Юхтанова Елена Алексеевна
Учитель начальных классов
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»
г. Комсомольск-на-Амуре
Краевое государственно бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная» (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида №3» г. Комсомольска –на- Амуре.
«Ночное приключение»
2 класс
Подготовила учитель
начальных классов
I кв.к.
Юхтанова Е.А.
г. Комсомольск-на-Амуре
2012 г.
Цель:
Познакомить с новым произведением;
Образовательная задача:
Научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст.
Коррекционно-развивающая задача:
Развивать артикуляционный аппарат через чтение чистоговорок;
Развивать мышление и слуховое восприятие посредством отгадывания загадки;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать и обогащать речь через воспроизведения словесного материала через задания: «Соотнеси слова друг с другом»;
Развивать пространственную ориентацию через работу с картинками;
Развивать память и внимание через задания: «Сравни снеговиков».
Воспитательная задача:
Воспитание внимательного отношения к окружающей природе;
Развитие познавательного интереса.
Оборудование:
Чтение: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида / Авт.-сост. С.Ю.Ильина.- 5-е изд., дораб.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.-247с.:ил.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемное изложение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика.
Дифференцированный подход: слабые ученики выполняют задания: «Соотнеси слова друг с другом»; индивидуальное чтение.
I.Организация урока.
1.Дыхательная гимнастика: 2. Речевая разминка.
| — К какому уроку приготовились? Как нужно читать? Перед чтением выполним дыхательную гимнастику.
-Сделать глубокий вдох через нос, выдыхать. Произнося следующие звуки: и,у,о,е,а,м. Прочитаем чистоговорки: Орка-орка-орка-крутая горка. Ре-ре-ре- санки на горе.
| [и] влияет на мозг, зрение,слух; [е]-на горло; [о]-на сердце; [у]-на живот; [а]-на конечности; [м]-на организм в целом. |
II. Проверка домашнего задания.
| -Как называется произведение, которое мы читали на прошлом уроке? Назовите жанр произведения. — Кто автор стихотворения? -Какое стихотворение по настроению? -Что удивительного происходит на Новый год? — Чтение стихотворения по цепочке.
| Полные ответы учеников. |
III. Сообщение темы и цели урока.
2.Первичное чтение учителем стихотворения.
3.Словарная работа: Чтение слогов со стечением согласных:
4.Работа над стихотворением. Выборочное чтение.
|
1.Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с новым стихотворением. Прочитаем название стихотворения: «Ночное приключение» автор Е.Кушак -Что такое приключение? Приключение – это происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях (Словарь русского языка С.И.Ожегов).
-Как вы думаете, стихотворение с таким названием будет веселым или грустным? -Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем произошло приключение: Меня не растили, Из снега слепили, Вместо носа ловко, Вставили морковку. Глаза – угольки, Ручки – сучки. Холодная, большая – Кто я такая? (Снежная баба).
— Чтение учителем. Проверка первичного восприятия. — Понравилось вам стихотворение? Какое стихотворение: веселое или грустное? -Кто нам рассказывает об этом происшествии? -Что слепили дети из снега?
Дети — дет- во- ра Какие это слова? Кон-сер-в-ная банка
сне ска сле мча вче дво шля ста -Дополните слог до слова.
1.Чтение стихотворения хором учащимися. -Как выглядела снежная баба, которую слепили дети? Прочитайте. -Что произошло со снежной бабой, когда дети ушли домой? Прочитайте. -Почему дети не смогли найти снежную бабу, которую слепили? Прочитайте.
|
(полные ответы детей на вопросы)
Дети слепили из снега снеговика. Эти слова родственные. (читает один ученик -потом читают хором)
|
Физминутка. Связь с окружающим миром. |
Как по- другому можно назвать снежную бабу?
-Какой лучше снег подходит для лепки снежной бабы: сухой или мокрый?
-Зачем дети лепят снежную бабу? (Это зимние забавы).
-Сколько комков снега надо слепить для снежной бабы?
-Какие комки по величине? Почему большой ком внизу?
Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Её улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка- Увы! и нет снеговика.
|
Дети воображают, что лепят снежный ком: «Рисуют» руками три круга, начиная с маленького. Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу. Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами. |
8. Закрепление. Работа с картинками.
| 1.Работа с 1 частью стихотворения. -Кто на картинке в правом нижнем углу? Соотнесите правильно слова друг с другом и ответьте на вопрос: -из чего сделали дети снежную бабу? шляпа палки нос мочалка руки ведро метла морковка коса метла — Проверка. Чтение по цепочке 1 части. 2. Работа со 2 частью стихотворения. -Что вы видите на картинке в верхнем левом углу? Найдите предложение к этой картинке. (Ах, как она мчалась с горы ледяной). — Что еще делала снежная баба? Закончите предложения: Гоняла метлой……(консервную банку). Ловила шляпой…..(снежинки). -С кем автор сравнивает снежинки? Почему? — В какое время суток произошло приключение со снежной бабой?
3.Работа с 3 частью стихотворения: -Что вы видите на картинке в нижнем левом углу? — В какое время суток искали дети снежную бабу?
-Соотнесите правильно слова друг с другом и ответьте на вопрос: -Что на следующее утро ребята увидели? ведро возле беседки метла на ветке морковка посреди двора мочалка в снегу
-Какое настроение было у ребят? -А вам жалко снеговика? -По названию стихотворения вы сказали, что стихотворение будет веселым. Изменилось ли ваше мнение после прочтения стихотворения? (в начале стихотворение веселое, а в конце- грустное). — Какие строчки вызывают у вас веселое настроение? Прочитайте (Чтение 2 части по цепочке). -Какие строчки вызывают у вас сожаление, грусть? Прочитайте (Чтение 3 части по цепочке). — Ребята, что в этом стихотворении правда, а что вымышленное?
| Ответы учеников.
Работу выполняют слабые ученики и составляют предложение: шляпа из…
Снежинки сравнивают с бабочками. Приключение со снежной бабой произошло ночью. Дети искали снежную бабу утром. Ученики выходят к доске, соединяют слова и составляют предложение: Ведро нашли …
Ребята удивились, расстроились.
|
Развитие внимания. | -Сравните двух снеговиков. (Ученик выходит к доске и называет отличия у снеговиков, используя слова: у снеговика справа …, а у снеговика слева…). — На какую игрушку похож снеговик? (на пирамидку)
| |
Итог урока: Домашнее задание: | -Что понравилось на уроке? Стр. 119-120 читать без ошибок, целыми словами Слабые дети- читать без ошибок по слогам. |
|
Приложение:
Чистоговорки:
Ре-ре-ре — санки на горе.
|
Упражнение: «Соотнеси слова друг с другом».
ведро возле беседки метла на ветке морковка посреди двора мочалка в снегу |
3.Картинка: «Сравни снеговиков».
Используемые источники:
Гусарова Н.Н.
Беседы по картинке: Времена года / Худ. И.Ф. Дукк. -2-е издание, переработанное. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -24с.+ цв. вкладка 16с. – (Сер. «Библиотека программы «Детство»).
2.Нищева Н.В.
Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2009.- 64с.
3.Л.П. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта», журнал «Воспитание школьников с нарушением интеллекта» №6, 2003.