Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребёнка, раскрытию его индивидуальности, неповторимости, уникальности.
Активно действуя в окружающем его пространстве, ребёнок творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «Я – Я», «Я – природа», «Я – общество», «Я – жизненная задача».
На наш взгляд одной из продуктивных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе является организация проектной деятельности. Метод проекта рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий такими отличительными особенностями как
деятельное взаимодействие педагога, учеников, родителей между собой;
межпредметная интеграция;
высокая степень самостоятельности учащихся;
творческая активность.
Особая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что, она
выводит образовательный процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду;
открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром;
мотивирует на деятельность, т.к. идёт от потребностей и интересов детей.
Одним из важнейших аспектов проектной деятельности является социальное партнёрство или взаимодействие с социальной средой.
Из словаря Ушакова:
Социальная среда – среда, связанная с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу.
Рассмотрим использование ресурсов социальной среды при реализации проектной деятельности в нашей школе.
Все реализованные за 4 года проекты мы условно разделили на несколько групп:
Краеведческие проекты
Социально-нравственные, патриотические проекты
Экологические проекты
Проекты, связанные с изучением традиций класса, семьи, народов
Учебные проекты
Реализуя краеведческие проекты, ребята много узнают об истории своего города, о людях, прославивших город, являющихся частью истории нашего города.
Например, реализуя проект «Моё Отечество. Первые в первые 10 лет строительства города» ребята побывали не только в краеведческом музее и библиотеках, но и в Загсе, где им пришлось работать с архивными материалами, в архитектурном отделе Администрации города, где они нашли информацию о первых городских постройках, памятниках. Встретились с людьми, которые основали наш город, строили гидроэлектростанцию, лесопромышленный комплекс. Результаты этой работы были представлены на городском мероприятии в виде театрализованного представления.
Одно из приоритетных направлений воспитания школьников является социально-нравственное, патриотическое направление.
Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения активной позиции в общественной жизни, формирования толерантного отношения к своему окружению; способствует формированию таких качеств, как: сочувствие, сопереживание, соучастие, боль за другого человека, любовь к Родине, формирование бережного отношения к памятным местам. Конечно, лекции беседы оставляют след в душе ребёнка. Но по большому счету эти качества могут быть сформированы через непосредственное осознание героического прошлого человека, который живет рядом, через причастность к событиям истории своей Родины. Сейчас растет поколение нечитающих детей, информационные ресурсы стали принципиально другими. И как сделать так, чтобы история нашей родины оставила след в душе маленького человечка, чтобы слово «война» ассоциировалась у них не только с набором компьютерных игр, но и с событиями нашей истории. И в этом нам как раз и помогают проекты патриотической направленности.
Реализуя эти проекты, ребята встречались с ветеранами ВОВ, ветеранами афганских и чеченских военных действий, а также их родственниками. Узнали имена тех, кто защищал нашу Родину, кто не вернулся с войны. Вместе со своими родителями ребята возложили цветы к памятным знакам.
Именно родители помогли организовать экскурсии в Управление Внутренних дел и подразделение МЧС, где ребята познакомились с офицерами, отличившимися в мирное время на пожарах, при задержании преступников, в боевых действиях на территории нашей страны.
Журналисты из редакции газеты «Усть-Илимская правда» и Медиацентра помогли ребятам разместить свои материалы в местной печати.
Мы живём во времена, когда проблема экологии занимает одно из центральных мест в жизнедеятельности человека. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
На экране видеоролик о нашем селе «Вот такое наше село». После просмотра учащийся выступает с защитой проекта.
Всем, кто безумно и жадно стремится
В каменный панцирь одеть общий дом,
Мы предлагаем: «Давайте трудиться,
Сделаем краше наш сельский газон!»
Мое село, улица, школьный дворик. Как много значат эти слова.
И по какой улице мы каждый день идем в школу: захламленной, неухоженной, или радующей своей чистотой, блеском утренней росы на изумрудной зелени, красочной фантазией цветочных клумб, вазонов – зависит от нас.
Поэтому все более актуальным становится обращение к ландшафтному дизайну, благодаря которому возможно проведение работ на новом качественном уровне по восстановлению и облагораживанию территорий, увеличению зеленой зоны нашего села, пришкольного участка, чтобы его внешний вид, созерцание красоты создавало хорошее настроение, ощущение гармонии с природой, повышало жизненный тонус.
Развитие экологического мышления и культуры поведения, осознание уникальности, красоты, естественных и искусственных ландшафтов помогает в воспитании любви к своей малой родине у школьников, их родителей и жителей села.
Для этого мы хотим реализовать социальный проект – «Сделаем школу и село цветущими»,
целью которого будет: воспитание и развитие творческой активности, экологической культуры природосообразного поведения через включение учащихся, их родителей и жителей села в работу по озеленению и облагораживанию участков природы.
Задачи нашего проекта:
воспитывать любовь к малой родине через взаимодействие участников проекта с природой;
развивать коммуникативную компетенцию, толерантность через совместную деятельность;
изучить необходимую информацию и познакомиться с элементами ландшафтного дизайна через разные виды деятельности (экскурсии, видео-фотосъемки, Интернет, конкурсы, практические работы и т.д.)
Конечно же, данная работа требует времени (даже не один год), поэтому мы планируем ее реализовать в 2012 и в 2013 году.
Что же мы хотим получить в результате реализации этого проекта? Главное – это создание эстетично-уютных зон в селе и на пришкольном участке в соответствии с нормами ландшафтного дизайна для дальнейшего использования в оздоровительных, воспитательных и образовательных видах деятельности.
Такая работа требует серьезной подготовки и плана действий. Наш проект включает в себя следующие этапы:
Подготовительный. На этом этапе нужно провести ряд исследований и определить, какие участки можно облагородить, где можно разбить цветники
Просветительская работа среди жителей села.
Основной этап: разбивка клумб и парковых зон, высадка саженцев, уход за ними , разбивка клумб и рабаток.
Заключительный этап. По итогам проекта желательно провести конкурс на лучший двор, лучший придомовой участок. Это будет стимулировать школьников, родителей и жителей села на фантазию и результат собственной работы.
Для осуществления данного проекта необходимы следующие ресурсы.
Методические: специальная литература, электронные ресурсы.
Дидактические: словари, определители растений.
Кадровый: руководитель проекта, команда единомышленников.
Материально-техническая база: рассада, инвентарь, саженцы, семена. Можно привлечь сельчан, чтобы они поделились семенами и саженцами, рассадой цветов.
Необходимые предполагаемые расходы: приобретение саженцев, приобретение строительно–оформительного материала (для клумб), призовой фонд для участвующих в реализации проекта.
В данный период мы приступили к реализации подготовительного этапа: изучаем некоторые темы по ландшафтному дизайну, как теоретического, так и практического характера.
Уже сейчас можно увидеть, как положительно влияет участие в проектной деятельности на школьников. Как загораются их глазки при изучении ландшафтного дизайна и проблем, связанных с экологией. С каким воодушевлением многие родители включились в проектную деятельность! Они – наши помощники и организаторы, генераторы идей и исследователи.
А сколько творческих замыслов можно увидеть в ученических работах по внешнему виду клумб и рабаток!..
Совместная деятельность учит чувствовать плечо товарища, быть терпимыми. Такая работа повышает социальный статус ребенка – осознание личной значимости в сохранении и улучшении окружающей природы.
А главное, ребята учатся не на словах, а на деле любить свою малую родину. И, хочется верить, что наш проект научит ребят, родителей и сельчан жить в согласии с природой.
Просмотр видеоролика «Вот таким мы хотим видеть свое село в ближайшем будущем».