Урок на тему «Правила школьной жизни»
Королёва Ирина Николаевна
МКОУ СОШ №2 г.Нефтекумск
Орг. момент.
— Здравствуйте,друзья! Продолжим знакомиться со школьной жизнью. Сегодня мы постараемся получше узнать друг друга и познакомимся с некоторыми школьными правилами.
С чего мы начинаем наши уроки? С волшебного заклинания!
Раз, два, три, — слушай и смотри!
Три, два, раз, — мы начнём сейчас!
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! Давайте поиграем в игру «Доброе утро»
Я буду говорить эти слова и называть кого-нибудь по имени, а те кто услышит своё имя, помашет мне рукой.
— Доброе утро, Саша, Маша…….
— Доброе утро, всем девочкам, мальчикам!
— Доброе утро, всем, кто сегодня чистил зубы!
— Доброе утро, всем, кто любит конфеты!
— Доброе утро, всем, кто сегодня завтракал!
— Доброе утро, всем, кто сегодня улыбался своим друзьям!
Мы с вами уже чуточку подружились. Что мы для этого сделали? Посмотрите на детей, сидящих с вами за одним столом. Кто может назвать их всех по именам?
(Учитель обращает внимание на тех ребят, кто поднял руку для ответа.)
Игра с мячом «Знакомство»
Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч другому игроку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.
2. Правила школьной жизни
Вежливые люди всегда здороваются.
А кто скажет зачем?
В школе тоже принято желать друг другу здоровья. А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.
Здравствуйте, дети!
(Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!»)
– Все согласны, что в школе так здороваются?
Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить.
(Если учитель – сторонник традиционного школьного приветствия, то у него есть возможность заинтересовать детей своим предложением.)
Мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете как?
Обычно дети с уверенностью заявляют: «Знаем».
– Пробуем.
В результате все молча сидят.
– Дети, я даже не поняла: вы поздоровались со мной или нет? Как же сделать это понятнее?
Учитель выводит детей на нужное приветствие: чтобы молча поздороваться, надо встать рядом с партой.
– Как здорово вы придумали – даже лучше, чем мои четвероклассники!
Давайте еще раз поздороваемся, как школьники, а теперь – как дошкольники.
На перемене здороваются, а после звонка на урок приветствуют учителя и любого входящего в класс, вставанием. Давайте попробуем?
3.Школьные знаки
Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина стоял на тротуаре и махал рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем он это делал? Откуда ты, Саша, об этом знаешь?
Когда я подходила к нашей школе, то обратила внимание, что мама грозила своей дочке пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она это делала? Значит, людям можно общаться между собой не только словами, но и жестами?
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки, они показывают водителям где можно ехать, а где нельзя. Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания, то быть беде!
А есть ли в школе правила поведения и какие они? Что можно делать, а что не всегда? Подскажите мне чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя за партой? Что можно делать на перемене?
Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах, нам нужны свои знаки. Например, на уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно всё прослушать и ничего не узнать, поэтому в нашем классе будет висеть вот такой знак: (показывает знак 1). Мы с вами уже знаем, что когда все вместе кричат, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь правильный ответ, нам будет напоминать такой знак (показывает знак 2) А можно подсказывать другим ребятам ответ, когда учитель спрашивает не вас? Конечно нет, если друг привыкнет к подсказкам, он разучится думать сам, а разве это помощь? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит следующий знак (показывает знак 3) А что делать, если хочешь о чём-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать пока учитель попросит ответить. Вот знак, который нам говорит об этом школьном правиле (показывает знак 4) Конечно, ребята это не все школьные правила, их много, и постепенно мы про них поговорим. А сегодня мы постараемся запомнить только несколько правил, но они очень важны, для того чтобы учиться в школе и чтобы в классе был порядок.
Парта, это не кровать, и нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно
Учитель спросит, надо встать, когда он сесть позволит – сядь
Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
А сейчас послушайте историю, которая произошла в Лесной школе, у зверят-первоклассников. В самый первый школьный день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня говорили (напомнить правила) Зверята слушали, слушали, головами кивали, мол, всё понятно, а на следующий день… Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметить, поднимите руку, чтобы я видела. Готовы? Слушайте!
УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ
Утром зверята собрались в классе. Бельчонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начала урока, Волчонок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих «помощников» Учитель.
Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Бельчонок голову к Волчонку наклонил и слушает, как Волчонок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Бельчонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.
Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло. Кто это? Бельчонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Бельчонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Волчонок», — отвечает Бельчонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Бельчонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Совёнку своего соседа по парте, он и давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Совёнок говорит,
«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Совинного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких школьных правилах они забыли?»
Физминутка
4. Обучение грамоте «Знакомство с буквой М»
С какими буквами мы познакомились с Вами на прошлом уроке?
Они гласные, а кто помнит почему?
Сегодня мы познакомимся с согласной буквой М. Эта буква согласная. Посмотрите, как складываются губки при произношении. Воздух не выходит свободно изо рта, поэтому она не поётся, зовутся такие буквы согласными, они согласны мычать, свистеть, хрипеть, ведь у них нет такого красивого голоса как у гласных. Но вот если согласную букву поставить рядом с гласной, то она может зазвучать по-другому, давайте попробуем.
МА МО МУ
А теперь давайте поменяем местами буквы и посмотрим, что получилось.
АМ ОМ УМ
Работа с раздаточным материалом.
Физминутка для пальчиков
Кто приехал? (сложи вместе ладошки и пальцы обеих рук)
Мы! Мы! Мы! (кончики больших пальцев прижаты друг другу, а остальными пальцами кончиками хлопни 3 раза)
Мама, мама, это ты? (хлопни кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопни кончиком указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (кончики больших пальцев)
Да, да, да! (средние пальцы)
Братец, братец, это ты? (большой палец)
Да, да, да! (безымянный)
Бабушка, это ты? (большой палец)
Да, да, да! (мизинцы)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопни в ладоши три раза)
5.Математика «Одинаковые, разные. Цифра 2.»
А теперь давайте посчитаем. Сосчитайте шапки. (6) Сосчитайте мячики (7).
Что можно сказать о количестве шапок и мячей?
Сегодня мы познакомимся с цифрой два.
Из каких чисел можно получить число 2?
Отгадайте загадку: У него колёса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
(велосипед)
На уроках математики мы будем много играть с числами. Математических игр очень много. Но одна из главных – математические задачи. Сегодня мы с Вами научимся решать задачи. А что такое задача? В ней как в загадке о чём-то рассказывают, а в конце о чём-то спрашивают . Но в отличии от загадок в задаче чтобы ответить на вопрос надо не просто догадаться, а посчитать числа, то есть решить задачу.
Вот послушайте осеннюю задачу:
Вырос гриб в тени осин,
Он сначала был один.
Тут второй грибок пробился,
Рядом с первым очутился.
Стала их считать сова, получилось ровно …
-О чём говорится в начале этой задачи? (был один гриб)
Напишем это 1
-Потом то произошло? (вырос ещё один)
Пропустим клетку и напишем ещё 1 гриб
Это условие задачи. О чём спросила сова? (Сколько грибов всего?)
Это вопрос задачи, на который надо найти ответ. Для того чтобы ответить на вопрос что нужно сделать? (посчитать грибы) Для того чтобы посчитать грибы, их надо сложить. Для этого в математике есть знак +. Это знак сложения или прибавления. Поставим его между единицами
Читаем к одному прибавить один будет… Внимание пишем справа знак равно.
Сколько же получится? Конечно два, ведь один плюс один равно два.
Два грибочка- это ответ задачи.
Так из чего задача состоит? (условие, вопрос, решение, ответ)
Умницы! Слушаем вторую задачу.
В корзинке совы два грибочка лежат,
Но белочки просят один подарить.
Конечно, сова угостила бельчат.
А сколько осталось? Вас можно спросить?
Ребята, что нам известно? Сколько у совы было грибочков? (2)
Запишите на новой строчке. Что ещё известно? (что сова отдала один гриб бельчатам) Пропустите клетку и напишите цифру 1. Сова отдала один гриб, значит у неё стало меньше. Для записи используют математический знак минус . поставьте его между цифрами. Читаем из двух вычесть один, получится (ставим знак равно)…. Правильно1!
Можно по-другому прочитать эту запись: два минус один равно один.
6. Итог занятия
Что мы сегодня изучили? С какими правилами вы познакомились?