ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ
Исполняется песня «Чему учат в школе».
1.
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник Вас
2.
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что труднее всего на свете
Самый первый школьный класс!
1. Первый класс — это первый задорный звонок.
2. Первый класс — это первый серьезный урок.
1. Первый класс — это первая в жизни оценка,
2. Это шумная, радостная переменка.
1. Знают девчонки и знают мальчишки:
2. Первый класс — это первая школьная книжка!
Ведущий:
Сегодня, друзья, нас пригласила к себе на праздник Азбука. Все дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у нас называется «Азбука» и поэтому у нас сегодня замечательное праздничное настроение!
3
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем,
Непременно приходите
Попрощаться с азбукой
Дети исполняют песню «Прощание с азбукой»
4 .
В песнях и стихах все просто,
Есть ответы на вопросы.
Но одно мне не понятно,
Как давно, кто и когда
Написал учебник складный,
Чтобы грамота
5
В XVI веке в городе Львове
Первопечатник Федоров жил.
Им создан был первый учебник толковый,
В нем азбуку грамоты он изложил.
6
Аз, буки, веди — были соседи,
Глагол и Добро, Ять, Зело —
В нем дружно жили не тужили,
Четыре века уж прошло.
7.
А потом учил он сам наших пап и наших мам,
Бабушек и дедушек, соседей и соседушек.
Ну, а мы с ним в первый раз
Встретились, придя в свой класс.
8.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
9
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Дети (хором).
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: «Как это нет?! Чего вы врете?»
Учитель.
Ой, кто это? Кто это сказал?
Нафаня.
Это я, Нафаня.
Учитель (задумчиво).
Нафаня… в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит.) Ты из какого класса, мальчик?
Нафаня.
Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель.
Что значит «ерундой»? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за шесть месяцев узнали – читать, писать научились!
Нафаня.
Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуля такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь!
Учитель.
Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуля не знает.
Нафаня.
Неправда. Давайте поспорим, что знает и я знаю!
Учитель.
Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.
Нафаня. Давайте, называйте.
о Буратино
Буратино
Дюймовочка
Красная кепочка и серый медведь
Маша и медведь
Айболит,
Айболит
Енот
Игра «Угадай сказку»
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…
(Чиполлино, а не Буратино,
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(Дюймовочка )
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка и серый волк )
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …
(«Маша и медведь» )
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор…
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
До сих пор лицо горит!
Кто он?…
(Мойдодыр, а не Айболит,
Был он тучкой грозовой,
С Пятачком ходил домой.
Больше всех любил он мёд,
Крошка маленький …
(не Енот, а Винни Пух)
Нафаня (естественно, проиграв).
Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабуле, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.)
Учитель.
Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет. (Обращается к ребятам.) А мы с вами, ребята, совершим сегодня последнее путешествие по страницам «Азбуки».
Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Кот Баюн, сзади тащится Леший.
Кот (обращаясь к Лешему).
Ну чё ты за нами увязался? Без тебя разберемся.
Леший.
Да что вы разберетесь? Ничего вы не можете! Только метлой махать да людей пугать россказнями. Да дети-то только и знают о Бабе Яге, что у нее избушка на курьих ножках туды-сюды ворочается. Колдунья! Да самый простой мальчонка ее вокруг пальца обвести может. А про Кота-то и вовсе толком никто не знает. Ну, кот и кот, сколько их по помойкам шастает! Чё вы сюды поперлись-то?
Баба Яга.
Уйди, окаянный! Мы за твои слова на тебя в обиде. Я за своего внучка сама постою.
Леший.
Ага, стойкая, посмотрю! (Уходит.)
Кот (обращается к детям). Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню?
Учитель.
Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.
Баба Яга.
Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала!
Учитель.
Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Нафаня игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.
Баба Яга.
Конечно, не все. А я этого и не утверждала.
Кот.
Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.
Учитель. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаня учиться не хочет.
Баба Яга (грустно).
Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.
Учитель.
А наши ребята уже научились. И сегодня мы с «Азбукой» прощаемся. Кстати, она должна была подойти. Где же она?
Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках записка.
Нафаня.
Бабуля! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает. Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая с этим облезлым котом прохлаждаются. Неси-ка им записочку, пусть голову-то поломают, читаючи. Да передай – коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вот мы и увидим, кто умнее. (Передает записку.)
Баба Яга.
Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут написано.
Ваша волшебница Азбука у меня. Хочу посостязаться с вами. Раз вы такие умные, ответьте на загадку:
Тридцать три родные сестрицы,
Писаные красавицы,
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто это или что это?
Дети. Буквы.
Баба Яга. И еще. Всех их вы должны знать по именам.
Учитель.
С этим заданием мы легко справимся. Правда, ребята? Ну-ка, гласные, вперёд !
А
А — начало алфавита, тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва начинаются на А.
И кончаются на А — астра, азбука, айва.
Ё
Е и Ё — родные сестры,
Различать сестер непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
И
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? — Три!
А какая буква? — И!
О
Посмотри на колесо, и увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну, совсем, как буква О.
У
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто
Ы
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.
Э
Буква Э на с дивится, словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка, только нету языка.
Ю
Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось: получилась … буква Ю
Я
Посмотрите на меня, разве я не хороша?
Не худющая, как А, и не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу к букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду я стоять последней!
Учитель
Кроме гласных в русской азбуке есть ещё согласные, которые не могут жить без друга. Назовите эти парные согласные.
Танец парных согласных.
Учитель.
А теперь просим сказать о себе остальным буквам алфавита.
Й
Букву Й зовут «и кратким»,
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с буквой И,
Сверху галочку пиши.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
М
Взявшись за руки мы встали
B на М похожи стали.
Н
На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
Ф
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х
Х — забавная игрушка, деревянная вертушка,
Деревянная вертушка, ветра вольного подружка.
Ц
Вот буква Ц: с коготочком на конце.
Коготок — царапка, как кошачья лапка.
Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Щ
На расческу O похожа,
Три зубца всего? Ну что же?
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик -Ъ, чтобы не облиться.
Ь
Буква р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
Ребята рассказывают алфавит. Появляется Леший.
Леший.
Ну-ну! Угадали и все сказали правильно. Но я не отпущу вашу Азбуку, пока вы не выполните еще одно задание.
Баба Яга.
Да ладно тебе, Леший, глумиться над детками! Ну чё тебе еще надо?
Кот. Да, чё?
Леший.
Не чё, а что, простофиля! Мне хочется знать, на самом ли деле эти ребята что-то знают. А ну-ка, приготовились детки.) Так, бабка, хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот, тоже. Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Азбука проститься.
Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы.
Составьте слова из данных слогов:
На плакатах:
ЧУ |
|
Дети. Роща, свеча, кричу,
КА ЧА |
|
Дети. Туча, пища, , щука.
КА ЧИ ВЕЛЬ |
|
Дети. Чашка, чищу, чудо, щавель.
Леший.
А какие правила в этих словах?
Дети отвечают.
Учитель.
Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Ведь так, Леший?
Леший.
Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Приведу я вам вашу Азбуку. (Уходит.)
Учитель.
А пока мы ждем, давайте поиграем.
Игра «Это я»!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
— Это я…
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
— Нет, не я…
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
— Это я…
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
— Это я…
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
— Нет не я…
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
— Нет, не я…
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
— Нет не я…
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
— Это я…
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
— Это я…
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
— Нет не я…
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
— Это я…
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
— Это я…
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
— Нет, не я…
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
— Это я…
Входят Леший и Азбука.
Леший.
Вот ваша Азбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула, порядок навела.
Азбука.
Да, это я умею. Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Хочу проверить ваши знания, проводить из страны Азбуки в страну Литературы. А порядок я люблю наводить с моими подопечными буквами.
Учитель
Да-да, мы с ними уже повстречались.
Азбука.
А вы знаете, что рассказывают буквы?
Учитель.
Ребята-то знают, а вот наши гости…
Баба Яга.
Ну-ка, ну-ка, и чаво они там бают? Нафаня, поди сюды, сейчас тебе, может, и расскажут.
Дети читают стихотворение С. Погореловского «Что рассказывают буквы».
Ученик 1
В Азбуке у Нади, точно на параде,
Гласные, согласные – стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке, а поодиночке.
Ученик 2
Говорить они пытались: и жужжали, и шептались,
Но о чем – пойми попробуй:
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: «А?»
– Что ты хочешь, буква А?
Но в ответ мне буква А
Снова спрашивает: «А?»
Ученик 3
Вот еще досада!
Что им, буквам, надо?!
Но когда в тетради
Встретились у Нади
Буква А и буква М,
Все понятно стало всем.
Ученик 4.
Буквы рядом ровно, прямо
Встали честь по чести
И сказали дружно: «МАМА!»
Вот что значит – вместе!
Ученик 5
И теперь у нашей Нади
Разговор идет в тетради:
В каждом слове – там и тут –
Буквы дружные живут.
Нафаня.
Я понял, бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри, что получается! (Показывает.)
Кот.
И чего это у тебя там получается?
Баба Яга.
Да ведь это БАБА! Ой, солнышко ты мое! Умница! (Радостно гладит по голове Нафаню.)
Азбука.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась –
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
Ученик 11.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Ученик 12.
На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
Ученик 13.
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
Ученик 14.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами».
Ученик 15.
Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке
Появился гол.
Дети находят ошибки и исправляют их.
Учитель
А знаешь ли бабуся, что наши дети могут не только стихи рассказывать, буквы алфавита называть, но и умеют и петь частушки замечательно
Баба – Яга
А ну-ка, ну-ка, покажите своё умение
Дети поют частушки.
1
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
4
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем —
Эти буквы мы поем!
5
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
6.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Азбука. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова и рассказы, хорошо поете и играете. А сейчас наступает грустная и торжественная минута. Я прощаюсь с вами навсегда. Но перед этим вручу «Диплом » каждому ученику первого класса, окончившему курс обучения грамоте.
Вручение дипломов.
12