Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №65
с углубленным изучением отдельных предметов»
Московского района города Казани
Выступление на тему
«Нравственное воспитание младших школьников»
подготовила
учительница начальных классов
Самаркина Надежда Владимировна
г.Казань- 2012
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В 2007 году я очередной раз приняла первоклашек. Сейчас они уже учатся в третьем классе. С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа.
Знакомство с жизнью каждой семьи начинаю с анкеты, которую заполняют родители. Проанализировав эти анкеты, я узнаю очень многое: об увлечениях ребёнка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.
Следующая анкета для родителей позволяет мне сделать вывод о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье узнаю из рисунков детей на тему: «Вечер в моей семье». Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребёнок – один. Ребёнку не хватает общения и часто в семье он бывает одинок. Вот почему, порой в благополучных семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию.
На вопрос: «Что вам нельзя?» ответы детей сводятся в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костёр и т.д. А некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне всё можно». Вот с такой установкой – можно всё! – дети обычно приходят в школу: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо себя вести в столовой и т.д.
Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребёнка, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребёнка, дай ему всё, что он просит, разрешай делать всё, что он хочет».
Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они:
-Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего – то добиться.
-Прежде чем дать оценку действиям ребёнка, попробуй вникнуть в ситуацию.
-Покажи ребёнку хороший пример.
Ведь поведение родителей определяет поведение детей.
Моя практика подсказывает мне, что в наше трудное время воспитание ребёнка надо начинать с воспитания доброты. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи близких людей, быть рядом с теми, кому плохо,- вот над этим я постоянно работаю с детьми. Воспитать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьёй невозможно, поэтому эти сложные задачи я решаю совместно с родителями.
Чтобы наиболее эффективно организовать совместную работу , решили создать клуб «Счастливая семья».
Третий год в нашем классе работает клуб «Счастливая семья». За это время было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму сотрудничества я считаю очень эффективной.
Список использованной литературы
1. Развивающие классные часы и праздники в 3-4 классах. Н.Ф.Дик.-Ростов нД:Феникс,2008.
2.Научно-методический журнал «Начальная школа » №7,2004.