Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г. Перми
Урок по теме
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
подготовила
воспитатель
Вахитова Нурия Нурмухаметовна
г. Пермь
2014г.
Содержание
1. Актуальность проекта
2. Цель и задачи проекта
3. Ожидаемые конечные результаты проекта
4. Описание проекта по этапам
5. Заключение
6.Список используемой литературы
7. Приложение
№ 1 Анкета «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
№ 2 Перспективное планирование
дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы
1. Актуальность
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева. Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: 1 учебный год
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.
Задачи:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей второй младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Умеют:
— соотносить величину разнородных предметов (попарно объединять разнородные плоскостные предметы 5 величин, например, «Подбери матрешкам сарафан»);
— соотносить форму предметов (накладывать плоскостные вкладки на соответствующие изображения геометрических фигур 4-5 видов, например, «Закрой окошки», «Геометрическая мозаика»);
— раскладывать однородные предметы на 2 группы в соответствии их цветом при использовании вспомогательного объекта в качестве основания группировки (такому требованию удовлетворяет пособие, известное под названием «Столик с грибочками», согласно рекомендациям Э.Г.Пилюгиной);
— соотносить цвета разнородных предметов по принципу подбора пары (попарно объединять идентично окрашенные объекты в условиях их полного пространственного сближения, например, «Спрячь мышку», «Улетающие шары»)
— попарно объединять идентично окрашенные разнородные объекты в условиях их неполного пространственного сближения (например, «Собери чайный сервиз», «Подбери котятам миски», «Посади бабочку на цветок»);
— соотносить формы 6 и более пар взаимосвязанных предметов («Занимательный куб»);
— соотносить форму, величину, цвет предметов, расположенных в ограниченном пространстве стола (настольно-дидактическая игра «Лото»);
— соотносить форму, цвет предметов, расположенных в групповой комнате («Найди свой гараж», «Найди свою пару», «Бегите ко мне»);
— нанизывать на стержень 6 и более однородных предметов по убыванию их величины («Пирамидка»);
— размещать плоскостные элементы в соответствии с графическим образцом («Геометрическая мозаика»);
— размещать объемные элементы в соответствии с графическим образцом («Сложи узор»);
— выбирать предмет, соответствующий образцу по одному, двум, трем свойствам (цвет, форма, величина). Упражнения можно проводить с использованием набора геометрических фигур или предметов строительного материала, одновременно отличающихся по 2-3 свойствам.
Мероприятия | Срок | Ожидаемый результат | ||
с детьми | с родителями | |||
Определение уровня знаний детей младшего дошкольного возраста в области сенсорного развития
| — диагностика — составление плана работы — разработка содержания проекта — изучение литературы — приобретение, изготовление, подбор дид. игр по сен. воспитанию
| — анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников» (приложение № 1)
| Сентябрь 3,4 недели | Определён уровень знаний детей в области сенсорного развития. Определили объем материала, который будет адресован детям.
|
4.Описание проекта по этапам
1 этап — информационно-аналитический:
2 этап – проектировочный
Мероприятия | Срок | Ожидаемый результат | ||
с детьми | с родителями | |||
Цель: составить систему дидактических игр на сенсорное развитие.
| По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений, направленную на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. ((Перспективное планирование дид. игр. — Приложение № 2) | По итогам анкетирования составлен план работы с родителями
| Октябрь 1, 2 недели | Перспективный план дид. игр по сенсорному развитию |
3 этап – творческий
Мероприятия | Срок | Ожидаемый результат | ||
с детьми | с родителями | |||
Цель: изготовление игр на сенсорное развитие
|
| Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий. | В течение уч. года | Изготовлены дидактические игры и пособия. |
4 этап — основной:
Мероприятия | Срок | Ожидаемый результат | ||
с детьми | с родителями | |||
Цель (работа с детьми): Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей второй младшей группы. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Цель (работа с родителями): Осуществлять информационно-просветительскую работу среди родителей, способствовать повышению уровня знаний родителей воспитанников в вопросах сенсорного развития детей дошкольного возраста. Способствовать сплочению коллектива детей и родителей.
| -Д/И (см. перспективный план Д/И на год, прил.№1) Интеграция: -рассматривание тематических альбомов, иллюстраций; -чтение худ. литературы («Три медведя», «Снеговик-почтовик» и др.) — театрализация, показ настольного театра; -разучивание стихов; -отгадывание загадок; -НОД (рисование, лепка, аппликация, конструирование, математические игры); Рисование «Солнышко лучистое», «Яблоки», «Листья желтые летят» и др. Лепка «Миски для 3 медведей» и др. Конструирование «Мебель для 3 медведей», «Снеговик в гостях у ребят» и др. Аппликация «Снеговик», «Новогодняя елка»и др. Математические игры «Машина для незнайки»,»Один-много»,»Стоит в поле теремок»,»Длинный -короткий» и др. -Подвижные игры «Цветные фонарики», «Достань ленточку», «Колпачок»,»Мой веселый звонкий мяч» и др. Игры-экспериментирования в «Центре — воды и песка». Сюж.-рол. игры («Едем на машине». «Угощаем чаем». и др.) | -Письменные консультации, памятки (по сенсорному воспитанию, дидактическим играм); -Родительское собрание; -Открытое НОД; -Мастер-класс «Поиграйте с нами дома»; -Встреча с детско-родительской группой по теме: «Радуга жизни»
| С октября по май |
|
5. Заключение:
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.
Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а также конструирования будет очень велика при условии последовательного, целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю.
6. Список используемой литературы:
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. Детство: Примерная основаня общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство – Пресс, 2011.
Белошистая А.В. После трех еще не поздно. -Екатеринбург: У -Фактория, 2004
Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. — М.: Просвещение,1983
Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания – М.: Просвещение, 1969.
Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. Перм. Гос. Пед. ун-т. – Пермь, 2010.
Приложение 1
Анкета
«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к педагогическому совещанию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 2
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Диагностика детей.
| |||
Октябрь | Урожаи осени(овощи,фрукты) Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Д/игра «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Д/игра «Елочки и грибочки» Цель: учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.
| Золотая осень(растения) Д/игра «Собери грибы» Цель. Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Д/игра «Парные картинки» Цель: Учить находить одинаковые предметы. Д/игра «Найди такой же листок» (форма, величина) Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине) Д/игра «Геометрическое лото» Цель. Формировать представления детей о предметах различной формы.
| Моя одежда Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине.
Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине).
Д/игра «Что нужно куколке красавице?». Цель: формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
| Птицы(перелетные) Д/игра «Подбери перышко» Цель: учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке в соответствии с образцом или без образца по 2 признакам (величина, цвет). Д/игра «Покормим птичек» Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине).
|
Ноябрь | Дикие животные Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Д/игра вкладыш «Три медведя» Цель: развивать умения детей составлять целое из частей.
| Домашние животные Д/игра «Клубочки для котят» Цель: учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Д/игра «Спрячем матрешек» Цель: продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку. Д/игра «Спрячь животное» (например, кошку от собачки). Цель: формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. | Мой дом, моя квартира Д/игра «Три медведя» Цель: формировать представления детей о величине предметов. Д/игра «Домик для Матрешек». Цель: учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Д/игра «Закрой окна в домике». Цель: формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. | Дома, здания, строительство Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. Д/игра «Найди свой домик» Цель: продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы
|
Декабрь | Улицы, транспорт Д/игра «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Д/игра «Найди такую же машинку». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Д/игра «Найди предмет такой же формы». Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | Природа зимой, зимняя одежда Д/игра «Подбери куклам одежду» Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Д/игра «Украсим кукол» Цель: учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете.
| Жизнь животных и птиц зимой Д/игра «Подбери перышко» Цель: учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет).
Д/игра «Сложи животное» Цель: учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу. | Новый год Д/игра «Украсим елочку». Цель: закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Д/игра «Собери бусы для елочки». Цель: продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.
|
Январь |
| Забавы детей зимой Д/игра «Выложи по образцу». Цель: продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы. Д/игра «Подбери машинку для мишки». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.
| Забавы детей зимой Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Д/игра «Разные круги». Цель: продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.
| Комнатные растения Д/игра «Найди такой же цветок» (форма, величина) Цель: упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Д/игра «Длинное — короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.
|
Февраль | Посуда Д/игра «Новоселье у куклы Наташи». Цель: Закреплять умение детей определять величину предметов. Д/игра «Чаепитие у куклы Маши» Цель: Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т.д.). Д/игра «Чаепитие у Зайки» Цель: закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
| Продукты питания Д/игра «Собери овощи и фрукты». Цель: упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Д/игра «Украсим торт». Цель: упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете.
| Защитники Отечества Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине. Д/игра «Подбери к шарикам круги». Цель: учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | Литературная неделя Д/игра «Построим дом для сказочных героев». Цель: продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Д/игра «Найди в группе игрушки (например, красного цвета)». Цель: развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Д/игра «Геометрическое лото». Цель: закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. |
Март | Такие разные мамы Д/игра «Что подарила мама?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Д/игра «Веселые матрешки». Цель: упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Д/игра «Собери цветочек для мамы (бабушки)». Цель: закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур.
| Богатство родного края (лес, животные, птицы) Д/игра «Елочки и грибочки» Цель: закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.) Д/игра «Спрячь мышку». Цель: упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии. Д/игра «Кораблик- пирамидка» (геом.фигура, цвет) Цель. Обогащать чувственный опыт детей через восприятие геометрической формы.
| Домашние птицы Д/игра «Гуси с гусятами» Цель: упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести. Пазлы «Курочка и цыпленок» Цель: учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение.
| Начало весны Д/игра «Разложи сосульки» Цель: упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Д/игра «Подбери лучики к солнышку» Цель: закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т.д.; короткий – короткий — длинный и т.д.). Д/игра «Найди в песочке» (кубик, шарик) Цель: упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь.
|
Апрель | Одежда весной Д/игра «Собери бусы» Цель: упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Д/игра «Оденем кукол» Цель: закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин. | Дикие животные весной Д/Игра «Лиса и зайцы» Цель: закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения. Д/Игра вкладыш «Козлята и волк» Цель: упражнять детей в умении составлять целое из частей. Д/Игра «Заборчик для петушка» (со счетные палочки) Цель: закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Рыбы Д/игра «Разрезанные картинки» Цель: закреплять умение детей составлять предмет из частей. Д/игра «Поймай рыбку» (величина) Цель: Закреплять знание детей о величине и цвете предметов.
| Насекомые Д/игра «Спрячь насекомое» Цель: закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым).
Д/игра «Сложи насекомое» Цель: упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу.
|
Май | Повторение и закрепление пройденного материала.
|
11