Макарова Елена Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г.Емвы
Праздник «Прощание с азбукой»
Цель: В игровой форме закрепить изученные буквы, полученные знания, умения, навыки.
Задачи:
Повторить изученные звуки и буквы;
Способствовать раскрытию талантов у учащихся;
Формировать у учащихся самооценку своих достижений.
Развить логическое мышление, память, зоркость, интерес и положительную мотивацию, как к отдельным предметам, так и процессу обучения в целом. воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
Воспитывать желание учиться; осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и развития своего “я”.
Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
Прививать бережное отношение к книгам.
Песня «Солнечный дом» Л. Мельникова
Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательней чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: «Как это нет?! Обман!»
Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?
Карлсон. Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон, который живет на крыше!
Учитель (задумчиво). Карлсон… в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Карлсон выходит.) Ты из какого класса, мальчик?
Карлсон. Я не мальчик! Я мужчина в самом расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель. Что значит «ерундой»? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за 7 месяцев узнали – читать, писать научились!
Карлсон. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!
Учитель. А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе сказки называть будем, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь.
Карлсон. Это для меня пустяки! Дело житейское!
Учитель. «Снежная принцесса».
Карлсон. «Принцесса мороженого».
Учитель. Неверно! Кто из ребят ответит?
Учитель . «Илья Царевич и Серый волк».
Карлсон. «Царь Карлсон и жареный волк».
Учитель . «Стойкий железный солдатик».
Карлсон. «Сладкий железный солдатик».
Учитель. «Гадкий цыпленок».
Карлсон. «Сладкий утенок».
Учитель. «Сказка о бабке и рыбке».
Карлсон. «Сказка о жареной рыбке».
Учитель. «Луковый мальчик».
Карлсон. «Мальчик, запеченный в луке».
Карлсон. Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!
Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
Карлсон. Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много читает, тот много знает. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята!
Песня «Урок. Игровая- шуточная» Слова М. Ивенсен Музыка Т. Попатенко
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Частушки:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.
Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
«Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!»
Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.
Мама просит, папа просит:
«Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?
Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
— Это я…
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
— Нет, не я…
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
— Это я…
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
— Это я…
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
— Нет не я…
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
— Нет, не я…
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
— Нет не я…
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
— Это я…
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
— Это я…
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
— Нет не я…
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
— Это я…
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
— Нет, не я…
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
По ним учились мы читать.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Песня «Тридцать три родных сестрицы», Б.Заходер, В.Щукин
СЦЕНКА.
Всем известно буква «Я»
В азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»…
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»:
— Я, — сказала буква «Я», —
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
— Фу-ты, ну-ты! — фыркнул «Эф»,
От обиды покраснев.
— Срам! –
Сердито «эс» сказало.
«Вэ» кричит:
— Воображала!
Проворчала «Пэ»:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик. «Я» затопала ногами.
Буква Я.
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
— Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я.
— Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А «Я»!
Рассказчик.
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела —
Написать она сумела
Только:
«Я — я — я — я — я!»
Буква Х.
Как зальется буква «Ха»:
— Ха — ха — ха — ха — ха — ха — ха!
Буква О. «О» от смеха покатилось!
Буква А. «А» за голову схватилось!
Буква Б. «Б» схватилось за живот..
Рассказчик.
Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
— Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».
Буква Ю.
— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква «Я»
Всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась —
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.
У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
Сели в ложку и — айда! — по реке туда-сюда. (лодку)
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
У-ДО-СТО-ВЕ-НИ-Я!
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Учитель: Ребята, конечно, вы знаете,как надо обращаться с книгами, но я хочу, чтобы вы выполнили просьбу нового учебника и его авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Головановой и В. Г. Горецкого. Они прислали вам телеграмму с просьбой, которую я вам сейчас зачитаю:
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
— Берегите новые учебники!
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлем… (привет)
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!
До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!
Литература:
ДОБРАЯ АЗБУКА в сказках, стихах и раскрасках — М.: «Амрита-Русь»,— 240с. — Серия «Образование и творчество».
Б.В.Заходер. Избранное. Издательство «Детская литература», Москва, 1981
Н.Ф. Валуйских «Прощание с букварем». Начальная школа. №12, 2002г.
Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.:Просвещение.1991.
Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. Дидактический материал по развитию речи в начальных классах: Пособие для учителя – Киев: Радяньска школа. 1990.
Ярославцев А.Н. Здравствуй, школа! Сборник сценариев. Краснодарский городской информационный научно-методический центр. – Краснодар. 1994.
Минусовки песен:
https://avgustina.moy.su/load/20-1-0-205
https://po4emu4ki.ucoz.ru/load/azbuka/11-1-0-387
https://s-f-k.forum2x2.ru/t89p75-topic
https://psidou1274.ucoz.ru/index/zanimatelnyj_material/0-31