Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Усть-Журавлихинская ООШ»
Внеурочная деятельность
Направление — спортивно — оздоровительное
Программа кружка «Чемпион»
Программу составила
учитель начальных классов
Проскурина А.А.
с. Усть-Журавлиха
2014год
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Формы организации внеурочную деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Время проведения | Форма организации. | |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Формы | |
Методы формирования сознания. | — Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; — Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; — Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | — Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; — Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; — Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; — Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; — Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | — Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; — Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | — Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); — Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.
Форма работы | Тема беседы | ||||
Сентябрь | 1 | Родительское собрание. | Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. | ||
2 | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | |||
3 | Подвижные игры на свежем воздухе. |
| |||
4 | Беседа | «Твой новый режим дня» | |||
5 | Подвижные игры на свежем воздухе. |
| |||
6 | Экскурсия в осенний лес. | «Красота осенней природы». | |||
7 | Подвижные игры на свежем воздухе. |
| |||
8 | Динамическая прогулка. | «В гости к берёзкам». | |||
Октябрь | 1 | Подготовка к внеклассному мероприятию |
| ||
2 | Внеклассное мероприятие | «Волшебница Гигиена» | |||
3 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Уроки осторожности». | |||
4 | Знакомство с настольными играми. | Шашки, шахматы | |||
5 | Подвижные игры на свежем воздухе. |
| |||
6 | Беседа | «Сменная обувь. Зачем она?» | |||
7 | Конкурс | Подарки осени | |||
8 | Беседа | «Осторожно – тонкий лёд!» | |||
Ноябрь | 1 | Родительское собрание. Проблемы школьной адаптации | Инструктаж по ТБ во время каникул. | ||
2 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. |
| |||
3 | Беседа | «Учимся не болеть» | |||
4 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | |||
5 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно – гололёд!» | |||
6 | Подготовка к внеклассному мероприятию . |
| |||
7 | Внеклассное мероприятие | «Советы Айболита» | |||
Декабрь | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Строим снежную крепость | ||
2 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно – Мороз!» | |||
3 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | |||
4 | Беседа | «Польза и вред воды» | |||
5 | Украшение школьного двора к празднику. | Лепка и оформление снежных фигур. | |||
6 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | |||
7 | экскурсия | Здравствуй, гостья Зима! | |||
Январь | 1 — 4 | Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования. |
| ||
5 | Беседа | «Грипп и другие инфекции как с ними бороться» | |||
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | |||
7 | Праздник | В гостях у Мойдодыра | |||
Февраль | 1 | Практическая работа | Здоровое питание. Примерное меню на день | ||
2 | Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию | Готовимся к эстафете на санках. | |||
3 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. |
| |||
4 | Беседа | Твои шаги к здоровью | |||
5 | Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему. | «Внимание дорога!» | |||
6 | Участие в общешкольном «Дне Здоровья» | Соревнования на санках и лыжах | |||
7 | Практическая работа | Законы закаливания | |||
Март | 1 | Беседа | «Наступает весна. Как ваше здоровье?» | ||
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. |
| |||
3 | Эстафеты с мячом |
| |||
4 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. |
| |||
5 | Родительское собрание | «Гиперактивные дети» | |||
6 — 7 | Весенние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования. |
| |||
Апрель | 1 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. |
| ||
2 | Практическая работа | Несчастные случаи. Первая помощь | |||
3 | Беседа.
Разучиваем новую физкультминутку | «Как стать космонавтом?» «Инопланетяне» | |||
4 | Экологический марафон | День земли | |||
5 | Беседа | «Правильное питание – залог здоровья» | |||
6 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. |
| |||
7 | Беседа | Сон – лучшее лекарство | |||
Май | 1 | Гимнастика для глаз | Глаза главные помощники | ||
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Эстафеты | |||
3 | Анкета | Хороший ли я друг? | |||
4 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Эстафеты с мячом | |||
5 | Спортивные соревнования | Папа, мама, я – спортивная семья | |||
6 | Экскурсия в весенний лес. | Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. | |||
7 | Беседа | «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время» | |||
8 | Родительское собрание | «Детский отдых в летнее время » |
Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Литература
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» — ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» — ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» — С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» — В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
«Я иду на урок» — Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.