ГБОУ СОШ № 541 г. Москвы
Учитель Матвеева Наталья Владимировна
Логопед Воронова Наталья Николаевна
Урок в 1 классе «В подводном мире»
Цель: познакомить детей с подводным миром, выяснить, какие водоёмы есть на Земле, уточнить знания детей об обитателях различных водоёмов, выяснить, какие морские животные, похожие на рыб, таковыми не являются, продолжать развивать экологическое воспитание, фонематический слух, умение ориентироваться в пространстве, повторить понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «по диагонали».
Оборудование:
— учебник-тетрадь «Окружающий мир» 1 класс Поглазовой О.Т.
— интерактивная доска
— электронная презентация
— модель батискафа формата А3, картинки морских животных
— листок в клеточку
— схема «Части тела рыбы»
— диаграмма «Река. Море. Аквариум», листочки.
Ход урока.
1. Оргмомент. Развитие фонематического слуха.
Слышны звуки моря. Слайд 1.
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О море, воде)
2. Учитель показывает глобус. (Выясняется соотношение суши и воды на Земле)
— Какие водоёмы вы знаете? (Реки, пруды, озёра, моря, океаны)
-Чем различается вода в реках, озёрах, прудах от воды в морях, в океанах? (Пресная, солёная)
— Одинаковые ли животные населяют пресные и солёные водоёмы?
3. Игра «Исследователи».
— Попробуем создать диафильм об обитателях морей и океанов. Представьте, что мы решили изучать подводный мир. Как мы можем это сделать? При помощи чего? (Акваланг, гидрокостюм, батискаф). Слайд 3.
( На доске модель батискафа, лента для диафильма, морские и речные обитатели).
— Итак, мы плывём на батискафе. (По какому водоёму?)
— Каких животных мы можем увидеть? Выберите нужные, наклейте на ленту, и потом мы сможем показать получившийся диафильм.
(Краб, дельфин, рак, щука, морская звезда, осьминог, акула).
— Каких животных мы не выбрали? Почему?
4. Развитие фонематического слуха, составление слов.
(Дети по первым буквам предмета составляют слова, открывается изображения подводных животных. Потом ребёнок сообщает интересные сведения о нём).
Слайд 4. Китовая акула – самая большая среди рыб, длиной до 20м, весит до 20 кг.
Слайд 5. Кит – самое могучее животное. Новорожденный китёнок весит как два взрослых слона. На завтрак китёнок выпивает 10 вёдер молока. Один язык взрослого кита весит 3 т.
Слайд 6. Камбала. У камбалы крошки два глаза по обеим сторонам головы. А вырастет рыбка, станет взрослой, глядишь – оба глаза на одном боку. А ещё, она мастерица менять свой цвет. Лежит на песке – принимает цвет песка, на каменистом дне – прикинется камнем.
5. – А теперь послушайте загадку и скажите, о ком будем говорить дальше.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть – не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
— Правильно, дальше поговорим о рыбах.
— Подумайте, почему так названы морские рыбы: рыба – бабочка, рыба – молот, рыба – ремень, рыба – игла, рыба – зебра, рыба – ёж, морской конёк. Слайды 7, 8,9.
6. – Но не все животные, похожие на рыб – рыбы.
Графический диктант. Выполним его – узнаем животное.
2 клетки вверх, 1 клетка в правый верхний угол, 14 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 11 клеток влево, 1 клетка вверх, 4 клетки вправо.
с. 40 учебника, задание «Узнай животное по его описанию»
— Как называются эти животные? (Кит и дельфины)
— Что про них можете сказать? (Млекопитающие, не рыбы)
7. – Но вернёмся к рыбам.
— Чем рыбы схожи между собой?
— Как дышат рыбы?
— Рассмотрим схему и назовём части тела рыбы? (Схема вывешивается на доске).
ХВОСТ
ГОЛОВА
ТУЛОВИЩЕ
ПЛАВНИКИ
8. Игра «Составь рыбу». Слайд 12.
(На слайде в беспорядке расположены части рыбы. Дети составляют картинку рыбы)
— Давайте подпишем части рыбы.
— Чем чаще всего покрыто туловище рыб?
— Почему плавники у рыб разные?
— Что помогают они делать рыбам?
9. – Мы говорили, что есть пресные (реки, пруды, многие озёра) водоёмы и солёные (часть озёр, моря, океаны); и в них живут разные животные.
— Какие животные встречаются в наших реках, прудах, озёрах? (Налим, сом, карась, рак, лещ). Слайд, 11.
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о некоторых животных). Например.
Сом. Одна из самых крупных пресноводных рыб – сом. Длина его бывает более 4 метров.
Щука питается рыбой, птенцами, лягушками. Масса щуки может доходить до 12 килограммов. За всю жизнь она съедает до 300 килограммов всякой рыбы.
10. Беседа о водной экологии, бережном отношении к водоёмам и их обитателям. Игра «Очисти водоём». Слайд 13
Дети со слайда удаляют предметы, загрязняющие водоём.
— Как думаете, для чего мы это делали?
11. – О каких рыбах пока ещё не говорили? (Об аквариумных). Слайд12
— Каких аквариумных рыб знаете?
— Обитают ли в аквариумах другие животные?
— Что необходимо обитателям аквариума?
— Для чего помещают растения?
— Как ухаживать за аквариумом?
12. – А теперь нас ожидает творческая работа.
— Надо придумать и нарисовать 1-ому ряду – морскую, 2-ому ряду – речную, 3-ему ряду – аквариумную рыбку, придумать название. Нарисованную рыбку нужно наклеить в нужный сектор.
(Дети придумывают, зарисовывают рыб и приклеивают их в нужный сектор
на диаграмме, вывешенной на доске)
море
река аквариум
13. Подведение итогов, релаксация.
— О чём сегодня говорили?