Урок для 4 класса по теме: «Добро и зло»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа»

2100 города Москвы












Конспект урока по ОРКСЭ

(модуль Светская этика)

в 4 классе.

«Добро и зло»







подготовила

учитель начальных классов

Ипатова Марина Владимировна







г. Москва

2014




Урок №5

Тема урока: Добро и зло (урок первый).


Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло — добром.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.


Тип урока: изучение нового материала.


Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.


Оборудование: учебник Основы светской этики 4 класс Автор А. Я. Данилюк, словарь Ожегова, мультимедийная установка, карточки « с притчей».


Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!


— Ребята, давайте улыбнемся и скажем друг другу «Доброе утро». Пусть   наше  утро озарится светом добрых улыбок.


  1. Самоопределение к деятельности.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее Я» сказало Зло

«Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать.

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор. ( Слайд 2)


3.Сообщение темы и целей урока

-Кто был главными героями данного стихотворения?

-Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока? На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

-Что такое добро и что входит в это понятие?

— Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

— Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

— Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

— Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.( Слайд 3)


4. Работа над новым материалом.

1.С чем у вас ассоциируется добро? (Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.)

-А Зло? ( с тьмой, тёмным, чёрным. ) ( слайд 4)

Давайте вместе  порассуждаем, что такое Добро, что такое Зло. Но сначала вы самостоятельно, в парах, попробуете дать определения понятиям «Добро» и «Зло» ( получают по одному листу формата А4,  на котором дети записывают или рисуют, что такое, по их мнению,  «добро» и «зло». (Ребята читают свои ответы, рисунки вывешиваются на доску. )

— Ребята, давайте сравним ваши высказывания. ( слайд 5)

ДОБРО”

ЗЛО”

Нежность;
Забота;
Внимание;
Ласка;
Верность;
Радость;
Дружба;
Свет;
Любовь;
Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д.

Предательство;
Зависть;
Злоречие;
Жадность;
Ложь;
Месть;
Эгоизм.



— Молодцы!

-Ребята, а если я не знаю значение слов, куда мне надо обратиться?

-Давайте посмотрим, в толковом словаре значение этих слова.

2.Работа с толковым словарём( Работа в группах)

1группа работа со словарем.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

2группа с учебником.

3. Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике на стр. 12 определение, что такое добро и зло, и сравните со своими ответами.

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло — это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку – хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло! Я – аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.


— Какой вывод мы можем сделать: Добро – это положительное, хорошее….., а зло это противоположность добру. ( слайд 6)


-Где чаще всего мы сталкиваемся с понятиями добра и зла?

-Правильно, в сказках. Приведите примеры.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

«Тот, кто делает добро другу, делает добро себе».(Э. Роттердамский)

-Как вы понимаете это высказывание? ( ответы учащихся)

Физминутка.

Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

4. Игра соотнеси слова. ( слайд 7)

-Превратите, используя характеристики на слайде одну девочку в добрую, а другую в злую. Каждое качество прокомментируйте примером (ответы детей.)

5. Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого и скажите: Как можно назвать поступок старика? ( слайд 8)

Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).


— Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.

Прочитайте пословицы. В каких из них говорится о добре, а в каких о зле?

( слайд 9)


Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.( Про добро)

Не одежда красит человека, а его добрые дела.( Про добро)

Худо тому, кто добра не делает никому.( Про зло).

За недобрым пойдешь — на беду набредешь. (Про зло).


-Легко ли вам было разделять эти пословицы? Почему?

— Народная мудрость не учит злу.

— Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).

Прочитайте притчу:(раздать на листочках)

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так добро отплатило Злу за зло — добром.

— В каких строчках мы видим мораль притчи?

Мораль притчи, какова? ( Не надо на зло отвечать злом, надо нести людям добро, совершать хорошие поступки и даже самый злой человек станет добрым. Старайтесь всем делать добро.

Итог урока.

Мы сегодня очень много с вами говорили о добре и зле, давайте по картинкам дадим характеристику поступкам.( слайд10)

Что для вас сегодня было ценным?

Что нового для себя вы узнали?

Подготовка к выполнению домашнего задания:

— О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

— Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду. ( слайд 11)


Домашнее задание:

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).

2. Ответить на вопросы (с. 13)

3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.







Список использованной литературы

Учебник Основы светской этики 4 класс Автор А. Я. Данилюк. Москва, Просвещение — 2013 год.

Интернет ресурсы, использованные в работе:


1.https://www.stihi.ru/2011/04/10/10030

2.https://ozhegov.org/

3.https://russkay-literatura.net/detskaya-literatura/423-starik-i-yabloni-tolstoj-rasskaz-s-illyustratsiyami.html

4.https://www.proshkolu.ru/user/svetlana1111174/file/2352620/






























Свежие документы:  Конспект урока на тему "Проектная деятельность как способ творческой активности младших школьников"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: