Занятия по корригирующей гимнастике для учащихся младших классов
Составитель: педагог доп.образования Порчева Т.В.
1. Закрепить понятие о правильной осанке.
2. Привлечь учащихся к деятельности по сохранению здоровья (нарушение осанки, плоскостопие).
Оборудование инвентарь: мультимедийный проектор, гимнастические палки, гимнастические коврики, массажные мячи, мультимедиа.
Ход урока.
(Занятие сопровождается показом компьютерной презентации).
Действие учеников: | Слайды: | Методические отметки: | ||||
1 часть. Вводная Инструктор: Группа! «Равняйсь!» «Смирно!» «По порядку рассчитайсь!»
Инструктор: Староста группы сдать раппорт
Инструктор: «Вольно!»
Инструктор: Сегодня мы с вами проведём занятие по корригирующей гимнастике. -Мы поговорим об осанке, как плохое зрение влияет на осанку, выполним упражнения для укрепления мышц спины, живота, верхних и нижних конечностей — Поговорим о профилактике плоскостопии и выполним несколько упражнений. А впереди нас ждёт увлекательная игра
Инструктор:Готовы — «Равняйсь!» «Смирно!» Напра-Во! Раз, два. — Группа! «За направляющим, налево, в обход по залу, шагом, марш!» (2 круга) «Парадный марш ». Исходное положение основная стойка и двигаться, как военный на параде: вытянуть носок вперёд и ставя ногу на всю ступню. Ходьба «Аист» Сначала сгибать ногу в колене, потом выпрямляет ее вперёд и только затем ставит на пол. Руки в стороны на уровне плеч Идут «Великаны». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и потянуться всё выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперёд.
Следом идут «Карлики» В таком положении на цыпочках двигаться вперед с вытянутыми руками. Идём на внешней стороне стопы, переходим на внутренней стороне стопы. Ходьба верёвочкой
Перейти в строевой марш! Раз, два, три, левой, левой.
Направляющий на месте раз, два, три, левой, левой раз, два, три, группа стой! Раз, два. Нале-Во! Вольно! | Построение, сдача рапорта, строевые упражнения.
Дети: « Инструктор лечебной физкультуры, группа в полном составе, к занятиям готова!»
Ходьба. Восстановление дыхания.
|
(Тема и задачи урока).
|
Музыка строевой марш.
Музыка для ходьбы.
Музыка марш.
Музыка для игры.
| |||
Инструктор: Ребята! Вы слышите, кто – то звонит и пытается выйти с нами на связь. Интересно, кто это может быть? Займите свои места, а я узнаю, в чем дело. | Дети усаживаются на приготовленные для них стулья. Дети: Да это доктор Айболит! | Включаю запись доктора Айболита: |
| |||
Инструктор: Здравствуйте доктор Айболит!
Айболит: Здравствуйте, Татьяна Витальевна! Инструктор: Здравствуйте, уважаемый доктор Айболит! Айболит: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Инструктор: Доктор Айболит, что случилось? Айболит: Я экстренно вынужден связаться с вами. Мне стало известно, что у ребят вашей школы выявлена серьёзная проблема. (Нарушение осанки) Нужна ли моя помощь? — И как вы решаете эту проблему? | Дети слушают обращение доктора Айболита.
|
| Создание игровой мотивации. Доктор Айболит
| |||
Инструктор: Доктор Айболит! А вы можете посмотреть и оценить наши знания и умения. Айболит: Хорошо с большим удовольствием.
|
|
| ||||
Инструктор: Тема нашего занятия: «Правильная осанка».
— Ребята посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Чем сходны эти профессии?
Молодцы! Все выбыли правы.
— Следовательно, и говорить мы будем о чём? — Как вы думаете? |
П.О. – красивая осанка.
П.О.- правильная осанка.
П.О. – Об осанке.
| П.О. (Предполагаемый ответ.)
Во вводной части урока дети повторяют понятие о правильной осанке, вспоминают причины её нарушения, способы предотвращения нарушений в опорно-двигательном аппарате и их коррекции. | ||||
Инструктор: А все ли знают что такое такое осанка? | Отвечают дети и дополняют друг друга.
| П.О.- Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается. | ||||
Инструктор: Молодцы! Теперь мы все вспомнили, что такое осанка. А кто знает, как можно проверить осанку? | П.О. – Встать к ровной стене желательно без плинтуса и прижаться спиной, пятками, головой. |
| ||||
Инструктор:— Сколько должно быть касаний? | П.О. – Пять (затылок, плечи, ягодицы, икры и пятки). | |||||
|
| |||||
Инструктор: Мы на каждом занятии проверяем осанку, давайте дети покажут, как они это делают. | Дети встают у стены, проверяют осанку. Садятся на место. | |||||
Инструктор: | — Мы проверили осанку, теперь наша задача в течении урока сохранить такую осанку, а дома каждое утро начинать с проверки осанки и в течении дня контролировать это положение. | |||||
Инструктор: Давайте посмотрим на следующий слайд. На нём два мальчика: Женя и Сережа, Петя и Юля.
— Скажите, чем отличается их осанка? | П.О. – У Пети опущена голова, сведены плечи, круглая спина, ноги полусогнуты (неправильная осанка).
Юля держит голову прямо, спина у неё прямая, плечи расправлены и находятся на одном уровне (правильная осанка). Женя не уверено держит руку, плечи сведены вперед (неправильная осанка). Сережа держится уверено, спина прямая, голову держит ровно (правильная осанка).
| Используется метод сравнения, анализ.> | ||||
Инструктор: Как вы думаете, что может быть причиной нарушения осанки? | П. О. – Неправильное положение за рабочим столом, при просмотре телевизора и т. д., сидеть нужно ровно, не наклоняться сильно при письме, чтении и т. д.
— Школьная сумка не должна быть перегружена, лучше всего с двумя лямками (рюкзак), если на одном плече, то менять чаще положение и т. д.
— Спать нужно на жёстком матраце и плоской подушке, засыпать приучаться на спине. |
| Дети и родители отвечают по одному, остальные дополняют или исправляют. | |||
Инструктор: А плоскостопие является причиной нарушения осанки? | П. О. – Да. При плоскостопии изменяется походка, начинают болеть ноги, голова, из-за этого портится самочувствие, настроение. Человек начинает сутулиться. |
| ||||
Инструктор: Для того чтобы у нас не было этих нарушений, мы что делаем на занятиях корригирующей гимнастики?
— Правильно! А сейчас эти упражнения мы выполним. Приготовьте свои рабочие места. | П. О. – Выполняем специальные физические упражнения. |
| ||||
|
|
| ||||
2 часть. Основная
|
| Дозировка и темп упражнений индивидуальных. | ||||
1.Растяжка. И.п. ноги на ширине таза, на счет раз, два в стороны, вверх, три, четыре стороны и вниз (4раза) |
|
| | |||
2.И.п. – то же. Наклоны туловище в сторону в левую сторону, правая рука над головой, затем так же самой повторить другой стороной.(8 раз) |
|
| | |||
3.И.п. – то же. Круговые вращения плечами на счёт раз, два, круговые вращения плечами. На счет три, четыре руки в стороны пружинистыми движениями, так чтобы соединились лапотки. Затем круговые вращения правым плечом два раза. Затем пружинистыми движениями. Так же повторить другой стороной.(8 раз) |
|
| | |||
Упражнения с мячом. |
|
| | |||
4.И.п. — стоя. Мяч вперед, правую ногу оставляем в сторону, затем левой ногой в сторону, мяч впереди. Повороты с мячом вправо, влево, с поворотом ноги.(8 раз) |
|
| | |||
5.И.п. — то же. Приседания мяч впереди, принять и.п. Затем подняться на носочки руки вверх с мячом.(8 раз) |
|
| | |||
6.И.п. – тоже ноги сделать чуть шире. «Дровосек» (4 раза) |
|
| | |||
Упражнения с гимнастическими палками |
|
|
| |||
7.И.п. – стоя. Палку вперед, к груди, вверх. Назад на плечи, вверх, вперёд, к груди, и принять и.п. (8раз) |
|
| | |||
8.И.п. – стоя. Палка над головой отведение ноги назад, вперед, в стороны.(8 раз) |
|
| | |||
9.И.п. – стоя. «На байдарках» |
|
| | |||
Упражнения для укрепления мышц живота |
|
| | |||
1. И. п. – Лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые, носки натянуты.
1 – Обе прямые ноги поднимаем на 450,и тянемся руками к носкам 2 – И. п. 3–4 – то же. |
|
|
| |||
2. И. п. – Лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты.
1 – Поднимаем таз, опора на плечи и руки. 2 – И. п. 3–4 – то же.(4 раза) |
|
| 3. Упражнение укрепляет прямые мышцы живота. Таз поднимать как можно выше, локти от пола не отрывать. | |||
3. И. п. – Лёжа на спине, руки прямые вверх, ноги вместе прямые, носки натянуты.
Из положения лёжа переходим положение, сидя. (4 раза) |
|
| 4. Упражнение укрепляет мышцы верхней части живота. Ноги и таз от пола не отрывать, ноги не сгибать, спина прямая.> | |||
4.И.п. – то же. «Ножницы» (Маленькие, большие) (8 раз) |
|
|
| |||
5.И.п. то же. Руки в стороны на уровне плеч, ноги согнуты, разведите по шире, коленном во внутрь по очереди приклоняем.(4 раза) |
|
|
| |||
Упражнения для укрепления мышц спины |
|
| Поворачиваются на живот. | |||
1.И.п. – лёжа на животе. Плавание на весу. |
|
|
| |||
2.И.п. тоже Палочка впереди на вытянутые руки, поднимаем руки вверх и ноги одновременно. |
|
|
| |||
3. И. п. – Лёжа на животе, руки вытянутые «Лодочка»
|
|
|
| |||
4.И.п. тоже «Звёздочка». Руки и ноги в сторону одновременно поднимаем. |
|
|
| |||
5. И. п. – Лёжа на животе, руки под подбородком по-пластунски, ноги по очереди подтягиваем к животу. (4 раза)
|
|
| 2. Упражнение укрепляет прямые мышцы спины. | |||
6. И. п. – Лёжа на животе, руки за спиной в замок.
1 – Поднимаем туловище, руки поднимаем не расцепляя. 2 – И. п. 3–4 – то же. |
|
| 4. Упражнение укрепляет прямые мышцы спины. Руки и ноги поднимать одновременно, не сгибать. | |||
1.И.п. стоя на четвереньках. «Кошечка добрая и злая».
|
|
|
| |||
2.Сед на пятках, сделать вдох поднялись вверх, и.п. произносим на выдохе ха и обхватили грудную клетку. |
|
|
| |||
Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия. |
|
| 1. Спина прямая, носки остаются вместе. При отведении пяток их нужно приподнимать. | |||
1. И. п. – стоя. Катаем полностью подошву.
|
|
| 2. Пятки вместе, при отведении носки приподнимаем. | |||
2.И.п. — стоя. Ходьба по палке серединой стопы. |
|
|
| |||
3. И. п. – стоя..Катание мяча с шипами. Правой и левой ногой. |
|
| 3. Слегка нажимаем на мяч, катаем мяч медленно. | |||
4. И. п. – Стоя. Перекладывание мелких предметов при помощи пальцев ног. |
|
| 5. Спину держим прямо, рассыпанные предметы собираем в коробочку, перемещая их пальцами ног. | |||
5. И. п. – Стоя. Собирание в «гармошку» ткани, пальцами ног. |
|
| 6. Перебирая пальцами ног, собираем в «гармошку» ткань, можно газету и т. д. Можно усложнить, поставив на край груз, засечь время. | |||
6. И. п. — стоя.1 – 2 – Поглаживаем стопой правой ноги левую ногу вверх и вниз. 3 – 4 – то же другой ногой. |
|
|
| |||
Инструктор:Мы с вами выполнили специальные упражнения. Какие? Для чего они нам нужны? | П. о. – Для укрепления мышц живота, спины, стоп. Они нам нужны для того, чтобы у нас была правильная осанка. |
|
| |||
Инструктор: Как вы думаете, плохое зрение может быть причиной нарушения осанки? | П. о. – Да, потому что когда человек плохо видит, он начинает приглядываться, наклоняться вперёд или низко опускать голову при письме или чтении. |
|
| |||
Инструктор: Сядьте правильно, расправили плечи, голова находиться в одном положение, а сейчас поработаем глазками. Внимание на экран. | Поворачиваются к экрану. Перемещая взгляд, выполняют задания. | Голова находится в одном положении, перемещается только глаза.
Упражнения способствуют укреплению мышц глаз. | ||||
— Сосчитайте сколько тарелочек на экране? | — Пять. |
|
| |||
— Сколько красных кружков? | — Четыре. |
|
| |||
— В скольких тарелочках нет белого кружка? | — В трёх. |
|
| |||
— В скольких тарелочках есть розовый цвет? | — В трёх. |
|
| |||
— Сколько синих кружков? | — Четыре. |
|
| |||
— А сейчас сильно зажмурили глаза, расслабили и так 3 раза. |
|
|
| |||
Инструктор: Ой, звонок наверно, наш доктор Айболит! Послушаем, ребята? что он нам скажет. Айболит: Молодцы ребята! Вы всё правильно делаете! | Дети: Это доктор Айболит
Дети: А, мы старались, доктор Айболит! |
|
| |||
Инструктор: А, теперь мы покажем нашу любимую игру «Бездомный заяц» А, сейчас я посмотрю, кто придумает интересные танцевальные движения и быстро займёт домик, сохранив при этом правильную осанку. (3 раза)
| Дети: Встают в кружок «домиков», когда играет музыка – все бегают спокойным, лёгким бегом по игровой площадке. Когда музыка останавливается – все встают возле домиков в положении правильной осанки. | Бег спокойный, никто не толкается, а встать двумя ногами в кружок Кому не хватило «домика», тот «бездомный заяц». Если кто — то стоит не в положении правильной осанки, его можно «выселить», при этом, не толкаясь и объяснив причину. Снова играет музыка, игра начинается снова. Выигрывает тот, кто меньшее количество, раз останется без «домика». | ||||
Инструктор: После физических упражнений необходимо восстановить наш организм и настроить его на дальнейшую деятельность. Для этого необходимо немного отдохнуть. Произносится текст: | Дети: Ложатся на коврики. На спину. | Лежать прямо, руки вдоль туловища.
Релаксация способствует восстановлению после физических нагрузок. Успокаивает, восстанавливает нервную систему.
Упражнение выполняется под приятную спокойную музыку.
| ||||
Я ресницы опускаю… Глаза плавно закрываю… Я спокойно отдыхаю, Сном волшебным засыпаю… Я дышу легко, плавно, глубоко… Мои руки отдыхают, Мои руки засыпают… Я дышу легко, ровно, глубоко… Мои ноги отдыхают, Мои ноги засыпают… Я дышу легко, ровно, глубоко… Я спокойно отдыхаю Сном волшебным засыпаю… (Длительная пауза – музыка.) Я спокойно отдыхал, Сном волшебным засыпал. Хорошо мне отдыхать, Но теперь пора вставать. Крепче кулачки сожму, Руки вверх я подниму Потянусь… Всем улыбнусь… И проснусь. | В соответствии с текстом, руки сжимают в кулаки, поднимают руки, потягиваются, улыбаются и спокойно встают.
Садятся на свои стулья. |
|
| |||
Инструктор: Приняли позу Лотоса. Соберите всю положительную энергию в ладони и выпустите ее, руки при этом в стороны, еще собираем и выпускайте. Хорошо. Займите свои места. |
|
|
| |||
3. Заключительная часть Инструктор: Наше занятие заканчивается, и я хочу, чтобы вы вспомнили всё, о чём мы сегодня говорили и что делали. Внимание на экран и продолжите фразы. | П. О. – Я научился выполнять упражнения для укрепления мышц живота, спины, стопы. — Я понял, что важно следить за своей осанкой, выполнять специальные упражнения и т. д. — Было интересно в игре и т. д. | Используется рефлексия для подведения итогов урока, решены ли поставленные задачи, определяется эмоциональный фон. | ||||
Инструктор: Звонок в скайп. И снова на связи доктор Айболит! Послушаем: Айболит: Дорогие ребята! Мне очень понравилось ваше занятие. Вы все старались правильно выполнять упражнения. Я вам раздам брошюры с рекомендациями, которых вы должны придерживаться каждый день. — До свидания, будьте здоровы! Инструктор: Спасибо доктор Айболит! Мы воспользуемся вашими рекомендациями Да, дети! А, теперь давайте друг другу улыбнёмся и, скажем» Будьте здоровы» — И на этом наше занятие закончено, большое всем спасибо за активное участие в нём.
|
|
| В брошюрах указываются основные моменты, на которые нужно обратить внимание для формирования правильной осанки.
( Сувениры за участие учащимся). |