Занятие на тему «ВЕЛИКАЯ СИЛА ДОБРА» для 4 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

города Пугачёва Саратовской области имени П.А. Столыпина»






Занятие

на тему

«ВЕЛИКАЯ СИЛА ДОБРА»

4 класс












Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №14 города Пугачёва

имени П.А. Столыпина»

Дементьева С.В.

2014 год

город Пугачёв


Тема


« Великая сила добра»

Цели





Задачи


Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.


1. Формировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Формировать умение совместно работать в группе;

4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

Формировать УУД:

— Личностные:

Развивать высшие психические функции — внимание, восприятие, логическое мышление.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять задачу поставленную на занятии;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в групповой работе;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Оценивать правильность выполнения действия;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные :

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы;

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Планируемый результат

Предметные:

Сформировать понятия «доброта», «милосердие», «бескорыстие», «сострадание», «взаимопонимание» ; умения составить пословицы, сравнить и выбирать подходящие слова к вопросу учителя, дополнять текст, приводить примеры из жизни.

Личностные:

Воспитать позитивное отношение к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Метапредметные:

Умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Основные понятия

Доброта, милосердие, бескорыстие, сострадание, взаимопонимание.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

Ресурсы


ИКТ, словарь Ожегова, раздаточный материал для творческой работы, наглядный материал.

Организация пространства

Групповая и индивидуальная работа

























Этапы занятия


Деятельность

учителя


Деятельность

участников



УУД

Планируемые результаты

I. Мотивация и самоопределение к деятельности



Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию выхода из проблемы.

-Добрый день уважаемые гости, ребята.

Ребята, начнём наше занятие с игры которая позволит узнать, какое настроение и самочувствие у вас на данный момент, а поможет в этом волшебная нить, которую вы будете передавать друг другу в том порядке, как вам захочется, и задавать интересующие вас вопросы. Отвечающий на вопрос, должен намотать ниточку на свой пальчик. После этого, выбрав кому задаёт вопрос, бросить ему клубок, но свою нить держать.

После того, как все ответят на один вопрос, вы аккуратно снимите ниточки с пальцев и опустить их около себя.

— Ребята, что у вас получилось? (Узор.)

— — Как вы его создавали? ( Все вместе, сообща.)

— А на что похож узор? (На паутину.)

— — И что же сделала эта паутина? (Соединила нас в одно целое.)

— Да, ребята, я с вами совершенно согласна. Каждый существует в этом мире

не сам по себе. Каждый из нас живёт в окружении других людей: знакомых,

незнакомых, плохо знакомых, близких, друзей и т.д. — это мир людей. Мир людей окружён миром различных вещей и явлений.

— Ребята, закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь,

откройте глаза, посмотрите, а у нас оказывается в классе стало на много светлее, чем было. Знаете почему? Это от ваших улыбок засияло солнышко

— Посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему. Оно дарит всем нам свои тёплые добрые лучи. Протяните руку, возьмите один маленький лучик в своё сердце. Почувствуйте свет, тепло, которое идёт от вашего сердца вашим друзьям, родителям, родным, учителям. Ваше сердце наполнено теплом и добром. А значит в этом классе собрались добрые, сердечные люди.

Сегодня у нас необычное занятие. Итак, тема нашего занятия…

А может вы определите её сами, прослушав следующее стихотворение.

Чтец.

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердцах у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.


Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.


Личностные:

проявлять интерес к занятию,

самоопределение;


Регулятивные:

выполнять задание в соответствии с целью.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Создание положительной мотивации.


Умеют слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение.

II. Формулирование темы урока, постановка цели



Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые обучающимися гипотезы, организует их обсуждение.

-О чём это стихотворение?

— Определите тему нашего занятия.

— Сегодня мы поговорим о понятиях вам хорошо знакомых.




Сформулировать цели занятия.





Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.



Познавательные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме



.



Формулируют тему занятия, цели.





III. Операционно-познавательный этап




Организовывает целенаправленную познавательную деятельность обучающихся. Организовывает ситуации развивающего типа

Работа с дополнительными источниками.

— Сегодня мы поговорим о доброте.

   —  Доброта. В последнее время мы чаще стали обращаться к этому слову. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

      Может быть, именно, поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З-«Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»


— Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро!

— А что такое доброта?

По словарю Ожегова: Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это учёба работа, выполнение обязанностей. Вторая – скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.

У известного французского писателя Виктора Гюго есть замечательные слова «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».

— Как вы понимаете это выражение?

Посмотрите на наше прекрасное солнышко, которое согревает нас в этот морозный денёк и дарит нам чудесное настроение, но чтобы оно засияло еще ярче, нам нужно будет отыскать лучики, которые помогут вам дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Что такое доброта?». А для этого вам нужно будет хорошо поработать. Работать будем по группам.

Наличие первичной эмоциональной реакции. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях стихотворения.


Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей.




Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку.

Познавательные:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.


Регулятивные:

выполнять задание в соответствии с целью.



Определяют черты характера

доброго и злого человека.

III. Контролирующее задание.

Творческая работа


Организация групповой творческой работы .

— Для того, чтобы отыскать первый лучик вы должны будете из словосочетаний собрать пословицы и дать ответ.

-_Какой вывод можно сделать?

— Сейчас наше солнышко засияло чуть-чуть ярче, ведь мы нашли первый лучик.

Лучик «Радость».

— Говорят, что мир существует благодаря доброте человеческого сердца. А вот злые чувства угнетают наши души. Доброта же творит, возрождает, лечит. Недаром в народе говорят: «Делай добро и жди добра.».

— Как вы думаете, в чём же выражается доброта?

— Что значит совершать доброе дело? Приведите примеры из своей жизни.

Ответы детей.

— Объявляю минуту тишины. За эту минуту вы должны подумать и назвать советы, наказы, которые вы чаще всего даёте своим друзьям об отношении к окружающим людям и братьям нашим меньшим?

А теперь давайте зачитаем советы и наказы.

— Какой вывод можем сделать из сказанного?

Ответы детей.

— Ребята, у нашего солнышка прибавился ещё один лучик.

Лучик «Милосердие».

— Доброта-это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас давайте разберём следующие ситуации и ответим на вопрос.

— По каким мотивам совершались добрые дела?



Ситуации

1 группа

Серёжа, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

2 группа

Когда старушка-соседка попросила Колю сходить в магазин за хлебом, он согласился, но намекнул, что за это она должна его чем-нибудь отблагодарить.

— Помните вопрос? Так по каким же мотивам совершались добрые дела?

— Сделайте вывод.

Ответы детей.

— Мы можем с вами взять ещё один лучик.

Лучик «Бескорыстие».

— Ребята, посмотрите на солнышко как ярко стало светить оно, но вы заметили, наверное, что ещё не все лучики появились у нашего солнышка. Посмотрите сказку и скажите, какие ещё лучики вы смогли бы подарить нашему солнышку.

Сказка

— Что нашёл король, совершая путешествие? (Счастье.)

— А как он его нашёл?

(Он стал помогать людям.)

-У нашего солнышка появились лучики «Сострадание» и «Любовь».

— В жизни каждого человека должен быть настоящий верный друг. Как вы думаете, можно ли ваш класс назвать страной верных друзей?

Почему?

Ответы детей.

-Мы нашли ещё лучик для нашего солнышка.

Лучик «Взаимопонимание».

— От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас.

Вы сами во многом творцы своей судьбы.

Стихотворение

Я нарисую красками СУДЬБУ
Зелёной сочной – ЖИЗНЬ
ведь в ней всё расцветает
НАДЕЖДУ – светло-голубой
Она как льдинка на ладошке тает
Добро – жёлтой, словно солнца свет
ЛЮБОВЬ? Возьму для чувств я красный цвет
Цвет страсти, цвет рассвета и заката
ОБИДЫ нарисую чёрной краской я
Они как сажа… и стереть возможно
ДОВЕРИЕ… Какую же мне взять?
Наверно, белой проведу я осторожно
Я нарисую серым цветом ГРУСТЬ
Что с хмурой осенью в окно стучится
Наверно, пёстро вышло? Ну и пусть!
Художником не стать… Но можно поучиться!

Я нарисую красками судьбу…

— Но творить свою судьбу вы можете только с добротой в сердце.

— Посмотрите на наше солнышко и ответьте, пожалуйста, на вопрос: « Так что же такое доброта?»

Дети называют лучики. (Радость, милосердие, бескорыстие, взаимопонимание, сострадание, любовь.)

— Я думаю, что мы смогли дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Что такое доброта?»





Наличие эмоциональной реакции.

Участие в коллективной дискуссии.

Умение корректировать, изменять свою точку.







Личностные:

проявлять интерес к выполнению творческой работы;

творческое отношение к процессу создания текста к творческой работе;




Познавательные:

определять, в чем незаконченность выполнения творческой работы, обосновывать своё мнение.


Регулятивные умения:

выполнять задание в соответствии с целью.


Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.













Формулируют

речевое высказывание,

используют отредактированный текст, собранные пословицы.





Устанавливают

соответствия между словами для выполнения творческой работы


IV. Интеллектуально

творческая

деятельность.


Создание островка «Доброты».

А теперь я предлагаю всем вам стать на время мудрецами, которые смогли бы создать в классе свой островок «Доброты». Глядя на который, вы будете чаще размышлять о своих поступках. Наше яркое солнышко уже сияет на островке.

— Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

( Дети создают островок «Доброты»)


Участие в коллективной работе.

Умение корректировать, изменять свою точку.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для выражения своей точки зрения.

Личностные:

Проявлять интерес к созданию островка.

Умение слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение.

V. Рефлексия внеурочной деятельности .

Самоанализ и самооценка обучающихся


Проводит беседу по вопросам: достигнуты ли цели; пригодятся ли полученные знания; каким образом можно узнать непонятное и т.д.

— Почему говорят « Великая сила добра?»

Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 Мне важно чтобы мои друзья…

2. Я знаю, что доброта…

Путь к доброте — нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым — трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

— А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

  • Добрые слова — корни

  • Добрые мысли — цветы

  • Добрые дела — плоды

  • Добрые сердца — сады.

— Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делам.

— А теперь давайте встанем в круг, положите правую руку на плечо, стоящему справа – это значит, что у вас есть друг, на которого вы можете опереться. Левой рукой обнимите стоящего слева – это значит, вы готовы поддержать друга и исполним песню о доброте.

(Звучит песня «Барбарики» )

— Чтобы вы помнили, на что дана жизнь, я хочу с вами поделиться памяткой с высказываниями великих людей о добре.

 











Участвуют в беседе.


Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Личностные:

проявлять интерес к самооценке;




Познавательные:

определять,каким образом полученные знания пригодятся в жизни, обосновывать своё мнение.


Коммуникативные:

формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.





Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения, выполнения творческой работы.


Соотносят полученный результат с поставленной целью;



















Список литературы

  1. Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008.

  2. Сборник «Пламенеющая свеча». Сост. А. Е. Шишкин. Самара, 2007.

  3. Словарь Ожегова 2003г.

  4. Газета «Гуманная педагогика» № 1 (10) от 27 февраля 2011 г.












Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Спешим на помощь попугаю»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: