Суслова Валентина Николаевна
Воспитатель
ГБОУ Детский сад № 1982
Использованная литература
Т.А.Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма». – Москва «ВАКО» 2005 г., стр.22-23
Интегрированное занятие в старшей группе
Тема: Поездка в парк осенью.
Цель: расширять представление об осени, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; закреплять правила безопасного поведения на природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Способствовать развитию внимания и координации движений; умение двигаться по сигналу.
Оборудование: физкультурный зал преобразовать в парк, внести макеты с деревьями, кустарниками, на полу осенние листья. Скамейки трансформировать в автобус. Руль, Схема «Взаимосвязь живой и неживой природы», зонтик.
Ход занятия.
1.Ребята, сегодня с вами мы поедем в парк на автобусе. И мне бы хотелось, чтобы в парке полюбовались природой, увидели, как много листьев деревья сбрасывают осенью.
Веселый маляр наугад,
Разбрызгал чудесные краски.
И парка осенний наряд
Нас манит, как добрая сказка.
А теперь проходим в автобус и занимаем места. А Роберт сегодня у нас будет водителем. Ну что заводим мотор и поедем. А пока будем ехать, давайте поговорим о том, как надо вести себя в парке: (тихо, не кричать, чтобы не вспугнуть птиц, и не мешать окружающим людям). Парк большой, и чтобы не заблудиться, мы не будем заходить в незнакомые места. А если на нашем пути мы увидим грибы, ягоды, мы не будем их срывать. Пусть они останутся обитателям парка. Вот мы и приехали в парк. Выходим из автобуса.
2. Чтобы дойти до парка нам нужно преодолеть некоторые препятствия.
Разные виды ходьбы и бега:
— «Идем по узкой тропинке» — ходьба на носочках.
-«Перешагиваем через лужи» — ходьба с высоким подниманием бедра.
— «Выбегаем на солнечную полянку» — легкий бег, бег на носочках.
— «Отдыхаем» — спокойная ходьба.
Дыхательная гимнастика «Листья шуршат». Звук «ш-ш-ш» произносится с постепенным усилением.
3. Посмотрите, что вы видите? (Много листьев на земле.) А какого они цвета больше всего? (оранжевые, желтые, красные) Что еще такого цвета? Давайте перечислим. (Листья на земле, на деревьях, и под деревьями, трава желтая.) Скажите, как мы называем время года? (золотая осень) А почему ее называют золотой? (Желтые листья похожи на монетки). Скажите, а осень это хорошо или плохо? (Осенью хорошо: можно бегать по листьям, и они смешно шуршат. Осенью хорошо: потому, что много овощей и фруктов.
Осенью плохо, потому, что много грязи под ногами, когда идут дожди. Птицы улетают и больше не поют. На улице долго не погуляешь. Нужно надевать теплые одежды.) Значит, мы можем сделать вывод, что осень это и хорошо и плохо одновременно.
4. Ребята, а давайте, чтобы не замерзнуть, сделаем гимнастику. Возьмите
все по 2 листочка и встаньте в круг.
ОРУ с листочками:
— И.П.- о.с.; 1- встать на носки, руки вверх, 2-3-задержаться, 4-и.п.
-И.П.- о.с.; 1-руки вперед, 2-руки вверх, 3-руки в стороны, 4-и.п.
-И.П.- стойка ноги врозь, руки вверх; 1- наклон вправо, 2-и.п., 3- наклон влево, 4-и.п.
-И.П.- стойка ноги врозь, 1- наклон к правой, 2- наклон, 3- наклон к левой, 4-и.п.
-И.П.- стойка ноги врозь, 1- поворот вправо, руки в стороны, 2-и.п., 3- то же в другую сторону, 4-и.п.
— И.П.- о.с., руки на пояс; прыжки на месте
— И.П.- о.с., руки на пояс; ходьба на месте
5. Ну, вот мы немножко размялись, разогрелись. Ребята, а как вы думаете, почему от нас улетают птицы? (Птицы улетают, потому что они боятся холодов, и им зимой будет холодно.) Но ведь не все птицы улетают, некоторые птицы остается с нами на зиму. Я вам сейчас расскажу, почему одни птицы улетают, а другие остаются. Но вы мне должны помочь. Поищите насекомых, бабочек, жучков, божьих коровок, муравьев. Дети расходятся по парку и возвращаются к воспитателю. Дети подходят, и говорят, что они не нашли насекомых. А как вы думаете, почему вы их не нашли? Куда они попрятались? (Они с наступлением холодов спрятались под кору деревьев или свернулись в листья деревьев, а те опали, и теперь насекомые будут спать в листочке под снегом.) А когда было лето, насекомые летали по воздуху, садились на ветки деревьев, на листочки и ими питались птицы. Пропали насекомые, птицам стало нечего есть, которые ими питаются, поэтому птицы улетели. А остались только те птицы, которые питаются семенами. Давайте рассмотрим схему и по ней расскажем об этом. Схема «Взаимосвязь живой и неживой природы»
Ребята, давайте поиграем в игру« Перелетные птицы»
Отгадайте загадку
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Это дождь. А осенью часто идет дождь, но все равно изредка проглядывает солнышко. Давайте, поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Вот мы с вами отдохнули в парке. Наверное, пора ехать в детский сад.
Проходим в автобус. Роберт, заводи мотор. Вам понравилось в парке? Что мы там увидели? (упало много листьев с деревьев). Кристина, расскажи стихотворение об этом.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету
Липовый, березовый,
Красный, разноцветный.
Выходим из автобуса, проходим в группу.