Кривцова Инна Владимировна.
учитель начальных классов, классный руководитель.
МКС(К)ОУ С(К)ОШ II, VIII видов г. Ноябрьск ЯНАО
Методическая разработка внеклассного мероприятия по обучению школьников мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях (для учащихся 1 класса с лёгкой умственной отсталостью).
Тема занятия: «Один дома, или вежливые дяди и тёти»
Цель: учить детей не теряться и принимать правильное решение в нестандартных ситуациях.
Задачи:
формировать у учащихся представление о чрезвычайных ситуациях;
корригировать связную речь в процессе ответов на вопросы учителя;
воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.
Методическое и техническое обеспечение: книга «Петушок — золотой гребешок», памятки для детей с правилами безопасного поведения, аудиокассета, магнитофон.
Конспект проведения.
Организационный момент.
Учащиеся входят в класс, занимают свои места.
Сообщение темы занятия.
– Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя, когда вы остаётесь одни дома и как нужно поступать, если к вам подходят незнакомые люди.
Вступительная часть.
Учитель показывает детям книжку «Петушок — золотой гребешок» в обработке А.Н. Толстого. Вместе вспоминают содержание сказки по иллюстрациям. Особое внимание обращается на то, что петушок не послушался и не выполнил наказа старших:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Учитель также обращает внимание детей на то, что вредители всегда говорят очень вежливо, обязательно чем-нибудь заманивают. Например:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Основная часть.
4.1) Учитель читает детям рассказ «Мамина подруга».
Мы с девочками играли во дворе. Вдруг ко мне подходит тетенька с большой сумкой и говорит: «Оленька, здравствуй. Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала». Мы отошли в сторону, и тетенька сообщила, что она мамина подруга. Я ей сказала, что мама на работе. А она говорит: «Ах, какая досада! Я ведь в вашем городе проездом». И спросила у меня мамин телефон. Она вошла в телефонную будку, позвонила, а потом и говорит: «Оленька, мама сказала, чтобы я подождала ее дома. Ты открой мне дверь, а сама можешь погулять».
Мы подошли к подъезду. У подъезда сидели две бабушки. И я предложила: «А давайте здесь подождем маму». И села рядом с бабушками. А тетенька постояла, зло на меня посмотрела и ушла.
Обсуждение ситуации:
— Как вы думаете, почему тётенька ушла?
— Была ли на самом деле эта тётенька маминой подругой?
— Как могла незнакомая женщина узнать имя девочки?
— Правильно ли поступила Оля? Почему вы так думаете?
— Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Вырабатываются правила безопасности:
не открывать квартиру ни «маминой подруге», ни «папиному товарищу»;
ключ надо прятать подальше, чтобы преступники не отняли силой ключ;
надо быть осторожнее с незнакомыми, с ребятами постарше, которые дарят что-то, обещают защитить от обидчиков, а потом напрашиваются поиграть, если никого нет дома. Таким ребятам не надо открывать дверь.
4.2) Учащиеся прослушивают аудиозапись «Кто там?»
Я был дома один. Вдруг — звонок в дверь! Посмотрел в дверной глазок, а там какой-то дяденька. Я спросил: «Кто там?»
Сантехник.
А мы никого не вызывали, — сказал я.
Наверху прорвало.
Я уже хотел открыть дверь, но посмотрел — в ванной, на кухне, нигде не капало.
Я сказал сантехнику: «Сейчас из магазина придет папа» и не стал открывать дверь.
Обсуждение ситуации:
— Как вы думаете, сантехник ли был за дверью? Почему так считаете?
— Правильно ли поступил мальчик?
Дети рассказывают, почему, на их взгляд, мальчик поступил правильно.
Вырабатываются правила безопасности:
не открывать незнакомому человеку, даже если он называет себя милиционером;
если твою дверь пытаются открыть, звони соседям, в милицию по телефону 02; если телефон не работает — стучи соседям в стену, в пол, по отопительным батареям; зови на помощь через балкон;
если ты пришел с улицы, из школы и в твоей квартире дверь приоткрыта или взломан замок— в квартиру не входи. Тихо уйди к соседям и расскажи им об этом. Они или ты сам позвони в милицию.
Заключительная часть. Подведение итогов.
— Сегодня мы поговорили о том, как избежать беды, когда вы остаётесь одни дома.
— Какое главное правило вы вынесли из этого занятия?
Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
Вспомним общие правила безопасного поведения:
Хорошо знай свою фамилию, имя, как зовут твоих родителей, свой адрес, телефоны — домашний и рабочие мамы и папы.
Не уходи далеко от своего дома, двора.
Не гуляй до темноты.
Избегай безлюдных мест; пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
Не входи с незнакомым человеком в подъезд, в лифт.
Не садись в чужую машину.
На все предложения незнакомых людей отвечай: «Нет!»- и немедленно уходи от них.
Расскажи об этих предложениях родителям или учителям.
Если к тебе пристают и пытаются удержать силой — кричи, вырывайся, зови на помощь прохожих.
Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
Учитель раздаёт учащимся памятки для детей с правилами безопасного поведения.
Используемая литература:
Воспитание. Подготовительный класс. Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. Под редакцией М.П.Осиповой. Минск, ООО «ИНТЕРПРЕССЕРВИС» УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», 2002г.