МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА ИЗОПЛИТ
КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Посиделки в русской избе»
(внеклассное мероприятие)
Составила: учитель начальных классов
Алексеева Надежда Васильевна
2014
Цель: Приобщение учащихся к прекрасному народному устному песенному и игровому искусству
Задачи:
1.Познакомить учащихся с традициями, обычаями, обрядами русского народа.
2.Познакомить с образцами хороводных и плясовых песен.
3.Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям своего народа.
Место действия: школьный музей «Живая старина»
Ход праздника.
Перед входом в музей дети играют в русскую игру «Дядюшка Трифон». (Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.)
Звучит веселая мелодия, дети исполняют танец «Кадриль».
Выходит хозяйка и приглашает всех в избу на посиделки.
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Домом жить – не лукошко шить!
2) Домом жить – не развеся уши ходить!
3) Домом жить – обо всём не тужить!
4) Дом вести – не лапти плести.
5) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
/ Исполняется песня «Русская изба», Музыка Евгения Птичкина
Слова Михаила Пляцковского/
Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Пора посиделок приходилась на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается, когда люди приступают к важным сезонным работам. Посиделки называют и иначе, кому как нравится: вечёрками, вечерницами, беседками и т.д. Итак, посиделки — это сборище молодёжи по осенним, зимним вечерам. Под видом рукоделья, пряжи, а более для забав, россказней и песен.
1-й чтец. На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
2-й чтец. При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались –
Без общенья жизни нет.
3-й чтец. А играли как? В горелки!
Их горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
4-й чтец. Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей!
Песня “У нас нонче субботея”(русская народная песня)
Хозяйка: Посмотрите как много предметов в избе, необходимых для хозяйства. Ожидая вас, я в горшочке приготовила загадки, связанные с бытом русской старины. Только, куда он подевался? Сейчас поищу.
/Ходит по музею и ищет./
Ой! Горшочек кто-то держит.
Кузя (сидит в уголочке, накрыт платком — спрятан): Не отдам!
Хозяйка: Ой! Кто это? Выходи сюда! Чего прячешься?
Кузя: Кузьма — из домовых мы. Что ж ты, хозяюшка, меня не признала?
Хозяйка: Кузенька, прости меня, замешкалась я. Ребята! Это наш домовой.
Кузя: Да. Мы домовые, служим хозяевам. Дом охраняем и хозяйство сберегаем. Не даем его разбазаривать.
Хозяйка: Ну что ты, Кузенька, я не разбазариваю. Это ребята к нам в гости пришли и хотят узнать побольше о нашем быте. Отдай горшочек!
Кузя: Не отдам. А вдруг ребята его затеряют, тогда ищи – свищи!
Хозяйка: Кузенька, отдай горшочек! Ребята ничего не возьмут. Правда?
Дети: Да!
Кузя: А какую выгоду я в хозяйстве получу?
Хозяйка: А мы за каждую загадку тебе из горшочка будем копеечку давать.
Кузя: Вот это совсем другое дело! Прибыль будет.
Хозяйка: Кузенька, садись вместе с нами. Будешь мне помогать.
Кузя: Это мы с радостью!
– Мы будем с Кузенькой загадывать загадки, а вы отгадывайте и ищите этот предмет в нашей избе?
Загадки:
1. Стоит толстячок,
Подчинивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
2. Посуда не старая,
а вся в дырках… .(Сито, решето)
3. Черноват, худоват,
Без копыт, а рогат? (Ухват)
4. Черныш – загорыш!
Куда поехал?
В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)
5. Стоит у печки нога,
А зовётся (Кочерга)
6. Не ботинки и не тапки,
А из лыка плетёные… .(Лапти)
7.На ней сидят, когда едят, А ночью на ней спят (Лавка)
8.Три братца пошли купаться
Два купаются, 3-й на берегу валяется.
Искупались, вышли, на 3-ем повисли. (Коромысло)
9.Там сохраняют квас, и молоко, и сливки
И долго там не портятся напитки. (Глиняный кувшин)
10.Он служит для сбора ягод
И хранения круп. (Туесок)
Хозяйка: Вот сколько нужных вещей в моей избе. Спасибо тебе, Кузенька, за то что все это бережешь и охраняешь.
Кузя: Работа у меня такая. /трясет горшком/ Вот и прибыль в дом!
Хозяйка: На посиделках женщины пряли, ткали, вышивали. Вот такое красивое полотенце соткали в старину из льняных нитей и вышили. А мужчины били баклуши, т.е. вырезали заготовки для деревянных ложек, делали глиняные свистульки, вырезали из дерева игрушки, расписывали доски, да прялки. И все это называется народные ремесла и промыслы
Девочка: Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
/ Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню/
Хозяйка: Дальше бой скороговорок,
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать
(Раздаем написанный текст скороговорок, дети читают).
1. Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
2. Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
3.От топота копыт
Пыль по полю летит.
4.Мамаша Ромаше
Дала сыворотку из под простокваши.
5. Коси коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
6. Вкусная халва — мастеру хвала.
7. У четырех черепашек четыре черепашонка.
Хозяйка: А какие же посиделки без частушек? В нашей Тверской области частушка славилась своей остротой, смелостью и особой любовью народа.
1. Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать-
Нас идёт четыре!
3. Мой милёночек не плох-
Посадил он мне горох.
Ну, а я для Сенечки.
Сею в поле семечки!
4.Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили
Молоком умылися!
5. Не хотелось выходить,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла-
Я не удержалася!
6. Если б не было воды-
Не было бы кружки.
Если б не было девчат-
Кто бы пел частушки!
7.По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
8.Расцвели девчонки наши,
Как ромашки на лугу.
А частушки распевают,
Словно пташечки в саду.
9.Слышал я от пацанов
Про какую-то любовь.
На девчонок я гляжу,
Ничего не нахожу.
10. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Позабавилась душа,
Эх, частушка хороша!
В избе молодёжь не ограничивалась песнями и плясками. Непременно играли в игры.
Игра «Золотые ворота» (Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившееся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».)
1 чтец:
Заглянули в старину мы,
Будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
2 чтец:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край весёлый наш чудесный,
Как и вся Россия-мать.
3 чтец:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
Говорим мы: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
Хозяйка: Спасибо, ребята и гости дороги, что выслушали нас. Не забывайте и помните русские обряды и творчество русского народа.
Приглашаем всех к нашему самовару, угоститесь чайком и сладостями полакомитесь!
Приходите к нам в гости на посиделки в русскую избу.
Список использованной литературы
1. Лидия Куприянова: Русский фольклор. Программно-методические материалы. 1-4 классы Издательство: Мнемозина, 2008 г.
2. Людмила Иванцова: Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. Издательство: МарТ, Ростов-на-Дону, 2009 г.
3. Л. Михеева: Русские традиции и праздники Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.
4. Михаил Кольяшкин: Песня русская, родная. Выпуск 1-2. Русские народные песни Издательство: ИД Катанского, 2014 г.
5. Наталья Безденежных: Пословицы и поговорки русского народа Издательство: Феникс, 2012 г.
6. Ольга Ушакова: Загадки, считалки и скороговорки Издательство: Литера, 2012 г.
7. Мария Литвинова: Русские народные подвижные игры Издательство: Айрис-Пресс, 2004 г.