МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ»
учащиеся начальной школы
в рамках пропедевтической работы
подготовила
учитель биологии
высшая категория
Андреева Эльвира Юрьевна
Норильск — 2010
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«ЗНАКОМТЕСЬ: БИОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ»
Внеклассные мероприятия, проводимые учителями предметниками должны проводиться живо, эмоционально, их содержание и форма должны быть увлекательными, с учетом возрастных особенностей детей, они должны также способствовать развитию у учащихся инициативы, самостоятельности и заинтересованности к изучению предмета. Данное мероприятие проводится в рамках пропедевтической работы с учащимися начальной школы.
Цель: продолжить развивать у учащихся интерес к предметам естественного цикла — биологии и географии провести пропедевтическое занятие по этим предметам для возрастания интереса к ним; познакомить ребят из начальной классов со школьным, зимним садом, углубить знания и повысить интерес школьников к изучению природы, через предметы ее изучающие.
Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд, подбирают материал о комнатных растения и представителях живого уголка, имеющихся в саду, разрабатывают игровые занятии по биологии и географии, подготавливают загадки для ребят, распределяют роли и работают непосредственно с учащимися начальной школы, чтоб те приготовили все необходимые задания для данного мероприятия
Оформление сада: передвижная доска с кроссвордом, муляжи овощей, грибов и фруктов, чучела птиц и животных, микроскопы и готовые микропрепараты, иллюстрации по теме мероприятия.
Время проведения мероприятия: 35-40 минут
Введение.
Вед: Здравствуйте ребята! Вы, наверное, знаете, что в нашей школе сейчас проходит декада естественных наук. К таким наукам относятся: химия, физика, география и биология. Наша с вами встреча сегодня будет посвящена двум из них – биологии и географии.
Вед: Биология — это наука о живой природе. Все живые организмы на планете делятся на 4 группы. Это: растения, животные, бактерии и грибы (показать цветы, чучела животного и муляжи грибов.) География – это наука о нашей с вами планете.
Вед: В ходе нашей сегодняшней встречи мы с вами поговорим о комнатных растениях, проведём небольшую экскурсию по саду. Узнаем кое-что из истории растений, познакомимся с одним из самых главных приборов в биологии, который используют для изучения частей организма или очень маленьких организмов, которых невозможно увидеть невооруженным глазом – с микроскопом. Познакомимся с животными, живущими в нашем школьном уголке и в окрестностях города Норильска, вспомним особенности времен года, а в конце встречи немного поиграем.
1.Экскурсия по саду.
Вед: Мы сейчас находимся в школьном саду. Он ровесник нашей школы. Правда, после пожара очень много растений спасти не удалось. То, что вы сейчас видите, это оставшиеся и большая часть новых растений, которые появились в саду за последние 6 лет. Очень много труда, заботы требует наш сад и в школе у нас кроме учителя биологии и учащихся, которым интересно заниматься в саду, есть человек, который каждый день следит за садом, ухаживает за растениями. В нашем саду проходят уроки, ставятся научные эксперименты, работаю кружки.
В саду у нас растут различные комнатные растения.
Ребята, кто из вас знает, какие растения называют комнатными? (Подождать ответа.) Комнатные растения – это растения, которые выращивает человек в домашних условиях.
В нашем саду вы можете увидеть различные группы растений. У нас есть: кактусы, пальмы, папоротники, различные вьющиеся растения, ампельные растения, растения образующие деток. Обо всех, конечно, мы с вами поговорить сегодня не сможем, но о некоторых из них — мы вам расскажем.
Вед: 1.Папоротник.
Про него существует одна очень красивая легенда, которая гласит, что если в ночь Ивана Купала выйти в лес и найти цветущий папоротник, то под ним будет клад. Почему до сих пор никто так клада и не нашёл? Дело в том ребята что папоротник никогда не цветёт, потому что он не относится к цветковым растениям. Самым большим папоротником из живущих на земле считается папоротник, у которого высота 25 метров, а листья длинной 5 метров. Мы с вами привыкли, что листья у папоротника всегда резанные, но существуют папоротники, у которых листья целые.(демонстрируются различные виды папоротников)
2. Хлорофитум.
Одно из самых распространённых комнатных растений. Он быстро растёт у него красивые изогнутые листья, а ещё одна причина его популярности то что он вынослив. Хлорофитум называют «зелёным пылесосом».
3. Монстера.
Декоративное комнатное растение достигающее в длину 6 и более метров. У молодых растений листья целые, у взрослых – разрезанные, часто с отверстиями. Перед дождем на листьях этого растения появляются капельки воды. Поэтому его называют погодным барометром.
2. Работа с микроскопом.
Вед: Ребята, а сейчас мы с вами поговорим вот об этом приборе (показать микроскоп), кто из вас знает, как он называется?
Микроскоп – это увеличительный прибор, который увеличивает изображение предметов в несколько сот и даже в тысячу раз. Микроскоп изобрёл Антон Левенгук в XVII веке. Когда он в первый раз смотрел в микроскоп на кору пробкового дерева, то он увидел вот такие клеточки, похожие на соты (показать рисунок). За живую клетку он принял вот эту решётку, а то, что было внутри, он считал не живым. Он был не прав. Просто увеличение его микроскопом было очень маленьким, и он не смог увидеть все части клетки. А они выглядят так (показать рисунок).
Вед: Мы вам тоже приготовили специальный препарат, который вы сможете рассмотреть под микроскопом. Увеличение нашего микроскопа – в 300 раз.
Ребята просьба микроскоп руками не трогать, чтоб не сбить настройку. Вы подходите по очереди к столу и смотрите в микроскоп, прикрывая один глаз (показать как).
3. Обитатели нашего уголка.
Вед: Вот уже второй год у нас в школе живут хомяки, попугаи, рыбки. А в этом году у нас еще появились сухопутные африканские улитки. Правда попугай и хомяк у нас новые, но мы им тоже рады. Давайте поближе с ними познакомимся.
Волнистые попугайчики.
Ангорский хомячок.
Улитки Амадины.
4. Животные, проживающие в нашей местности.
5. Игры.
Вед: Вы ребята, много сегодня узнали.
А теперь ребята мы с вами немного поиграем.
1. Игра «Кто, где живет?»
Вед: Ребята у каждого из нас есть свой дом. И у каждого животного на нашей планете тоже есть место, где это животное обитает. Сейчас мы с вами проверим, хорошо ли вы знаете, где живут разные животные. Для проведения этого конкурса нам понадобятся трое желающих (выбирают ребят, подводят к столам, где лежат задания, можно познакомиться с ребятами, спросить как их зовут). Перед вами плакат, на котором изображены: лес, озеро, пустыня. А рядом лежат фотографии животных с разных мест обитания. Ваша задача «поселить» на свое место обитание только тех животных, которые действительно там проживают. А потом мы все вместе проверим, как вы справились с этим заданием.
2. Игра «Домашнее задание»
Вед: А пока ребята выполняют задание, мы с вами проверим, как вы выполнили домашнее задание. Вам было предложено подготовить загадки и пословицы о природе, животных, погоде, растениях. Все вы сидите с правой и левой стороны. Так мы и проведем маленькое соревнование. Ребята с одной стороны, будут задавать вопросы ребятам с другой стороны. Понятно? Тогда начинаем (задают загадки по – очереди, ведущие следят за порядком, не допускают выкрикиваний, предупреждаю, что тех, кто не слушается, прашивать не будут). Задают по 3 – 4 загадки с каждой стороны.
Вед: А приготовили ли ребята пословицы или поговорки на предложенные темы? Может быть, кто-нибудь из вас знает какие-нибудь народные приметы, связанные с погодой, осадками, или другими природными явлениями? (слушают ребят, по 2 – 3 ученика с каждой стороны)
Вед: Спасибо. Давайте вернемся к ребятам, которые расселяли животных по их местам обитания. Посмотрим, как они справились (проверяют по-очереди выполненные работы ребят, исправляют, если есть ошибки, если нет, то хвалят)
3. Игра «Времена года»
Вед: Скажите нам пожалуйста, какие времена года вы знаете? (ждут ответа, не разрешать выкрикивать, просить отвечать, подняв руку) Сейчас вам предстоит угадывать, о каком времени года, мы вам будем рассказывать.
В этот период времени года
4. Разгадай кроссворд.
Кроссворд наш будет не обычный, он в загадках и посвящён биологии и географии. (если ребята затрудняются ответить на вопрос, ведущий подсказывает, показывая муляжи)
Я капелька лета
на тоненькой ножке
плетут для меня
кузовки и лукошки
кто любит меня
тот и рад поклониться,
а имя дала мне
родная землица.(земляника)
Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Плод — сладкий и гладкий,
и круглый и смуглый,
и душистый и пушистый,
а середка плода, словно камень тверда. (персик)
Была зеленой, маленькой,
потом я стала аленькой
на солнце почернела я,
а вот теперь я спелая. (слива)
Красная мышка, с белым хвостом
в норке сидит, под зеленым листом. (редиска)
Ягоды зеленые, всеми хваленые
растут с костями, висят кистями. (виноград)
Без окон, без людей
полна горница людей. (огурец)
Выросла травка
к пище приправка
ее пожитки,
душистые нитки. (укроп)
Вед: Вои и подошла наша с вами сегодняшняя встреча к концу. Но это не значит, что вы теперь не будете знакомиться с природой. Ведь у вас есть такой замечательный предмет «Окружающий мир». И на этих уроках вы узнаете очень много всего очень интересного.
Вед: Скажите, вам понравилось у нас? Еще придете?
А теперь в конце – фотография на память. До свидание, приходите к нам еще. (фотографируются, отвечают на вопросы, если такие возникают).
7