Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка»
Татищевского района Саратовской области
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Антонимы»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Бутаева Ольга Анатольевна
с.Вязовка
2015
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
ФИО автора: Бутаева Ольга Анатольевна
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» Татищевского района Саратовской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Тема: «Антонимы»
УМК: М.В.Панов, Русский язык. 5 кл., учебник для общеобразовательных учреждений. Издатель: Русское слово ,Серия ФГОС. Инновационная школа ,2012 г.
Класс: 5
Цели:
— деятельностные :создание условий для усвоения новой темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.
-содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Синонимы»; закрепить изученные способы действий; сформировать новые способы действия по изучению новой темы: «Антонимы».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2-3мин. | 1.Приветствие. 2.Смотрим отрывок из мультфильма «Дядя Стёпа» (Приложение 1) | 1. Готовятся к работе. | Самоопределение(Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 2-3мин. | Организует повторение знаний, закрепление умений. 1.Ребята, какой дядя Стёпа?
2.Как называются эти слова? 3.Что мы уже знаем о синонимах? 4.А какие синонимы вы подберёте к описанию людей , которые находятся рядом с дядей Стёпой?
5. Какое значение имеют эти слова ? (Приложение 2) 6.Обратимся к учебнику на стр.95,п.38. 7. Как называются слова с противоположным значением? | 1.Называют слова: высокий огромный большой гигантский 2.Синонимы. 3.Отвечают на вопросы. 4.Называют слова: маленькие крошечные невысокие небольшие низкие 5.Противоположное
6. Читают параграф учебника.
7. Записывают тему урока: «Антонимы»
| Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника(К)
|
3) Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности. 3-4мин. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1.Внимательно прочитайте притчу «Два плуга» (Приложение 3) 3..Выпишите слова из притчи с противоположным значением. 4.-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
|
1. Читают притчу.
3. Учащиеся испытывают затруднение.
4.Формулируют цели урока и заполняют лист самооценки «Что я знаю -Хочу узнать -Что я узнал» (Приложение 4) а) узнать признаки , по которым можно находить антонимы. б) научиться находить антонимы в тексте.
| Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П) Формулирование проблемы (П)
|
4) Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. 4-6мин. | 1. — Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте , так и в речи.
| 1.Коллективная работа по составлению алгоритма Оформление алгоритма на доске и озвучивание своих действий. (Приложение 5) 2. Выписывают слова из притчи. | Прогнозирование(Р) Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)
|
5) Этап реализации построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 5-8мин.
Физкультминутка «Всё наоборот» 1мин. | 1.Организует самостоятельную работу с учебником, контролирует выполнение работы (упр., упр121)
Организует динамичную физкультминутку: Я -руки вверх Я- вправо Я- левая рука Я- ладошка вверх Я- рука на правое плечо Я- сяду | 1.Работа в группах (каждая группа передаёт в рисунке понимание новой темы) 2.В лист самооценки вписывают соответствующий балл (максимально 5 баллов за работу)
Вы- руки вниз Вы- влево Вы- правая рука Вы- ладошка вниз Вы- рука на левое плечо Вы- стоите | Действие по аналогии(П) Контроль(Р) Оценка(Р) Коррекция(Р) Управление поведением партнёра(К)
|
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. 4-5мин. | Побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке 1.Предлагает выполнить упр.122 с проговариванием |
1.Выполняют упражнение 122 | Выполнение действия по алгоритму(П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания и делать выводы (П) |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях. 3-5мин. | Организует деятельность по применению новых знаний 1.Самопроверка: «Зелёная ручка» (Приложение 6) |
1.Выпоняют самостоятельно работу по эталону (упр.124). 2.В лист самооценки вписывают соответствующий балл (максимально 5 баллов за работу)
| Контроль(Р) Самоопределение(Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения(Р) |
8) Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 5-8мин. | 1.Организует работу с тестом (включает новый материал в систему знаний) (Приложение 7) | 1.Выполняют тест. | Поиск и выделение информации(П) Смысловое чтение(П)
|
9) Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 2-3мин. | 1.Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. 2.Задаёт задание для самостоятельной работы с учётом уровня подготовки учащихся (Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов) :
| 1.Заполняют лист самооценки: «Знаю-Хочу узнать -Узнал» 2.Записывают домашнее задание. | Умение выражать свои мысли(К) Рефлексия(П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности(Л)
|
Приложение 1
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
На ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
видеофрагмент | smotrimultiki.ru/cccp/dyadya_stepamilitsioner.html olpictures.ru/dyadya—stepa-miliytsioner-kartinki.htm |
Приложение 2
люди | |
высокий огромный большой гигантский | маленькие крошечные невысокие небольшие низкие |
Приложение 3
Притча «Два плуга»
Жили-были два плуга. Один был весь начищенный блестящий, а второй весь в паутине и ржавый. Ржавый плуг смотрел на своего собрата и он высказал свои претензии:
— Какая ведь жизнь несправедливая штука. Ведь мы абсолютно одинаковые и даже одного возраста, но я скоро рассыплюсь от ржавчины, а тебе всё ни по чём.
— Ну что ты, всё очень справедливо! Я с утра до ночи работаю, мне просто некогда ржаветь!
Приложение 4
«Знаю- Хочу узнать- Узнал»
Что я хочу узнать? | Что я узнал? | |
|
|
|
Самооценка |
|
|
Приложение 5
АЛГОРИТМ
I шаг
Слова отвечают на один вопрос
II шаг
Слова являются одной и той же частью речи
III шаг
Слова имеют противоположное значение
Приложение 6
Упражнение № 124 (по эталону)
грубая ткань — мягкая ткань
грубый человек – культурный человек
грубая выходка – деликатная выходка
грубый голос – ласковый голос
Приложение 7
ТЕСТ
Найти неверно составленную пару антонимов:
Трудолюбивый – ленивый
Молодость – старость
Справа – слева
Низкий – высоко
Весёлый – грустно
Вперёд – назад
Светлый – тёмный
Худой – толстый
Найти однокоренные антонимы:
Правда – ложь
Друг – враг
Счастье – несчастье
Верх – низ
Война – мир
Правда – неправда
Дело – безделье
Молодость – старость
3.Найти слово, которое не имеет антонима:
— вход
— рука
— неприятель
— толстый
— молчать
— друг
— худой
— глиняный
4. Вставь подходящий по смыслу антоним:
— Не было бы счастья, да … помогло.
— Хороша верёвка длинная, а речь… .
— Подальше положишь, … возьмёшь.
— Не радуйся чужой беде, … на гряде.