Тема урока: «Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов» , 1 класс, «Начальная школа XXI века».
Педагогические задачи:
создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения;
научить делить слова на слоги, писать предложения с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся
обсуждать текст, в котором представлена неполная информация;
устанавливать ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес;
использовать правило написания собственных имён (на примере записи адреса);
проводить звуковой анализ;
находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, соответствующие приведённым слогоударным схемам);
контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Познавательные:
общеучебные — освоение ситуаций общения, в которых необходимо указывать адрес;
применение правила правописания собственных имен (на примере записи адреса);
логические — проведение звукового анализа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (слова, соответствующие приведенным слогоударным схемам).
Регулятивные:
мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Коммуникативные:
излагать мысли точно, ясно и просто;
осознавать цели и ситуации общения.
Личностные:
проявляют учебно-познавательный интерес;
понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований, выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Готовьтесь, ребята, — начнем наш урок.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
— Послушайте отрывок стихотворения С. Я. Маршака
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
— О ком это стихотворение?
— Что разносит почтальон по квартирам? (Письма)
— Что указывают на письмах, чтобы оно нашло получателя? (адрес)
Работа по учебнику
— К чему призывает нас условный знак «Давайте подумаем»?
— Прочитайте приглашение на день рождения, которое написала Тоня (стр. 43, учебник).
— Что нужно дописать в приглашении? (Адрес.)
— Это тема нашего урока.
— В каких ситуациях пригодится знание собственного адреса?
Словарно — орфографическая работа
— Слово «адрес» заимствовано из польского языка, пришло в Россию в XVIII веке. В польском языке появилось из французского.
Значение слова «адрес»: Надпись на почтовом отправлении (конверте, посылке и т.п.), указывающая место назначения и получателя.
«Открытие» новых знаний и способов деятельности.
Работа по учебнику (с. 43-45).
1. Упражнении 1.
— Как вы думаете, почему в авторы учебника в скобках в начале слов указали две буквы: большую и маленькую. (Авторы предлагают нам выбрать нужную букву.)
— Как вы будете действовать, выбирая нужную букву? (Надо прочитать слово, подумать над его значением; если имя собственное ~ выбираем большую букву.)
— Помогите Алёше записать адрес. (Коллективная работа)
2. Упражнение 2. (Задание повышенной трудности, в зависимости от работоспособности класса.) (Для сильного класса, можно не выполнять)
— Кто из вас знает свой адрес?
— Можете ли вы записать его правильно? Попробуйте.
3.Чтение материала рубрики «Обрати внимание».
— Какую важную информацию вы получили?
4. Упражнение 3.
— Прочитайте письмо, которое написала птичка колибри.
— Как вы думаете, Кузя получит письмо?
— Правильно ли она указала адрес?
— Спишите письмо, пользуясь алгоритмом списывания.
5.Упражнение 4.
— Разбор упражнения, подбор слов из упражнения 3.
— Выполнение работы. (Коллективная проверка.)
— Слова: (память, тебе, пёрышко, ответа, хорошо.)
Работа в тетради «Русский язык»
Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.)
Зарядка для глаз:
— Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
— Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
— Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
— Посмотрите на верхний левый угол стены класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
1. Упражнение 1 «Дорисуй», (стр. 40)
— Отгадайте загадку:
Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом).
— Самостоятельно дорисуйте домик.
2. Упражнение 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)
— Назовите элементы букв на первой строке. (Короткая линия с закруглением, внизу, короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей, длинная линия с длинной петлей.)
— Найдите сходства и отличия строчных букв и, ц, ш, у, записанных на второй строке.
— На третьей строке запишите буквы, узнав их по описанию:
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (ц);
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу (и);
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, ещё одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ);
это буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш);
это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с длинной петлей внизу (у).
3. Упражнение 3 «Распредели слова по столбикам». (Работа в парах.)
Проверка выполненной работы:
адрес знание строчная
буква улица квартира
город
— Подберите свои слова для каждого столбика.
— Какие слова не записали ни в один из столбиков? (Хотел, помоги, тетрадь, письмо, ответ.)
— Почему они не вошли ни в один из столбиков? (Ударение падает не на тот слог)
4. Упражнение 4 (проверка понимания изученного). (Самостоятелъное выполнение.)
— Вспомните, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие — с заглавной? (Названия городов, улиц, рек, морей пишутся с заглавной буквы.)
— Запишите географические названия.
Города: Казань, Москва, Смоленск.
Реки: Волга, Ока.
Улицы: Волкова, Обручева.
Моря: Красное, Чёрное.
5. Упражнение 5 «Догадайся». (Фронтальное выполнение.)
Проверка выполненной работы: спасибо, адрес, пожалуйста, до свидания.
6. Упражнение 6 «Спиши». (Работа выполняется если осталось время).
— Прочитайте текст упражнения.
— Прочитайте слова, записанные с большой буквы.
— Объясните, почему нужно писать их с большой буквы?
— Расскажите порядок работы при списывании. (Прочитать слово, подели на слоги, пиши диктуя себе по слогам, проверь читая слово в тексте.)
Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
— Покажите смайлики, какое у вас настроение после выполненных заданий на уроке.
Инструктаж по выполнению устного задания.
— Узнайте точный адрес бабушки (сестры, брата, друзей).
Список литературы:
Русский язык : 1-4 классы : программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова. – М : Вентана – Граф, 2012.
Русский язык: 1 класс: система уроков по учебнику С. В. Иванов,
М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова / авт. Сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова,
А. О. Евдакимова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – 2-е изд., испр. — М: Вентана – Граф, 2011. — (Начальная школа XXI века.)
Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова. — М: Вентана – Граф, 2014. – 96 с. : ил. — (Начальная школа XXI века.)
Речевые секреты: кн. Для учителя нач. классов / Т. А. Ладыженская [и др.]; под редакцией Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1992.
Хрестоматия по детской литературе / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская; под ред. Е. Е. Зубаревой. – 10-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
Открытые уроки в начальной школе / сост. Е. С. Гостимская. – М.: 5 за знания, 2007.
Г. А. Евсюкова: Методическая копилка // Начальная школа. – 1998.