Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Елабужского муниципального района РТ
“Да здравствует
Вежливость и Доброта”
(внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов)
Хилоу Аида Нурмухамедовна
учитель начальных классов,
первой квалификационной
категории
Елабуга,2012
Цель: дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления
совершать добрые дела; развитие самооценки.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человеку,
что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,
«Спешите делать добро»; магнитофон с кассетой (песня «Улыбка»).
Ход мероприятия.
(Вступительное слово учителя).
Вежливый – грубый
Добрый – злой
Что же такое «Вежливость»?
Что же такое «Доброта»?
Приглашаю всех к разговору.
(выходят к доске 4 ученика)
1 ученик: Достаётся не дёшево
Счастье трудных дорог
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
2 ученик: Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
3 ученик: Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирных трудом
4 ученик: Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее
Хорошеть самому.
Учитель: Много славных дел ждёт нас, но прежде всего вы должны вырасти
настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
— Добрый человек – какой он?
(дети рассуждают в группах – дают ответы).
— Да, становится радостно на душе, светло, спокойно, весело, легко при разговоре с добрым человеком.
Прежде, чем заговорить с человеком, нужно расположить к беседе, одарить его Улыбкой!
— Что же может дать Улыбка?
(дети под фонограмму поют песню «Улыбка», текст песни прилагается).
Учитель: Кого можно назвать вежливым?
(дети рассуждают в группах, дают ответы, учитель резюмирует: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда же, ребята ведут себя грубо – им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные независимые и почти взрослые люди. Так ли это!).
Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание».
(К доске выходят 4 человека, рассказывают по очереди).
1 ученик: Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
2 ученик: Смотри не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
3 ученик: Придёшь обедать к трём часам, —
ему сказала мать.
Он пробурчал: «Я знаю сам»…
А сам явился в пять.
4 ученик: Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Учитель: Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями бывают не только мальчики, но и девочки.
(две ученицы разыгрывают сценку А. Барто «Любочка»).
1. Синяя юбочка
Ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг,
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку
Радуются все.
2. Но, если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
3. Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берёт
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места!
Ну садись, вздыхает та.
4. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Вот какая Любочка
Во всей её красе!
5. Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Вдвоём: Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
Учитель: А есть такие Любы у нас в классе? Девочек, похожих на Любу у нас нет.
(Появляются Мальвина и Буратино, разыгрывается сценка).
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты не весёлый сегодня? Может быть задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино: (злобно выкрикивает) Потому что не умею себя сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой
сердитый?
Буратино: Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным.
Мальвина: Подожди Буратино, пусть ребята тоже подскажут, действительно ли у
тебя обыкновенный тон.
(дети высказывают свои мнения).
Мальвина: Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но к
сожалению и с папой Карло;
Буратино: Не было этого, не было, не было;
Мальвина: Ну вот , опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу
мороженое, хочу мороженое», или «Хочу в школу, хочу в школу» — разве
это не было сказано капризным, недовольным голосом?
Буратино: Может быть я иногда и говорю немного громко и капризно, зато я
хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только
некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро
поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и
спросил у него: «Ну, как посадка прошла?». Он обиделся почему то и
ушёл. А что я плохого ему сказал? Или, вот учительница ему за кляксу
двойку поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса — вакса – гуталин,
на носу горячий блин!». Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я
развеселить его хотел.
Мальвина: Нехорошо ты поступил. Правда ребята?
(Выслушиваются ответы детей).
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно
всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему
скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да, я, можно сказать, учусь у ребят. Вот
они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А
сами как разговаривают? Пусть скажут … А, замолчали? Потому что
многие из них похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на
шёпот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют
друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда
смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить,
кто хуже или лучше ведёт себя, а просто все станем добрее. Хорошо я
придумал?
Учитель: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово
и ранит». Запомните, ребята, это!
Весёлая музыка зазвучала, наверное, это частушек начало.
(исполняются частушки).
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2. Лиса в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3. Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
— Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4. Коля ссориться с друзьями
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
5. В поезд входят три юнната,
— Ух, народу, сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
6. Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
7. Говорит лентяйке мать:
— Убери свою кровать!
— Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
8. Ты играй повеселее,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны!
Учитель: Учат, ребята, не только людей, но и братьев наших меньших, а к чему это
приводи?
(К доске выходят 3ученика, читают стихотворения С.Маршака «Урок
вежливости»).
«Урок вежливости»
1. Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
и не ходить на четырёх.
2. Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь
И уступай прохожим путь.
3. И старших уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу до дома провожай.
1. Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
2. Знакомым место уступал
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу
3. Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили
4. Топтал траву и мял овёс
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы
за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими
недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
(Несколько человек читают стихотворение С.Маршака «Четыре глаза»).
1. Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки,
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
2. Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
3. Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему : «Зачем
Тебе четыре глаза?»
4. Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый
Стёклами не хвастай
5. Заплакал Саша от стыда
Уткнулся носом в стену.
Нет, — говорит он – никогда
Очков я не надену.
6. Но мать утешила его:
Очки носить не стыдно
Всё надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто одел очки,
Смеются только дураки!
Учитель: Ребята, какие волшебные слова вы знаете?
Дети (хором): Спасибо, извините, пожалуйста, доброе утро, здравствуйте, до
свидания.
Учитель: Внимательно послушайте стихотворение А.Антонова, чтобы ответить на
вопрос: «Вежлив Витя или нет!».
1. Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
2. На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
3. Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
Учитель: Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет? (Ответы детей).
Ведущий читает стихотворение С.Погорельского «Перестарался».
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
Что с тобой?! – вскричала мать,-
Заболел сыночек?…
Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»
Учитель: (выясняет вежлив мальчик или нет, выслушивая ответы ребят).
1 ученик: Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй.
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой
2 ученик: Понять и исполнить
Желанья другого –
Одно удовольствие
Честное слово!
3 ученик: На клумбе – цветок,
Его листья повисли.
Грустит он. О чём?
Угадал его мысли?
4 ученик: Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
5 ученик: А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!
6 ученик: И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом сестрёнка
Помчалась на нём!
7 ученик: Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы, заботы.
8 ученик: «Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать
Да надо
С уборкой возиться опять».
9 ученик: И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой
Да это как в сказке
Волшебник ты мой!
Ведущий: Да, действительно волшебник. Он одновременно удивил и в тоже время очень обрадовал маму, освободив её от домашних хлопот, хотя бы на один день!
— Это ли ни доброе отношение к маме!
— А доброе отношение, дела, слова, только у добрых людей. Стремитесь к свету, стремитесь к добру! И недостаточно называться человеком, нужно им быть! Хотя бывает и нелегко сохранить честь, совесть и достоинство. У добрых, честных, смелых, отзывчивых людей много друзей – настоящих друзей.
А кто такой настоящий друг?
(Поют песню «Настоящий друг», текст прилагается).
Итог:
Учитель: Скажите, какой же вывод вытекает из всего сказанного, услышанного.
(Дети обсуждают в группах, делают свои выводы, учитель резюмирует,
подводит итог сказанному).
Не скупитесь никогда
На улыбку, на шутку, на доброе слово.
Не стесняйся быть щедрым
В дружбе, в любви
Не скрывай никогда доброты
И любви своей к людям,
Ведь они в них нуждаются
Так же, как ты,
От того, что глаза чьи-то
Станут теплее, доверчивей, чище
Тебя не убудет.
Может в мире как раз
Не хватает твоей доброты.
Всё: «Да, Здравствует Вежливость и Доброта!».
ДОРОГОЮ ДОБРА
1. СПРОСИ У ЖИЗНИ СТРОГОЙ,
КАКОЙ ИДТИ ДОРОГОЙ,
КУДА ПО СВЕТУ БЕЛОМУ
ОТПРАВИТЬСЯ С УТРА.
ИДТИ ЗА СОЛНЦЕМ СЛЕДОМ,
ХОТЬ ЭТОТ ПУТЬ НЕВЕДОМ,
ИДИ,МОЙ ДРУГ,
ВСЕГДА ИДИ ДОРОГОЮ ДОБРА.
2. ЗАБУДЬ СВОИ ЗАБОТЫ.
ПАДЕНИЯ И ВЗЛЁТЫ.
НЕ ХНЫЧ, КОГДА СУДЬБА
ВЕДЁТ СЕБЯ НИ КАК СЕСТРА.
НО ЕСЛИ С ДРУГОМ ХУДО
,НЕ УПОВАЙ НА ЧУДО,-
ИДИ,МОЙ ДРУГ, ВСЕГДА ИДИ
ДОРОГОЮ ДОБРА.
3. АХ,СКОЛЬКО БУДЕТ РАЗНЫХ
СОМНЕНИЙ И СОБЛАЗНОВ
НЕ ЗАБЫВАЙ, ЧТО ЭТО ЖИЗНЬ
НЕ ДЕТСКАЯ ИГРА
И ПРОЧЬ ГОНИ СОБЛАЗНЫ,
УСВОЙ ЗАКОН НЕГЛАСНЫЙ-
ИДИ, МОЙ ДРУГ, ВСЕГДА ИДИ
ДОРОГОЮ ДОБРА.
Улыбка
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!
Припев:
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Добрый лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев
От улыбки станет всем теплей. И слону, и даже маленькой улитке. Так пускай повсюду на земле Будто лампочки включаются улыбки!
Припев
Настоящий друг
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг!
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Классные часы в начальной школе, 1997;
«Имя твоё – учитель». Серия: «Праздник в школе».