Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка, 5-9 класс

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка.

(О формах, методах и роли контроля знаний учащихся 5 – 9 классов)



Сидунова Наталья Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5 им. В. И. Данильченко

ст. Стародеревянковской

Каневского района,

Краснодарского края.


Учитель только тогда может правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений а навыков учащихся. Организация четко спланированной и гибкой системой контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

Основными принципами контроля считаю

  • целенаправленность;

  • системность;

  • объективеность.

Формы, методы и приемы проверки результатов учебной деятельности на уроке должны обеспечивать

    1. всестороннюю проверку знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих;

    2. определение уровня усвоения знаний;

    3. проверку умений и навыков познавательного и практического характера;

    4. оперативность проверки и ее своевременность;

    5. не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую роль проверки.

.

Пожалуй, каждый вид контроля имеет свои преимущества и недостатки, поэтому целесообразно совмещать и чередовать на уроке различные формы и методы.

Фронтальный опрос позволяет активизировать класс, мобилизировать внимание учащихся, восстановить в памяти ранее изученное и предупредить забывание знаний. Однако данный вид опроса ограничивает возможность развернутых ответов и фиксирует не столько уровень знаний, сколько активность учащихся. Главное преимущество фронтального опроса – активизация класса – можно использовать для достижения различных учебных целей:

  • дать энергетический заряд на весь урок (в начале урока);

  • активизировать внимание учащихся при переходе от одного вида работы к другому (в середине урока);

  • мобилизировать внимание учащихся (перед объяснением нового материала);

  • поэтапно восстановить ход урока и сделать необходимый вывод (в конце урока).

Индивидуальный опрос — одна из наиболее эффективных форм проверки знаний учащихся.

Устный ответ учащегося на адресованный ему вопрос позволяет проверить усвоение формулировок понятий, законов и закономерностей языка, умение раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, а также систематизировать факты для подтверждения того или иного положения. Эта форма опроса повышает сознательность усвоения школьниками изучаемого материала. Для вовлечения в работу всего класса перед устным индивидуальным ответом учащегося необходимо поставить задачу, направляющую внимание слушающих, тогда слушание будет активным и, значит, обучающим. Главное преимущество – развитие связной речи учащихся – позволяет качественно повысить уровень знаний учащихся.

Письменная форма опроса – это, во-первых, коллективный контроль уровня успеваемости. Предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, задания типа «Проверь себя».

Письменный индивидуальный опрос небольшие по объему самостоятельные и проверочные работы с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, что позволяет проверить умение применять на практике усвоенные знания. Способы проведения письменного опроса весьма разнообразны:

  • различные упражнения с последующей самопроверкой (с использованием карточек-информаторов, схем классификационного характера и без них);

  • карточки, перфокарты и другой раздаточный материал;

  • тесты.

В последнее время тестирование находит все большее применение в практике учителей-словесников, что обусловлено нацеленностью на ЕГЭ. Однако нельзя забывать о необходимости всесторонне развивать учащихся и исключать индивидуальный опрос, требующий затраты времени. Таким образом, при планировании урока русского языка целесообразно дифференцировать задания и проводить комбинированный опрос.








Литература:


Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение 1996 г.  


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: