Сценарий урока на тему «Роль отца в формировании позитивного статуса ребенка в семье. Обмен опытом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 55 «Золотой ключик»














Сценарий урока на тему

«Роль отца в формировании позитивного статуса ребенка в семье.

Обмен опытом»

















подготовила педагог-психолог

Кучук Татьяна Евгеньевна






Озерск, 2014




Цель: обмен опытом с родителями по формированию позитивного статуса ребенка в семье, профилактика деструктивных взаимоотношений в семье.


Задачи:

  • Способствовать углублению знаний родителей о проблемах современной семьи;

  • Познакомить родителей с результатами исследования факторов, влияющих на формирование статусов детей в МБДОУ № 55;

  • Повысить психологическую компетенцию родителей (отцов), способствующую формированию позитивного статуса детей в семье.

  • Создать условия для овладения практическими навыками эффективного общения с детьми.


План:


1 часть. Теоретическая.

  1. Понятие о психологическом статусе; факторы, влияющие на статус ребенка в семье.

  2. Информация о результатах исследования в МБДОУ № 55. Факторы, влияющие на формирование позитивного и деструктивного статуса детей.

  3. Особенности современной семьи. Влияние отца на воспитание и развитие детей, на формирование позитивного статуса.


      1. часть. Обмен отцовским опытом.


      1. часть. Практическая:

  1. Мозговой штурм: «Влияние отца на формирование статуса ребенка».

  2. Освоение приемов активного слушания – «Чей чайник кипит?»

    • упражнение «Отражение чувств»;

    • упражнение «Перефразировка»;

    • упражнение «Зебра»;


  1. часть. Рефлексия. Обратная связь.

















1 часть. Теоретическая.


Здравствуйте, уважаемые папы! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Очень приятно видеть вас в таком количестве сегодня. Замечательно, что и некоторых наших мам интересует эта тема. Надеюсь, что сегодняшний разговор будет плодотворным и никого из вас не оставит равнодушным.


Итак, давайте представим, что мы все сидим вот за таким огромным круглым столом. Начать обсуждение нашей темы я хотела бы с очень простой загадки: «Что на свете всего дороже, но это не купишь ни за какие деньги?». Ну конечно, это наши дети.

Чтобы понять, как влияет семья и, в частности, отец на формирование статусов детей, в нашем детском саду было проведено небольшое исследование семьи как социального института, и наверняка некоторые из присутствующих здесь родителей в этом исследовании участвовали.


Сегодня на нашем круглом столе я познакомлю вас с результатами проведенного исследования, покажу некоторые тенденции, которые могут влиять на статус детей в семье, и, конечно, мы обсудим с вами, какова же роль отца в формировании позитивного статуса ребенка в семье. В сценарии круглого стола предусмотрена практическая часть, на которой вы освоите некоторые новые для себя способы общения с детьми, способствующие формированию позитивного статуса.

Вопрос аудитории: «Что вы понимаете под словом «психологический статус»?

Ответы.

Обобщение: «Психологический статус» – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Статус детей в семье (внутрисемейный статус) — это их социальная позиция, положение в рамках семьи как малой социальной группе.

В социальной психологии предложена следующая типология внутрисемейных статусов детей:

  • принятый,

  • отверженный,

  • зависимый,

  • подчиняемый,

  • автономно-независимый,

  • деспотичный.

Исследования показывают, что в современном российском обществе

статус принятого члена семьи имеют 65,6% детей.

Статус зависимого члена семьи имеют 11,5% детей.

Статус деспотичного имеют 6,8% детей,

Подчиняемого – 3,8% детей,

Отверженного – 3,2% детей,

Автономно-независимого – 2,5% детей.

Вопрос аудитории: «Почему, на ваш взгляд, надо говорить о статусе ребенка, о положении ребенка в семье? Почему это важно для ребенка?» (ответы).

Обобщение: статус ребенка в семье влияет на его личностное развитие, самооценку, способы взаимодействия с социумом. Из всех представленных здесь статусов только первый является позитивным, остальные статусы в той или иной степени оказывают негативное влияние на формирование личности растущего человека и приводят к различным поведенческим проблемам.

Вопрос аудитории: «Как вы считаете, что влияет на формирование негативного или позитивного статуса ребенка в семье?» (Ответы)

Обобщение: исследователи выделяют 40 факторов влияния на статус детей в обществе и семье и делят их на 2 большие группы:

  1. Объективные факторы

    • образ и условия жизни семьи (79,0%),

    • социально-экономическое положение семьи (76,7%),

    • методы, цели и стратегии родительского воспитания (72,7%),

    • родители, родственники (69,0%),

    • сверстники, друзья (59,8%),

    • школа, детский сад как социальные группы (57,7%),

    • образование как социальный институт (47,7%),

  2. Субъективные факторы:

  • родительско-детские отношения (61,8%),

  • социально-психологический климат в семье (56,7%),

  • отношение к детям (44,8%).

В исследовании, которое проводилось в нашем детском саду, мы изучали детско-родительские взаимоотношения, и частично психологический климат семьи, которые могут способствовать формированию того или иного статуса ребенка.

В опросах участвовало 45 родителей из разных возрастных групп и 44 ребенка с 5 до 7 лет.

Хочу прокомментировать некоторые тенденции, которые проявились в нашем детском саду.

Факторы, способствующие формированию принятого члена семьи.

  • Принятие. 44 ответа или 97,8% – родители принимают ребенка таким, какой он есть, симпатизируют ему, уважают его индивидуальность, поддерживают его планы, проводят с ним много времени.

  • Высокий уровень кооперации, сотрудничества с детьми. 33 ответа или 73,3% – взрослые проявляют искренний интерес к делам ребенка, поощряют инициативу и самостоятельность, доверяют ребенку, учитывают его точку зрения при спорных вопросах.

  • Вера в силы и возможности ребенка. 43 ответа или 95,6% – у родителей нет стремления оградить детей от трудностей жизни, отсутствует тотальный контроль.

  • Совместная деятельность с детьми – 34 ответа или 81% семей – занятия, игры, отдых на природе.

Факторы, способствующие формированию негативного статуса в семье.

30% детей уже чувствуют себя отверженными в семье;

68% детей чувствуют эмоциональную напряженность, тревожность, неуверенность в семье;

63,6% детей ощущают в семье психологическую дистанцию, внутреннюю, эмоциональную отдаленность, разобщенность внутри семьи;

52% родителей не любят, когда дома беспорядок. Беспорядок привносят дети, подобные ответы косвенным образом свидетельствуют о непринятии детской непосредственности, живости, склонности к хаосу. Так проявляется тенденция к формированию отверженности детей в семье.

66,6% родителей не принимают негативные эмоции детей, (грусть, злость, обиду и пр.), стараются развеселить ребенка, купить новую игрушку, отвлечь, сделать все, чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоций.

Анализ полученных результатов исследования позволил выявить причины, которые влияют на формирование негативных статусов детей в семьях наших воспитанников.

Причины, влияющие на формирование негативных статусов детей

– внутреннее, эмоциональное разобщение членов семьи, преобладание делового взаимодействия в ущерб теплоте;

– отсутствие семенных традиций, ритуалов, способствующих нравственному росту всех членов семьи, укреплению семенных ценностей;

– отсутствие у родителей времени на полноценное общение с детьми, за этим стоит не умение или не знание родителями способов и приемов рациональной организации времени, или уход от проблемы общения. Можно общаться 15 минут в день так, чтобы ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, любимым, значимым, принятым;

– отсутствие умения открыто выражать свои чувства, принимать негативные чувства других, особенно детей;

– формирование потребности в здоровом образе жизни не является семейной ценностью;

Итак, мы рассмотрели, субъективные факторы, которые влияют на формирование статуса ребенка в семье. Это преимущественно межличностные отношения, детско-родительские отношения.

Понятно, что ключевыми фигурами для ребенка являются его мама и папа. Но сегодня я хотела бы наш круглый стол посвятить только роли отца в формировании позитивного статуса ребенка.

Почему для меня было важным несколько сузить тему и немного оттеснить на второй план роль матери в этом важном вопросе?

Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании детей.



Современное отцовство характеризуется следующими тенденциями:

— незначительность контактов отцов с детьми.

— педагогическая некомпетентность отцов.

— рост безотцовщины или частое отсутствие отца в семье.

С точки зрения демографии современная семья является преимущественно материнской. К сожалению, отсутствие отца, либо ослабление и даже полная утрата мужской власти становится одним из отличительных признаков современной семьи. При этом мужья все чаще подвергаются критике со стороны жен, а их авторитет, основанный на вне семейных факторах, значительно снижается. Заметное ослабление поляризации мужских и женских, отцовских и материнских ролей и образов отражается на развитии и воспитании детей.

Кроме того, в детских садах и школах педагогами преимущественно являются женщины. Дети в ходе феминизированного воспитания переходят из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница – женщина-начальник). Преимущественное женское влияние приводит к искажению личностного развития и неблагоприятно сказывается на всей последующей жизни такого ребенка.



Влияние отца на развитие и социализацию ребёнка, на его личностный рост и на формирование статуса в семье имеет даже большее значение, чем влияние матери. А между тем, в литературе по психологии и педагогике нет достаточных исследований по специфике отцовского воспитания.


Вопрос аудитории: «Как вы считаете, чем отличается мужской отцовский подход к воспитанию от женского?» (ответы)


Обобщение: в идеале родители представляют собой пару, где мама олицетворение детства, уютного мира, где ничего не требуют и всегда помогут. Мама, в идеале, безусловно принимает своего ребенка. Так заложено природой.

А папа представляет собой мир более взрослый, где каждый отвечает сам за себя, где есть неизвестность и любовь, не похожая на мамину. Отцы, по результатам наблюдений, дают больший простор личности ребёнка, чаще выпускают его из поля зрения.

Матери же, когда ребёнок сталкивается с чем-то неизвестным, инстинктивно стараются быть ближе, опекать, подставить плечо и подстелить соломку даже там, где это не всегда оправданно. Отцы же в таких ситуациях стараются не вмешиваться, давая ребёнку, возможность самостоятельно решить возникающие проблемы.

Каждая из этих моделей вносит свой вклад в развитие ребёнка. У тех, детей, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, реже наблюдаются вспышки ярости, они лучше владеют собой и адаптируются в обществе.

Сегодня на нашем круглом столе любезно согласились поделиться опытом семейного воспитания некоторые папы. Каким они видят себя в роли родителя? Какие приоритеты в воспитании детей для себя они определяют?

Сообщения из опытов семейного воспитания.

Обобщение. Спасибо большое … Итак, еще раз хочу подчеркнуть, что роль отца в социализации личности ребенка очень велика. Отец меньше опекает детей, предоставляет ребенку больше самостоятельности, воспитывает в нем самодисциплину. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей как эмоциональная уравновешенность, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.

2 часть. Практическая.

А сейчас, уважаемые папы, предлагаю перейти к практической части нашего круглого стола. Учитывая те негативные тенденции, которые выявило наше исследование, в практической части я предлагаю вам несколько упражнений, направленных на совершенствование навыков общения между взрослым и ребенком, которые будут способствовать лучшему взаимопониманию в семье.





  1. «Мозговой штурм»:

Разделиться на 4 подгруппы.

Задание: написать на листках

«Как отец способствует формированию негативного статуса ребенка в семье?»2 подгруппы.

«Как отец способствует формированию позитивного статуса ребенка в семье?»2 подгруппы.

Обсуждение.

  1. Освоение приемов активного слушания: «Чей чайник кипит?».

Мы уже говорили с вами о том, что для нашей культуры, российского менталитета не характерно проявление внимания к чувствам. И мы увидели по результатам срезов, что основная причина, вызывающая напряженность и тревогу у детей, это эмоциональная отдаленность, психологическая дистанция между детьми и родителями, несмотря на то, что все родители любят своих детей, они выражают эту любовь по-разному. Там, где отец считает, что он проявляет требовательность и принципиальность, ребенок воспринимает это как наказание, негативную оценку, непонимание его чувств.

В любой семье, даже там, где существуют благоприятные отношения между родителями и детьми, возникают ситуации раздражения, непонимания, иногда враждебности. Дети начинают капризничать, плохо себя вести по каким-то незначительным поводам (с точки зрения взрослых). И сейчас я хочу познакомить вас с 2 эффективными приемами, которые можно использовать в сложных ситуациях и не только в общении с детьми.

Когда мы видим любое негативное поведение ребенка, то его причины часто спрятаны в сфере чувств, которые малыш часто не осознает и не может выразить. Как ему можно помочь?

Итак, когда вы видите, чувствуете, что ребенок испытывает сильные негативные чувства (злость, обиду, раздражение, гнев, досаду), целесообразно использовать прием отражения чувств.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек:

«Ты очень расстроился из-за того, что тебе не купили машинку»,

«Ты сердишься, потому что Вася отобрал твою игрушку, у тебя не получается построить дом»,

«Ты обиделся на бабушку, потому что она не разрешила смотреть мультики».








Правила при отражении чувств ребенка.

    • Контакт глаза в глаза;

    • Физический контакт;

    • Проговаривание чувств в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не выражает сочувствия, в котором нуждается ребенок;

    • Оценка поведения детей в безличной форме;

    • Проговаривание или показ образца ожидаемого поведения;






Упражнение «Отражение чувств».

(4 подгруппы, каждая подгруппа на листках записывает чувства ребенка и возможный ответ родителя, отражающий чувства ребенка)

(Родителям выдаются листки, в которых заполнена только 1 колонка, 2 и 3 колонки родители заполняют самостоятельно)

Ситуация

Чувства ребенка

Ваш ответ

– Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Больно, обидно.

Тебе больно, и ты рассердился на врача. Поплачь, бобо убежит, оно боится слез.

– Ребенок роняет чашку, та разбивается, ребенок плачет: «Ой!!! Моя чашечка»



– Ребенок строит дом из кубиков, у него не получается так, как он хочет. Он начинает швырять кубики.


– Малыш не смотрит, а рвет книжки. Папа забирает их у него. Малыш кричит и тянет их обратно, замахивается на отца.

Страх, обида.






Раздражение, злость.






Раздражение, гнев

Ты испугался, и чашечку очень жалко. В следующий раз держи чашку крепко, вот так (показать).




Ты злишься, потому что у тебя не получается дом. Я могу тебе помочь?





Ты сердишься на папу, потому что он не позволяет тебе рвать книги. Книги смотрят, читают, а не рвут. Можно резать или рвать старые газеты, журналы, бумагу.


Обсуждение.


Последствия при использовании приема отражения чувств:

– сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;

– дети меньше боятся своих негативных чувств – гнева, раздражения, обиды, если видят, что родители их понимают. А это профилактика агрессивного поведения, т.к. за каждым агрессивным поступком стоят не отреагированные негативные чувства.

– дети начинают сами продвигаться в решении своих проблем, если чувствуют, что их понимают, а не осуждают, особенно родители;


А как же быть с нашими чувствами? Ведь мы тоже сердимся, переживаем, устаем, раздражаемся, обижаемся и, в результате, часто срываем свои негативные чувства на детях.

Когда нас переполняют эмоции, когда проблема принадлежит нам, помогает прием «Я-сообщений». При общении мы часто пользуемся двумя формами обращения к другому человеку: это «Ты-сообщения» и «Я-сообщения».

«Ты-сообщение» содержат местоимение «ты», «тебе», «твое», н-р,

ребенок играл и все игрушки разбросал по комнате, вы устали и у вас еще много домашних дел: «Опять ты все игрушки разбросал».

Папа собирается на работу, опаздывает, а малыш с машинками ползает под ногами, папа раздражен: «Вечно ты путаешься под ногами».

«Ты-сообщения» часто нарушают коммуникацию, вызывают у человека и у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что родитель всегда прав, особенно, если ребенок часто слышит такие высказывания в свой адрес. Каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка, в ответ ребенок либо постоянно будет испытывать чувство вины, либо будет дерзить, а в более старшем возрасте проявлять агрессивность.

