План-конспект урока ИЗО
Учитель МБОУ СОШ №7 г.Лобня
Бочарова Татьяна Яковлевна
Тема: «Мы такие разные! Пропорции строения фигуры человека. Выполнение аппликации.»
2а класс
Дата проведения: 13.03.2013 год
Тип урока: интегрированный
Форма проведения урока: коллективная
Цель: познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.
Задачи:
Образовательная – сформировать представление о термине «пропорция», формировать практические навыки работы в технике аппликация.
Познавательная – развивать творческую и познавательную активность учащихся.
Воспитательная – воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Виды деятельности: практическая работа.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
Средства наглядности: презентация Microsoft Office PowerPoint.
Материал к уроку:
учителю: таблица с изображением пропорций фигуры человека и работы на заданную тему в технике аппликации, художественные материалы;
ученикам: художественные материалы для работы в технике аппликация.
План урока:
I. Беседа о поисках пропорций фигуры человека в различные периоды развития искусства.
II. Закрепление понятий «пропорции», «канон».
III. Постановка художественной задачи.
IV. Практическая работа.
V. Итог урока.
Ход урока
Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т.д. Устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а так же между различными объектами.
Обратимся к истории, посмотрев, как решали ее художники разных эпох и разных культур. В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон – т.е. такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображения на части и позволяла по части определить целое и по одной части тела определить другую. Известно что египтяне положили в основу деления фигуры 21 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 части приходились на изображение традиционного головного убора.
Слайд 2.
Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
В 1490-1492 гг. Леонардо да Винчи создал своего знаменитого «Витрувианского человека» как иллюстрацию для книги, посвященной трудам римского архитектора Витрувия.
Слайд 3.
На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в сторону руками, описывающими круг и квадрат. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в сторону руками и ногами вписывается в круг. Сам Леонардо говорил, что рисунок был создан с целью изучения пропорций мужского тела.
Обратите внимание: все, что нас окружает, обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.
Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка четырех-пяти лет ¼ или 1/5 часть.
Слайд 4.
У подростков величина головы примерно 6 раз укладывается в длине тела.
Есть определенное соотношение и у других частей тела. Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало бедер, т.е. длина ног человека равняется половине его роста. Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Предплечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно равны между собой.
У каждого человека свои характерные пропорции.
Ребята, сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации. В выполнении работы вам помогут таблицы на доске.
Слайд 5.
Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на слайде, можно составить схематическое изображение фигуры.
Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.
Слайд 6-8.
Коллективная практическая работа.
(Учащиеся разделены на 4 группы – «районы» города: Букино, Москвич, Депо, Красная поляна. В центре класса на парте расположен макет города Лобня, который нужно заселить жителями. Путем жеребьевки, ребята получают карточку своего района, который будут заселять.)
— В каждом городе есть церковь, театр, спорткомплекс, жилые дома… В городах живут люди разных профессий. Вы должны создать образ человека определенной профессии. Для этого с помощью аппликации выполните фигуру человека, а затем кисточкой и белой гуашью дорисуйте недостающие элементы для создания образа: спортсмена, служащего, врача, учителя…
Слайд 9-14.
В конце урока учащиеся каждой группы рассказывают о людях и их профессиях своего района. Ребята «заселяют» город жителями.
«Мы такие разные, и вместе живем в одном городе!»
Список литературы:
1. Л.Г.Савенкова «Изобразительное искусство» 2 класс, М., Вентана-Граф, 2012;
2. Л.П.Стебловская «Учитесь рисовать» 2 класс, Киев, Радянська школа, 1980;
3. Е.А.Лутцева «Технология» 2 класс, М., Вентана-Граф, 2012;
4. Источники Интернета.
5