Сидунова Наталья Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 им. В. И. Данильченко
ст. Стародеревянковской
Каневского района,
Краснодарского края.
Учитель только тогда может правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений а навыков учащихся. Организация четко спланированной и гибкой системой контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Основными принципами контроля считаю
целенаправленность;
системность;
объективеность.
Формы, методы и приемы проверки результатов учебной деятельности на уроке должны обеспечивать
всестороннюю проверку знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих;
определение уровня усвоения знаний;
проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
оперативность проверки и ее своевременность;
не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую роль проверки.
.
Пожалуй, каждый вид контроля имеет свои преимущества и недостатки, поэтому целесообразно совмещать и чередовать на уроке различные формы и методы.
Фронтальный опрос позволяет активизировать класс, мобилизировать внимание учащихся, восстановить в памяти ранее изученное и предупредить забывание знаний. Однако данный вид опроса ограничивает возможность развернутых ответов и фиксирует не столько уровень знаний, сколько активность учащихся. Главное преимущество фронтального опроса – активизация класса – можно использовать для достижения различных учебных целей:
дать энергетический заряд на весь урок (в начале урока);
активизировать внимание учащихся при переходе от одного вида работы к другому (в середине урока);
мобилизировать внимание учащихся (перед объяснением нового материала);
поэтапно восстановить ход урока и сделать необходимый вывод (в конце урока).
Индивидуальный опрос — одна из наиболее эффективных форм проверки знаний учащихся.
Устный ответ учащегося на адресованный ему вопрос позволяет проверить усвоение формулировок понятий, законов и закономерностей языка, умение раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, а также систематизировать факты для подтверждения того или иного положения. Эта форма опроса повышает сознательность усвоения школьниками изучаемого материала. Для вовлечения в работу всего класса перед устным индивидуальным ответом учащегося необходимо поставить задачу, направляющую внимание слушающих, тогда слушание будет активным и, значит, обучающим. Главное преимущество – развитие связной речи учащихся – позволяет качественно повысить уровень знаний учащихся.
Письменная форма опроса – это, во-первых, коллективный контроль уровня успеваемости. Предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, задания типа «Проверь себя».
Письменный индивидуальный опрос – небольшие по объему самостоятельные и проверочные работы с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, что позволяет проверить умение применять на практике усвоенные знания. Способы проведения письменного опроса весьма разнообразны:
различные упражнения с последующей самопроверкой (с использованием карточек-информаторов, схем классификационного характера и без них);
карточки, перфокарты и другой раздаточный материал;
тесты.
В последнее время тестирование находит все большее применение в практике учителей-словесников, что обусловлено нацеленностью на ЕГЭ. Однако нельзя забывать о необходимости всесторонне развивать учащихся и исключать индивидуальный опрос, требующий затраты времени. Таким образом, при планировании урока русского языка целесообразно дифференцировать задания и проводить комбинированный опрос.
Литература:
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение 1996 г.