Крицкая Наталья Николаевна
МКОУ Барлукская СОШ
Учитель начальных классов
Ребята, вы все любите смотреть телевизор и ждёте таких передач как « Поле чудес», «Счастливый случай», « Эти забавные животные « и др. Мы переживаем и думаем над вопросами с участниками этих игр. И становимся так же игроками. А сегодня мы с вами в классе проведём эту игру, которая требует определённых знаний, смекалки, находчивости. А самое главное, вы можете сегодня узнать то, чего не знали ещё вчера.
И так, тема нашей игры
Человек и природа – вечная тема литературы. В сказках и преданиях народов мира рядом с людьми неизменно действуют одухотворённые силы природы: солнце и ветер, леса и реки, звери и птицы. Они всегда приходят на помощь тем, кто трудолюбив и честен, добр и справедлив. Слушая и читая сказки, мы с детства усваиваем народную мудрость: человек и природа неотделимы друг от друга, учимся внимательному и доброму отношению ко всему живому на Земле. А как много волнующих, неповторимых по красоте своей страниц посвящено этой теме в литературе.
Сегодня, ребята, у вас у всех есть возможность попробовать свои силы. Чтобы отобрать игроков для 1,2, 3 туров, мы проведём отборочную игру.
1 — й тур.
1. Как назывался цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? ( Тюльпан)
2. Назвать наибольшее количество писателей, посвятивших свои произведения природе.
( М.Пришвин, В.Бианки, В.Чаплина, Д.Ушинский, С.Есенин, Мамин – Сибиряк, К.Паустовский, Сладков, А.Пушкин, Н.Некрасов)
3. Загадки о природе.
Не огонь, а жжётся (Крапива)
Цветное коромысло через реку повисло, (Радуга)
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)
В первом туре участвуют 1. __________
2. __________
3. __________
Задание первой тройке Кого из детских писателей называют великолепным знатоком и вдохновенным певцом родной земли?
р | и | ш | в | и | н | а |
В первом туре большее количества очков набрал ___________
Никогда не будет скучно на лесных тропинках с таким спутником, как М.М.Пришвин. Его зоркости и наблюдательности можно только позавидовать. На лесных прогулках с Пришвиным вы узнаете, как лечатся деревья, как они ведут разговор друг с другом. Побываете на именинах у осинки, посмотрите на стирку у лесовика. И это далеко не все подарки, которыми нас одарит лесной волшебник М.М.Пришвин.
А сейчас отборная игра для 2 тура
1. Назовите рассказы М.М.Пришвина
(« Синий лапоть», « Ёж», « Лисичкин хлеб», « Золотой луг», Кладовая солнца») и др.
2. Какую ягоду называют сибирским ананасом? ( Облепиха)
3. След какого зверя похож на человечий? ( Медведя)
Задание 2-й тройке. Герой рассказа М.Пришвина « Выскочка?»
ь | ю | ш | к | а |
Отборочная игра для 3 тура.
1. Назовите пословицы о животных и природе.
Увидел грача – весну встречай. Что посеешь, то и пожнёшь.
Осень – перемен восемь. День прозевал – урожай потерял.
2. Что ест зимой жаба?
3. Что птицам страшнее голод или холод?
Задание 3-й тройке. У М.Пришвина есть рассказ « Синий лапоть». Кого так называли в этом рассказе?
а | й | ц | а |
Победителями стали __________, ___________, __________.
Эти ребята играют в финальной игре.
Задание. В каком рассказе Пришвина курицу звали « Пиковая дама»
з | о | б | р | е | т | а | т | е | л | ь |
Победителем нашей игры стал_____________. Он набрал ____ очков.
Я предлагаю тебе сыграть в супер игру.
Назови фамилию писателя, чьи произведения о природе широко известны и любимы читателями. Этот писатель считал М.Пришвина своим учителем, помогавшим найти « правильный путь в тот всегда прекрасный тяжкий труд писателя?»
а | у | с | т | о | в | с | к | и | й |
Слово длинное. Я разрешаю открыть 5 букв. Победителем стал ___________
Приз (книга)
А сейчас игра со зрителями.
Кто назовёт писателя книги « Кошка Маруська» (Чарушин.)
Игра закончилась, но все ребята хотят сегодня быть участниками, отвечать на вопросы и получить призы. А давайте посмотрим, как вы умеете отгадывать лесные загадки.
1. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её… (лиса)
2. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить, знайте, это … (Лось)
3. Он, как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий, обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож и в сады, отважный… (ёж)
4. В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле? ( Белка)
5. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (Медведь)
6. Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал, я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан очень грозен был…(Кабан)
7. Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу,
Не робей, но берегись: В том лесу, где бродит … (Рысь)
8. Восемь ног , как восемь рук, Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк, Покупайте, мухи, шёлк. ( Паук)
ВИКТОРИНА.
1. Какие птицы зимуют и ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, рябчик, куропатка)
2. Что птицам страшнее холод или голод? ( От голода они умирают)
3. Зимой голоден, а летом сыт. ( Волк)
4. Что делают зимой ёж и медведь? ( спят)
5. Почему нельзя трогать яйца в гнёздах руками? ( птица бросит гнездо)
6. С прилётом каких птиц мы начинаем отсчёт весны? ( грачей)
7. Почему весной не бьют пушных зверей? ( звери линяют и у них детёныши)
8. Какая птица высиживает яйцо на весу? ( пингвин)
9. Какую ягоду называют сибирским ананасом? (облепиху)
10. Вам стал попадаться подорожник, значит где-то рядом… ( тропа)
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих композиторов и поэтов. А сколько нежности в их названии: ветреница, маргаритка, незабудка…
Я сейчас зачитаю легенду о цветке, а вы должны угадать его. Знаете ли вы название цветов? Латинское название этого цветка « галактус». Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить её и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. ( Подснежник)
— Какой цветок считают символом Солнца и символом Японии? ( Хризантема)
— Какой цветок считают последней улыбкой осени? (астра)
— Какой цветок всю жизнь любуется собой? Глядит на себя и не может наглядеться? (нарцисс)
На этом, ребята, наша игра закончилась, но мы прощаемся ненадолго.
Впереди у нас новые встречи: игры, конкурсы, литературные часы.