«Я-сообщения» содержат личные местоимения «я», «мне», «меня» и имеют ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщениями». «Я-сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его негативного поведения, которое не устраивает родителей. Первоочередная цель «Я-сообщений» – не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности, в такой форме, что другой, в том числе и маленький ребенок, поймет их гораздо быстрее.

Итак, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом, используя «Я-сообщения». Говорите о своих чувствах, а не о его поведении.

Модель «Я-сообщения» состоит из 3-х частей:

  • Событие (когда… если….);

  • Сообщение о чувствах (я чувствую…);

  • Предпочитаемый вами исход (мне бы хотелось, чтобы…; я предпочел бы…; я была бы рада…)




Упражнение «Перефразировка». 3 подгруппы.

(родители получают листки, в которых заполнена только 1 колонка «Ты-сообщения». Колонку «Я-сообщения» – заполняют самостоятельно)


Ты-сообщения

Я-сообщения

  1. Мама в который раз зовет дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас» и продолжает играть. Мама начинает сердиться: «Да сколько же раз тебе надо говорить!»


  1. Отец разговаривает с приятелем. Ребенок постоянно дергает его, прерывает разговор: «Ты что, не видишь, что я разговариваю, не мешай. Займись чем-нибудь, пока я говорю»



  1. В магазине отец купил сыну машинку, потом мальчик увидел другую и стал ее просить. Отец отказал, тогда он начал ныть, кричать, толкать папу, говорить, что он плохой. Отцу очень стыдно и неудобно перед окружающими: «Прекрати немедленно истерику; я ничего тебе не куплю»


  1. Я начинаю сердиться, когда много раз приходится повторять одно и тоже!




  1. Мне трудно говорить, меня раздражает, когда меня постоянно прерывают.






  1. Мне очень не нравится, когда дети криком чего-то добиваются, и мне ужасно стыдно из-за такого поведения моего сына.




Ты-сообщения

Я-сообщения


  1. Родители приходят с работы, а в квартире полный кавардак: «Опять ты все игрушки разбросал, убирай все немедленно!».


2. Папа собирается на работу, опаздывает, а малыш с машинками ползает под ногами, папа раздражен: «Ты что, не видишь, что мне некогда, ну что ты вечно путаешься под ногами».

3. Папа пришел с работы очень усталый, дочь прибегает к нему и просит поиграть, побегать: «Нет, ты меня утомила своими играми».

1. Мне не нравится, когда в комнате беспорядок, мы с мамой очень устали и были бы рады, чтобы нам помогли с уборкой.


  1. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то путается, и я все время спотыкаюсь.




  1. Я очень устал, мне бы хотелось отдохнуть, а потом мы с тобой поиграем.


Ты-сообщения

«Я-сообщение»

  1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваши предупреждения, пролил суп: «Я же предупреждал тебя. Вечно ты все проливаешь»


  1. Мама только что вымыла пол, а дочь пришла с прогулки и, не разуваясь, в сапогах, прошла в комнату, наследив на полу: «Как ты маму не любишь, посмотри, как опять ты все испачкала, иди, бери тряпку и сама мой пол»


  1. На прогулке малыш зашел в лужу, промочил ноги, испачкал новые штаны: «Сколько раз тебе говорить, чтобы по лужам не ходил, опять заболеешь»



Обсуждение.


Упражнение «Зебра».

(Работают все участники одновременно)

Разделите лист пополам. Слева напишите 5 своих отрицательных качеств, которые мешают эффективно воспитывать ребенка. Справа переделайте их в положительные. Например, гневливый – строгий, требовательный (это упражнение не обсуждается, родители забирают листы домой для дальнейшей рефлексии).

Давайте подведем итоги: для формирования у ребенка позитивного статуса в семье необходимо:

  • полностью включить детей в жизнедеятельность семьи;

  • предоставить детям в некоторой степени независимость от родителей, которая, например, проявляется в самостоятельности принятия решений, в наличии собственного пространства, собственного мнения по каким-то вопросам и т.д.;

  • учиться структурировать свое время для общения с детьми, наполнять это время содержательными занятиями;

  • способствовать созданию эмоциональной близости, теплых отношений внутри семьи;

  • развивать и укреплять семейные традиции, ритуалы и пр.;

  • укреплять супружеские отношения.

Заключение. Итак, уважаемые папы! Сегодня мы с вами уточнили, что такое психологический статус ребенка в семье, от чего он зависит, как отец может повлиять на формирование позитивного статуса. Вы освоили некоторые приемы для улучшения общения с детьми в конфликтных ситуациях.

Дорогие папы, не забывайте, что вашим малышам очень нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец — он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

3 часть. Рефлексия.

Уважаемые папы! Нам очень интересны ваши впечатления о сегодняшней встрече. Напишите, пожалуйста, что вы измените в своих отношениях с ребенком после участия в круглом столе. Спасибо всем за активную работу. Желаю вам терпения, успехов в воспитании детей.








































Литература:


  1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.:Просвещение, 1991.

  2. Баркан А. Практическая психология для родителей. М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 1992.

  4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультрование. Проблемы психического разваития детей. – М.: Изд. МГУ, 1990.

  5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 1988.

  6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.

  7. Винникот Д.В. Разговор с родителем. – М.: НФ «Класс», 1995.

  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС МЕДИА, 1995.

  9. Гордон Т.Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. – ЕКб: АРД ЛТД, 1997.

  10. Джайнотт Х. Родители и дети // Серия «Знание». Пед. Фак-т. 1986. № 4.

  11. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. – М.: Прогресс, 1993.

  12. Дрейкус Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. – М.: Прогресс, 1986.

  13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1982.

  14. Кволс К. Как воспитывать детей без наказания. СПб.: ИД «Весь», 2002.

  15. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

  16. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1979.

  17. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1990.

  18. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений – М.: Междунар. педагог. академия, 1994.

  19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., Изд. «Речь» 2000.

  20. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: Смысл, 1993.

  21. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М.: Изд. МГУ, 1989.

  22. Популярная психология для родителей под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.

  23. Популярная психология для родителей под ред. А.С.Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

  24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

  25. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

  26. Семья в психологической консультации под ред А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989.

  27. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб., 1995.

  28. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: изд. центр «Владос», 2001.

  29. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. – М.: Изд. МГУ, 1988.

  30. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд. МГУ, 1988.

  31. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.

  32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990.











































Приложение:


В приложении собраны методики исследования детско-родительского взаимодействия и детско-родительских отношений, которые можно разделить на две группы. Психологам можно выбрать методики и тесты по своему усмотрению.


Методы, направленные на изучение положения ребёнка в семье:

  • «Эмоциональные отношения родителей и детей» (Методика Е.И.Захаровой);

  • различные варианты методики «Неоконченные предложения»;

  • методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблонд)

  • кинестетический рисунок семьи;

  • рисунок «Мир, в котором я живу»

  • «Эмоциональная лесенка отношений» (модификации для детей);

  • «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер);

  • социограмма «Моя семья» (В.В.Ткачёва, адаптация Э.Г.Эйдемиллера);

  • методика Рене Жиля;

  • тест «Расскажи сказку» (Б.Шелби);

  • мини–интервью «Что такое семья? Каким ты будешь родителем (мамой – для девочек, папой – для мальчиков)?»;

  • диагностические структурированные наблюдения.


Методы, направленные на выявление знаний родителей о ребёнке и

изучение родительских отношений с детьми:

  • тест–опросник «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин);

  • методика измерения родительских установок и реакций (В.Шефер, PARY);

  • родительское сочинение «История жизни моего ребёнка» (проблемного ребёнка);

  • опросник АСВ (Э.Г. Эйдемиллер);

  • «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер);

  • кинестетический рисунок семьи;

  • «Эмоциональная лесенка отношений» (модификации для родителей);

  • опросник «Взаимодействие – родитель-ребёнок» (И.М. Марковская);

  • методика идентификации детей с родителями (А.И.Захаров);

  • опросник «Лики родительской любви» (Э.Г.Эйдемиллер);

  • различные варианты методики «Неоконченные предложения»;

  • диагностические структурированные наблюдения.




Свежие документы:  Внеклассное мероприятие. Музыкально - литературная композиция, посвященная 70-летию Битве под Москвой

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: