДУЩАЯ: Здравствуй, Емеля – дружок!


ЕМЕЛЯ: А у вас есть пирожок? Я проголодался, пока вас дожидался.


МАРЬЮШКА: Прежде, чем пироги получать, надо с ребятами поплясать.


ЕМЕЛЯ: Не, неохота!


МАРЬЮШКА: Ну, не ленись, Емеля, стыдно!


ЕМЕЛЯ: Да ну! Ноги не идут! Во! (показывает, что не идут)


МАРЬЮШКА: Емелюшка, так скажи свои волшебные слова, ноги сами в пляс пойдут.


ЕМЕЛЯ: И то правда. По щучьему веленью, по моему хотенью, а ну-ка, ноги, попляшите! (Емеля пляшет сначала медленно, потом всё быстрей, вовлекая детей в пляску).


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСКА ПО ПОКАЗУ ЕМЕЛИ «БАРЫНЯ»


ЕМЕЛЯ: Ой, ребята, та-ра-ра, начинается игра!

Надо быстро, со всех ног извилистой дорожкой

Пронести в ложке картошку.


ИГРА : « ПЕРЕНЕСИ В ЛОЖКЕ КАРТОШКУ » (между кеглями)


ЕМЕЛЯ: Лежать на печке грустно было, а сейчас развеселился. Спасибо, ребята! За вашу пляску и веселье будет вам угощенье! По щучьему веленью, по моему хотенью, а ну-ка, печка, подавай нам блинов горяченьких да румяненьких, да с маслицем. (достаёт из «печки» блины)


ВЕДУЩАЯ: Спасибо тебе, Емеля, за вкусное угощение!


ЕМЕЛЯ: Тары-бары, растабары, попьём чай из самовара!


Дети пьют чай, едят блины.




























Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. «Светит месяц» — русская народная мелодия
2. Песня « Русская зима» — муз. и сл. Л.Олифировой

3. «Дед Мороз» — муз. Р.Шумана

4. «Полянка» — русская народная мелодия

5. Диск «Малыш и птички» — (Детское издательство «Елена» вып. 2001 г.)

6. «Барыня» — русская народная мелодия

7. https://muzofon.com/

8. https://mp3sort.biz




Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «В королевстве Зубной щётки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: