Выступление по теме: «Реализация ФГОС в начальной школе»

МБОУ «СОШ № 19 города Новоалтайска Алтайского края»






Выступление по теме:

«Реализация ФГОС в начальной школе»


для учителей начальных классов









подготовила

Дмитриева Светлана Анатольевна

учитель начальных классов




ноябрь, 2012 год


Реализация ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель данного выступления: передача накопленного опыта по реализации ФГОС.

Слайд 2


Живём в эпоху нанотехнологий,

И каждый год даёт нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.


Год назад нашей начальной школе пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения.

Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был вобщем-то ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством.

Поэтому наша цель (слайд 3)


В своей работе мы выделили 3 этапа:

Первый этап. Ради чего учить?

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен. Нам же предстояло досконально разобраться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные практики.

Второй этап. Чему учить?

Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему сегодня педагоги ставят новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.

Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк. Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей. Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций обучающихся и педагогов в следующих сферах:

Слайд 4 (зачитать компетенции)

Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».

Слайд 5 (зачитать со слайда – внеур. деят.)


Нами были выбраны следующие направления внеурочной деятельности учащихся. Слайд 6


Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовать возможности школы и дополнительные учреждения.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Учим детей общаться»

В таблицах представлено расписание внеурочной деятельности первоклассников и второклассников: Слайд 7 и 8. Договора с двумя библиотеками и КДЦ «Космос».


В проекте «Наша новая школа» есть и такие слова: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое…». Слайды 9-14. Показать проекты, портфолио.

Не смотря на то, что в школе достаточно спокойно идёт процесс апробации модели внеурочной деятельности мы выявили следующие проблемы:

  • перегрузка первоклассников (21 часов урочной деятельности да плюс 5 внеурочной получается 26 часов)

  • с увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий, обеспечением кадровыми, информационными и другими ресурсами.

  • улучшение материально-технической базы (мы очень бы хотели школьный стадион, современный актовый и спортивный залы и многое другое)

  • при переходе на новые стандарты учителя начальных классов столкнулись с необходимостью разработки программ по внеурочной деятельности. Одно дело написать программу, но ведь нужно организовать и управление её реализацией.

  • не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности. Вся эта работа выпала на долю классного руководителя. Они разработали мониторинг (показать)


Слайд 15. (минусы внеурочной деятельности)


На сегодняшний день отрадно то, что министерство образования дает возможность школе самой решать вопрос о способах организации и содержании внеурочной деятельности.



Третий этап. Как учить?

Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны технологии обучения. Это технологии деятельностного вида. Важен и выбор учебников. Учителя начальных классов работают по трём учебно-методическим комплексам: система Л.В. Занкова, программа 2100, школа России. Данные учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических технологий и профессиональное мастерство учителей способствуют полноценному развитию школьников.

На протяжении 10 лет школа работает с детьми дошкольного возраста. Педагоги апробировали 6 программ, которые перекликаются с программами по внеурочной деятельности, что способствует успешной адаптация первоклассников; увеличение нагрузки происходит постепенно; у детей позитивный настрой на учёбу, им хочется в школу.

Слайд 16 (плюсы внеурочной деятельности)


Можно оценить деятельность учителей начальных классов по введению стандартов удовлетворительно.

Слайд 17

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание — есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

Спасибо за внимание.











Список литературы:


1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.


2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.


4. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.


5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.



5


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: