МБОУ «Гимназия №125»,учитель начальных классов
Юсупова Резеда Минсаидовна
Внеклассное мероприятие по произведению
Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
для младших школьников
Аннотация
Внеклассные занятия, используемые учителем, играют немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании.
С учетом возрастных особенностей младших школьников появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.
Интеграция позволяет установить, что рассматриваемая тема может быть связана с другими темами. Так, например, тема природы изучается в природоведении и по внеклассному чтению.
Интегрированные занятия – это реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека. Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах обобщенных знаний той или иной области. Именно на интегрированных занятиях у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического образования.
В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают сказки. Как показали наблюдения, сказки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей. В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тексты, что приводит к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Так как главная цель этого мероприятия — пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера. Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, изучению и осмыслению связей между ними.
Таким образом, данное мероприятие содействует формированию потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживанию им, проявлению доброты, чуткости к природе, бережному отношению ко всему окружающему.
Тема: Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».
Цели: 1) формирование экологической культуры детей;
2) познание окружающей природы в процессе исследовательской деятельности, способствующей развитию и самовыражению детей;
3) формирование заботливого отношения к природе;
4) развитие умений логически выражать свои мысли,
рассуждать, анализировать, делать выводы;
5) познакомить детей с эстонским писателем Эно Раудом.
Оборудование: выставка книг и детских рисунков,
наглядность- мультимедиа(презентация).
I. Вступление.
Маленьким мальчиком Эно Рауд очень любил читать книги о гномах. И даже сам придумывал их. Так появился гном Моховая Борода. Этим именем семилетний Эно подписывался под своим первым стихотворением, напечатанным в журнале «Ласте рыым» («Детская радость»). Потом, когда он закончил школу в г. Тарту, Таллиннскую учительскую семинарию, Тартуский Государственный университет, он начал писать книги для детей. Книги эти рассказывали о детстве Э.Рауда, о мальчишеской дружбе. Первые из них «Нержавеющая сабля», «Огонь в затемнённом городе». И,наконец, появилась книга, которая называлась «Naksitrall». Так обращаются в Эстонии к милому и забавному ребёнку.
II. Беседа о прочитанном.
О чём эта книга?
И всегда накситралли, в конце концов, выходят победителями.
-Но почему это происходит?
До встречи накситралли были очень одиноки.
Когда они подружились, у них сразу же нашлось много интересных и важных дел.
Книга «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» — сказка.
В сказке происходит борьба добра со злом. Это зло –равнодушное, преступное отношение к природе.
Чтобы победить его, необходимо знать природу, её законы, потому что, нарушишь законы – натворишь ещё большее зло.
-Почему так интересно читать книгу?
В ней очень много интересных и полезных сведений о животных и растениях, птицах и народных приметах.
Насильно перемещая явления живой природы, человечки вызывают целое несчастье. Мысль о взаимосвязи всего живого в природе воспринимается читателями книги легко и просто. Хотелось бы, чтобы интерес к природе, возникающий при чтении книги Рауда у ребят не пропал, чтобы появилось желание узнать ещё что-нибудь о животных и растениях. Потому что, узнаешь- полюбишь, а полюбишь — в обиду не дашь.
III. Турнир знатоков..
Вопросы для 1 группы:
Как Моховая Борода помог Полботинку избавиться от кашля?
О каких привычках сороки узнали накситралли?
Почему птицы решили вывести птенцов в бороде Моховой Бороды?
Почему Моховая Борода рассердился на Полботинка
за то, что тот наступил на гадюку?
Чем отпугнул крыс Моховая Борода?
Почему нельзя нарушать равновесие в природе?
Вопросы для 2 группы:
Почему Моховая Борода не любил город?
Как удалось накситраллям убрать с дороги котов?
Что делают кошки, когда начинают злиться?
Почему на острове, где сидели кошки, с деревьев исчезли листья?
Как спаслись от голода друзья, сидя в сорочьем гнезде?
Что любят гадюки?
IV Выставка детских рисунков.
Главное, чтобы с помощью книги ребята поняли одну простую вещь: «…животные не игрушки….И ни одно живое существо нельзя превращать в игрушку. Каждое живое существо надо уважать как самоё жизнь».
V. Обзор цитат.(слайды)
Цитаты.
1.Лечебные травы.
«Для чего в таком случае обширная кладовая природы? Для чегосуществуют лекарственные травы? Оттого и идут многие беды, что люди отворачиваются от природы… Если уж на то пошло, так и кашель – явление природы. И этот природный кашель надо лечить отваром из природного мха».
Моховая Борода.
«…отвар из оленьего мха, ягеля. Во всём мире нет лучшего лекарства от кашля, чем отвар».
Моховая Борода.
«Не стоит искать тмин в сырых местах. Тмин любит сухой подлесок или обочину дороги. А если мы выйдем к ручью, глядите в оба: не растёт ли здесь трифоль или валериана».
Моховая Борода.
«Чернокорень, первоклассное чудо- оружие против крыс»
Моховая Борода.
2. Домашние животные
«Тот, кто однажды решил взять собаку, больше уже не принадлежит только себе. В той же, а может быть даже и большей, мере он принадлежит своей собаке».
Полботинка.
«Собаки, которые ластятся к каждому, по правде говоря, ничего не стоят. У собаки должен быть один хозяин, настоящая собака с каждым любезничать не станет».
Полботинка.
«…животные – не игрушки…И ни одно живое существо нельзя превращать в игрушку. Каждое живое существо надо уважать как самоё жизнь».
Вольдемар.
«Кошки машут хвостами, когда начинают злиться…».
Моховая Борода.
« При встрече с хищником следует избегать резких движений, иначе зверь немедленно нападёт».
Моховая Борода.
3.Волки.
«Волк поступает так, как ему велит природа, он не умеет подобно нам, различать добро и зло».
Моховая Борода.
«…для того чтобы подготовить своих детёнышей к самостоятельной жизни, старый волк учит их нападать».
Бородатый краевед.
«…у волков есть привычка выть на закат. И по утрам тоже, когда солнце встаёт. Они воют близ логова. Воет старый волк, воют и волчата».
Моховая Борода.
«Живой огонь — лучшая защита от волков».
Моховая Борода.
4. Крысы.
«Взгляд – самое мощное оружие крысы. Крыса может убить другую одним только взглядом, вовсе не дотрагиваясь до неё зубами».
Моховая Борода.
«…Несколько крыс, перевернувшись на спину, держали в лапах куриные яйца. Другие крысы волокли их за хвосты».
5.Сороки.
«…воровство в сорочьем мире – явление довольно распространённое и особую слабость сороки питают к различным блестящим предметам».
«…он (Моховая Борода) мог безошибочно предсказать завтрашнюю погоду, а то, как каркают на верхушках деревьев вороны, недвусмысленно говорило ему о приближении лисицы или охотника».
«Высиживание требует тишины и покоя, птица должна сосредоточиться».
Моховая Борода.
VI. Итоги.
-Чему учит нас эта книга?