Внеклассное мероприятие по профориентации
для учащихся 11 классов
«Профессии и ты»
2013-14 учебный год
Цель занятия: подвести учащихся к пониманию грамотного отношения к выбору будущей профессии и формирование основ данной грамотности.
оказание действенной помощи учащимся 11-го класса в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
— формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
— активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
— вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
— формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Оборудование:
Компьютер+пректор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о профессиях .
Сегодня на нашем занятии мы попытаемся научиться грамотно относиться к выбору будущей профессии.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. (слайд). Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.
Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу стать?». Но этого недостаточно. Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «все работы хороши выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.
Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, злой, властной. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой, заботливой женщины.
I. Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов: (слайд).
1. «Хочу»: интересы, мечты о профессии, мотивация, склонности, ценностные ориентации.
Вопрос к ученикам: как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал нелюбимую профессию?
(пояснение учителя): да, действительно, все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим образом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».
2. «Могу»: это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.
Вопрос к ученикам: если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере?
(пояснение): если у человека отсутствуют способности, необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия некачественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.
3. «Надо»: потребность общества в данной профессии.
Вопрос к учащимся: если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то что из этого может получиться?
(пояснение): да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.
II. С чего начинается выбор профессии?
Выбор профессии начинается с осознания интересов человека. Каждому из вас близки разные учебные предметы. Кому-то нравиться гуманитарный цикл – история, литература…, кому-то нравятся физика, математика, химия…
Существуют различные классификации профессий. Сегодня мы познакомимся с 5-ю главными классификациями.
Классификация по предмету труда.
Признаком первой классификации является предмет труда. Давайте по результатам анкетирования разделимся на 5 групп. (слайд)
1. «человек-человек» — 3 гр. Предмет труда – люди, работа с людьми (учитель, воспитатель, менеджер, врач, продавец, парикмахер и др.). К этой группе относятся: ФИО учащихся
2. «человек-техника» — 2 гр. Предмет труда – машины, механизмы, материалы, неживая природа. Задание 2 гр.: перечислить профессии, связанные с техникой, неживой природой (шахтер, водитель, швея, инженер-геолог, токарь, механик, летчик).Сюда относятся: ФИО учащихся.
3. «человек-знаковая система» — 4 гр. Предмет труда – информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, текстов, шифров, кодов, оформление документов. Задание 4 гр.: перечислить профессии, связанные со знаками (экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, программист, секретарь, переводчик, картограф, нотариус, кассир и др.). К этой группе относятся:
4. «человек – художественный образ» — 5 гр. Предмет труда – искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, литературное). Задание 5 гр.: перечислить профессии, связанные с искусством (артист, композитор, писатель, режиссер, модельер, дизайнер, резчик по дереву и др.). Сюда…
5. «человек-природа» — 1 гр. Предмет труда – живая природа (растения, животные, микроорганизмы). Задание 1 гр.: перечислить профессии, связанные с природой (лесник, садовник, агроном, овощевод, эколог, ботаник, животновод, ветеринар, доярка, рыболов, зверовод, дрессировщик и др.).К этой группе относятся …
III. Классификация по цели труда
Задание: Найти и соединить слова из первого столбика со словами из второго:
1. Распознать, оценить, проверить Инженер-конструктор, дизайнер, композитор, архитектор, писатель
2. Придумать, изобретать, конструировать Слесарь, учитель, водитель, бухгалтер, швея, токарь, маляр, сварщик
3. Обработать, переместить, организовать, упорядочить Контролер, товаровед, инспектор, дегустатор, эксперт
III. Классы профессий.
Признаками профессий являются цели труда: (слайд)
1. Гностические. Цели: распознать, оценить, проверить. (профессии)
2. Преобразовательные. Цели: обработать, переместить, организовать, упорядочить (профессии).
3. Изыскательные. Цели: придумывать, изобретать, конструировать. (профессии)
IV. Классификация по отделам труда.
— Встать тем, кто умеет работать отверткой, молотком…, поднять правую руку тем, кто хорошо работает швейной иглой или вязальными спицами; поднять левую руку тем, кто предпочитает работать со станком, автомобилем, работать вручную, поднять тетради вверх тем, кто хорошо поет, танцует.
Итак, признаком классификации является средство труда, т.е. вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.
1. Ручной труд. Средства труда: ручные инструменты (отвертка, скальпель, игла, молоток, ножницы и др.). (профессии: столяр, ювелир, хирург, парикмахер).
2. Механизированный. Средства труда: машины с ручным управлением, станки. (профессии: токарь, водитель, машинист, швея-мотористка, механик).
3. Автоматизированный. Средства труда: аппараты, пульты, компьютеры, автоматизированные системы. (профессии: кассир, программист, секретарь, диспетчер, сталевар).
4. Функциональный. Средства труда: голос, осязание, жесты, мимика. (профессии: артист, учитель, музыкальный критик, композитор).
V. Классификация по условиям труда.
Беседа.
-Есть ли среди ваших родственников те, кто работает на открытом воздухе? Чем они занимаются?
-Есть ли среди ваших родственников шахтеры, сталевары?
— У кого мамы работают в медицинских или образовательных учреждениях?
— У кого есть знакомые писатели, музыканты?
Итак, признаком классификации являются условия труда.
1. Бытовые условия. Условия: обычные, комнатные (профессии: бухгалтер, экономист, врач, учитель).
2. На открытом воздухе. Условия: на улице, на природе (геолог, дорожник и др.).
3. Необычные. Условия: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, химическая промышленность (вредные условия) (профессии: спасатель, водолаз, шахтер, сталевар, летчик).
4. Повышенная моральная ответственность. Условия: моральная ответственность за жизнь и здоровье людей или материальные ценности (профессии: учитель, врач, милиционер, охранник, экономист, банковский служащий).
Угадайте пословицу. Расшифруйте поговорку.
Вывод: итак, чтобы правильно выбрать профессию и найти достойное место в жизни, нужно учесть 3 основных фактора, которые мы назвали «хочу», «могу», «надо». Очень важно определиться в тех классификациях профессий, о которых мы говорили: 1) кто ты по предмету труда («человек – природа» и т.д.); 2) по цели труда (к чему ты способен, каковы твои задатки); 3) какой труд тебе более подходит по отделам труда (ручной, механизированный и т.д.); 4) в каких условиях труда ты будешь более успешен (бытовые, на открытом воздухе, необычные).
Желаю вам удачи в правильном выборе профессии, ибо как сказал Чехов: человек должен трудиться, работать в поте лица кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.