Внеклассное мероприятие «Посиделки у самовара»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Начальная школа — детский сад



















Внеклассное мероприятие



«Посиделки у самовара»













































Подготовила:

воспитатель

Юрьева Ольга Владимировна





Цель: Воспитание культуры, традиций русского чаепития у учащихся.

Задачи:

Ознакомление учащихся с историей появления чая в России. Знакомство с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии. Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса.

Оформление. Пословицы о гостеприимстве, самовары, вышитые скатерти, подносы с пирогами.


Предварительная работа: Дети учат танцы и песни, готовят драматизацию сказки. За неделю детям дается задание: найти пословицы о чае


Оборудование: самовары, скатерти, 2 ватмана, маркеры, 2 тазика, 4 шарфа, шишки, 4 корзинки, чай ник заварочный, бублики на ленточках для награждения.

Ход.

В зале находятся дети и родители. Выходят мальчик и девочка.

Девочка. Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские!

Мальчик. Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные!

Девочка. Пригласили в гости к нам
Мы и бабушек, и мам.
Обещаем, обещаем,
Здесь не скучно будет Вам.


Мальчик. Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.


Девочка. Все готово к празднику,
Так чего ж мы ждем?
Мы веселым танцем
Праздник свой начнем.


Исполняется Танец с чашками



Воспитатель. Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. А кто нам скажет, что такое чай?

Подготовленный ученик. Чай — это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус.

Воспитатель. Хорошо, а какая страна является родиной чая? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, Китай. Если верить легенде, это было за много веков до нашей эры. Однажды китайский император, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, долго плутал среди горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав всего несколько глотков, он тут же ощутил прилив сил. Это было первое в мире чаепитие.

А как же чай попал в Россию?

Подготовленный ученик. Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом.

Воспитатель. Да, действительно. Это историческое для России событие произошло в 1638 году. А вот как это было.

Драматизация силами детей.

На троне сидит царь. Открывается надпись «1638 год. Михаил Фёдорович Романов»


Царь. Вы послы мои, идите,

К Алтын-хану попадите,

Одарите соболями.

Чёрно – бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.


Воспитатель. Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать послов обратно.

Дни и месяцы прошли…

Возвращаются послы.

Царь их кормит и поит,

Свежие документы:  Классный час в 8 классе на тему: «День святого Валентина»

И ответ держать велит.


Царь. Чем ответил Алтын – хан?

Что же мне прислал он в дар?


Послы. В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын – хана.

Вроде всё в нём без изъяна.

Но с чудинкой он, однако…

Вот смотри подарок, на-ка!


С подноса скидывают покрывало, горка чая надписью «Чай».


Воспитатель. Как увидел царь-отец

Что принёс ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И посла хотел повесить.


Царь. Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеётся хан над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!


Воспитатель. Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой наказ:

Чудо — листья заварить .

Да боярам подносить.


Царь. Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.


Воспитатель. Глотнул раз … Потом второй …

Вкус понравился

Царь. Крутой.

Воспитатель. Царь-то наш дивиться чуду.

Царь. Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

Воспитатель. Так чай завоевал свое первое признание.

Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.

А сейчас мы с вами поиграем. Призами для вас будут бублики, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали бублики и баранки


Конкурс: “Кто больше знает названий чая”.

Конкурс “Загадок”:

Черненько, горяченько,
а все любят. (Чай).

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
— Эй, сними меня! – кричит. (Чайник).

Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар).

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахарница).

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог).

Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться. (Самовар).

Девочка. На столе у нас пирог,
Пышки, да ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки.

Дети исполняют чайные частушки.

1.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

2.Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице.

3.Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае и души не чаю,
Наливай горячий чай!

4.В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит пишут письма нам!

5.Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил-
Самовар поставила,
Чай гонять заставила.


6.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!

Свежие документы:  Сценарий развлечения с родителями "Жить -Родине служить"


Воспитатель. У каждого народа имеется много пословиц, поговорок о чае, которые нам надо сегодня вспомнить.

Чай пить – приятно жить!

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай!

Если чай не пьешь – где силы берешь?

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает. (Самовар )


Воспитатель. Самовар стал традиционным русским сувениром. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа. О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.

Ученики читают стихотворение про самовар:

У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк –
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!
Говорят, ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад!
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.
Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри –
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос –
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь – это уши.
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест!
Он сперва воды напьется,
А потом глотнет огня,
А потом вдруг как займется
На крылечке у меня –
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет,
Он от пуза угостит!

Конкурс “Веселые художники”.

Участвуют 2 команды по четыре человека.

Воспитатель. Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать самовар с завязанными глазами. Рисуйте по очереди:

  • 1-й участник – основную часть;

  • 2-й участник – ручки;

  • 3-й участник – носик;

  • 4-й участник – ножки;

В исполнении детей звучит песня «Пых — пых, самовар» слова: Юрий Энтин. музыка: Давид Тухманов

Воспитатель. Уже пора ставить самовары. Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Дети выполняют задание конкурса.

Воспитатель.  Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов. А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками…

Что под елками найдешь,
Если к елкам ты придешь
Жарким летом, и весною,
И осеннею порою? (Шишки).

Следующий конкурс – «Собери шишки».
Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.


Воспитатель. Ну вот, кипяток готов! Конкурс «Завари чай»

Участникам (командам) предлагается набор карточек, на которых написаны этапы процедуры заваривания чая. Необходимо как можно быстрее разложить карточки в правильной последовательности.


А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

Правильная последовательность приготовления чая: В, А, Д, Б, Г, Е, Ж.

Воспитатель. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой.

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.


Конкурс «Правила этикета»

Воспитатель в произвольной форме задает участникам (командам) вопросы о правилах этикета, на которые надо дать правильные ответы.

Возможные вопросы:

Как принято есть различные кондитерские изделия? (Печенье и пирожные берут руками, а торты и бисквитные пирожные едят чайной ложкой или десертной вилкой.)

Из какой посуды пьют горячие напитки? (Горячие напитки принято пить из чашки или стакана, а не с ложки и тем более не из блюдца.)

Как кладут в чай сахар? (Сахарный песок кладут общей ложкой из сахарницы, стараясь не замочить ее, а кусочки сахара берут щипчиками, ложкой или руками.)

Как правильно обращаться с чайной ложкой во время чаепития? (Размешав чай или кофе, ложку не оставляют в чашке или стакане, а кладут на блюдце).

Как правильно класть лимон в чай? (Если к чаю подан лимон, то его переносят в чашку с чаем, выдавливают сок и удаляют остатки на край блюдца.)


Конкурс «Кто быстрее выпьет чай». Участвуют два человека. Садятся друг против друга. Нужно как можно быстрее выпить чашку чая, пользуясь ложкой и вприкуску с конфетой

В зал входят мальчик и девочка с подносами в руках, на подносах – пироги.

Девочка. Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чайная давно уж ждет.


Мальчик. Все для вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь.

Сладким чаем забавляйтесь!


Начинается чаепитие, на котором обсуждается, что нового дети узнали, что им больше всего понравилось.












Свежие документы:  Конспект урока на тему "Проектная деятельность как способ творческой активности младших школьников"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: