«Антонимы» (конспект урока по русскому языку) 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка»

Татищевского района Саратовской области







Конспект урока по русскому языку

в 5 классе


«Антонимы»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Бутаева Ольга Анатольевна





с.Вязовка

2015


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

ФИО автора: Бутаева Ольга Анатольевна

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» Татищевского района Саратовской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Тема: «Антонимы»

УМК: М.В.Панов, Русский язык. 5 кл., учебник для общеобразовательных учреждений. Издатель: Русское слово ,Серия ФГОС. Инновационная школа ,2012 г.

Класс: 5

Цели:

— деятельностные :создание условий для усвоения новой темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.

-содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Синонимы»; закрепить изученные способы действий; сформировать новые способы действия по изучению новой темы: «Антонимы».



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

2-3мин.

1.Приветствие.

2.Смотрим отрывок из мультфильма «Дядя Стёпа»

(Приложение 1)

1. Готовятся к работе.

Самоопределение(Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

2-3мин.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

1.Ребята, какой дядя Стёпа?



2.Как называются эти слова?

3.Что мы уже знаем о синонимах?

4.А какие синонимы вы подберёте к описанию людей , которые находятся рядом с дядей Стёпой?




5. Какое значение имеют эти слова ?

(Приложение 2)

6.Обратимся к учебнику на стр.95,п.38.

7. Как называются слова с противоположным значением?

1.Называют слова:

высокий

огромный

большой

гигантский

2.Синонимы.

3.Отвечают на вопросы.

4.Называют слова:

маленькие

крошечные

невысокие

небольшие

низкие

5.Противоположное



6. Читают параграф учебника.


7. Записывают тему урока: «Антонимы»


Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К)


3) Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.

3-4мин.


Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1.Внимательно прочитайте притчу «Два плуга»

(Приложение 3)

3..Выпишите слова из притчи с противоположным значением.

4.-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?










1. Читают притчу.



3. Учащиеся испытывают затруднение.


4.Формулируют цели урока и заполняют лист самооценки «Что я знаю -Хочу узнать -Что я узнал»

(Приложение 4)

а) узнать признаки , по которым можно находить антонимы.

б) научиться находить антонимы в тексте.







Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П)

Формулирование проблемы (П)




4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

4-6мин.


1. — Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте , так и в речи.


1.Коллективная работа по составлению алгоритма

Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий.

(Приложение 5)

2. Выписывают слова из притчи.

Прогнозирование(Р)

Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)


5) Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

5-8мин.








Физкультминутка «Всё наоборот»

1мин.

1.Организует самостоятельную работу с учебником, контролирует выполнение работы

(упр., упр121)










Организует динамичную физкультминутку:

Я -руки вверх

Я- вправо

Я- левая рука

Я- ладошка вверх

Я- рука на правое плечо

Я- сяду

1.Работа в группах (каждая группа передаёт в рисунке понимание новой темы)

2.В лист самооценки вписывают соответствующий балл (максимально 5 баллов за работу)










Вы- руки вниз

Вы- влево

Вы- правая рука

Вы- ладошка вниз

Вы- рука на левое плечо

Вы- стоите

Действие по аналогии(П)

Контроль(Р)

Оценка(Р)

Коррекция(Р)

Управление поведением партнёра(К)


6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

4-5мин.

Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

1.Предлагает выполнить упр.122 с проговариванием





1.Выполняют упражнение 122

Выполнение действия по алгоритму(П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания и делать выводы (П)

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.

3-5мин.



Организует деятельность по применению новых знаний

1.Самопроверка: «Зелёная ручка»

(Приложение 6)



1.Выпоняют самостоятельно работу по эталону (упр.124).

2.В лист самооценки вписывают соответствующий балл (максимально 5 баллов за работу)



Контроль(Р)

Самоопределение(Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения(Р)

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

5-8мин.


1.Организует работу с тестом (включает новый материал в систему знаний)

(Приложение 7)

1.Выполняют тест.

Поиск и выделение информации(П)

Смысловое чтение(П)


9) Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

2-3мин.


1.Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

2.Задаёт задание для самостоятельной работы с учётом уровня подготовки учащихся (Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов)

:


1.Заполняют лист самооценки:

«Знаю-Хочу узнать -Узнал»

2.Записывают домашнее задание.

Умение выражать свои мысли(К)

Рефлексия(П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности(Л)


Свежие документы:  Рабочая программа групповых занятий с одаренными детьми 7-8 классов по русскому языку для



Приложение 1

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Форма представления информации

На ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

видеофрагмент

smotrimultiki.ru/cccp/dyadya_stepamilitsioner.html

olpictures.ru/dyadyastepa-miliytsioner-kartinki.htm



Приложение 2

Дядя Стёпа

люди

высокий

огромный

большой

гигантский

маленькие

крошечные

невысокие

небольшие

низкие







Приложение 3



Притча «Два плуга»

Жили-были два плуга. Один был весь начищенный блестящий, а второй весь в паутине и ржавый. Ржавый плуг смотрел на своего собрата и он высказал свои претензии:

— Какая ведь жизнь несправедливая штука. Ведь мы абсолютно одинаковые и даже одного возраста, но я скоро рассыплюсь от ржавчины, а тебе всё ни по чём.

— Ну что ты, всё очень справедливо! Я с утра до ночи работаю, мне просто некогда ржаветь!



Приложение 4

«Знаю- Хочу узнать- Узнал»

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?




Самооценка









Приложение 5



АЛГОРИТМ

I шаг

Слова отвечают на один вопрос

II шаг

Слова являются одной и той же частью речи

III шаг

Слова имеют противоположное значение



Приложение 6

Упражнение № 124 (по эталону)

грубая ткань — мягкая ткань

грубый человек – культурный человек

грубая выходка – деликатная выходка

грубый голос – ласковый голос

Приложение 7

ТЕСТ

  1. Найти неверно составленную пару антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Низкий – высоко

Весёлый – грустно

Вперёд – назад

Светлый – тёмный

Худой – толстый

  1. Найти однокоренные антонимы:

Правда – ложь

Друг – враг

Счастье – несчастье

Верх – низ

Война – мир

Правда – неправда

Дело – безделье

Молодость – старость

3.Найти слово, которое не имеет антонима:

— вход

— рука

— неприятель

— толстый

— молчать

— друг

— худой

— глиняный

4. Вставь подходящий по смыслу антоним:

— Не было бы счастья, да … помогло.

— Хороша верёвка длинная, а речь… .

— Подальше положишь, … возьмёшь.

— Не радуйся чужой беде, … на гряде.







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: