ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 12)

ВАРИАНТ 12 ЕГЭ-2015


Часть 1


Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


(1)Мировой опыт показывает, на современном этапе развития нанотехнологий одной из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2) Варьируя толщину и количество слоёв в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства металлов и достигать более высокой их прочности и твёрдости. (3)Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.

2) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения

3) Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой их прочности и твердости.

4) Используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы.

5) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме, занимающее одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяет управлять свойствами металлов и создавать современные нанокомпозиционные материалы.

Ответ:_______________________________________


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

что хотя ведь однако так что

Ответ:_______________________________________


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИАПАЗОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИАПАЗОН, -а, ср.


1) Интервал между самым низким и самым высоким звуком певческого голоса, мелодии или музыкального инструмента (спец.).

2) Область, в пределах которой осуществляется какие-нибудь измерения (спец.). Д. колебаний. Д. измерений. Д. радиочастот.

3) перен. Объём, размер знаний, интересов (книжн.). Учёный широкого диапазона.

Ответ:_______________________________________


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

исчерпАть бАнты ободрИть кУхонный слИвовый

Ответ:_______________________________________


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А.Н. Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашел свое завершение в произведениях А.С. Пушкина.

По требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки ПРЕДСТАВИТЬ им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему.

Конечно, тот самый ИГРИСТЫЙ русский квас, который пили наши предки, приготовить в современных условиях практически невозможно, но можно попробовать приготовить неплохие квасные напитки.

После того, как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о вручении.

Опытный персонал пансионата сделал всё, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТНО.

Ответ:_______________________________________


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОВЕСЕЛЕЕ ряд КРИТЕРИЕВ не ПРОРОНЯЯ слов

ОБОИХ студентов ИХ труды

Ответ:_______________________________________


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Страницу паспорта, содержащий за-кодированные сведения о его владельце, заполнят методом лазерного гравирования.

Б) Изменив свой облик, подчеркивается индивидуальность стиля.

В) Те, кто побывал в Антарктиде, может видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.

Г) Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический астрономический инструмент – телескоп

Д) В книге Перельмана «Занимательной физике» есть описание интересных экспериментов.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Свежие документы:  Сценарий урока для 5 класса "Отличие повествования от описания"

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8. Определите слово в котором пропущено безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обозн..чавший выт..ревший эл..мент подг..рела заб..рать

Ответ:_______________________________________


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..граждать, пр..глушил и..черпав, не..жатый

с..звучно, пр..родина раз..скивающий, по..скать

пр..город, пр..града

Ответ:_______________________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

замш..вый подта..вший неуживч..вый откле..ваться усидч..вый

Ответ:_______________________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл..мый смож..шь встрет..шь недосяга..мый омыва..мый

Ответ:_______________________________________


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Власов был гостеприимен и охотно тратил деньги, но почему-то НЕ(ВСЕ) спешили откликнуться на его гостеприимство.

Оригинальные, ранее (НЕ)НАПЕЧАТАННЫЕ работы могут быть опубликованы в студенческом журнале.

Ольга Ивановна (НЕ)СРАЗУ поняла, откуда слышны звуки рояля.

Архив (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫХ документов содержит редкие тексты.

Книга еще (НЕ)НАПЕЧАТАНА.

Ответ:_______________________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Проблемы синонимии привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕ-НИЕ последних двух десятилетий, актуальны для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания.

Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью еще только (НА)ПОЛО-ВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замерзли бы в пути.

В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шел какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек.

Художественная правда создается писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берет пчела, но берёт самое нужное.

Аудитория слушателей радио (ПО)ИСТИНЕ огромна, ТАК(КАК) это самый доступный источник информации.

Ответ:_______________________________________


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен.

Ответ:_______________________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.

3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

5) Земля не даёт человеку без поклона ни колоса ни травинки.

Ответ:_______________________________________


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывает тёмное звёздное небо.

Ответ:_______________________________________


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением дворцовых переворотов (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

Ответ:_______________________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды.

Ответ:_______________________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступили так, а не иначе.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.


(1)Обыватель – явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (3)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7)Сосед-ство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшая пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатических улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это – иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя – пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В.В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) – русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Обыватель – человек умный, начитанный, имеющий хороший художественный вкус.

2) Обыватель использует все достижения цивилизации для самосовершенствования.

3) Обыватель – пошлый человек, потому что живёт в мире поддельных ценностей, уродующих его эстетический вкус и нравственный облик.

4) Обыватель зачастую становится жертвой рекламного бизнеса.

5) Пошляки есть только в Америке.

Ответ:_______________________________________


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 представлено повествование.

2) Предложения 7-8 поясняют содержание предложения 6.

3) В предложениях 15-17 содержится рассуждение.

4) Предложения 19-22 содержат рассуждение.

5) В предложениях 24-25 содержится повествование.

Ответ:_______________________________________


22. Из предложения 12-13 выпишите фразеологизм.

Ответ:_______________________________________


23. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «В своих рассуждениях В.В. Набоков затрагивает несколько тем. В частности, он рассматривает такое явление, как «обыватель» и раскрывает его суть, используя приём – (А)_________(«поддельная» в предложении 19), синтаксическое средство – (Б) _________ (предложения 3, 4) и троп – (В) _________ («винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моэма, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи Возрождения» в предложении 9). (Г) _________ (предложения 5, 6) – приём, который позволяет автору сконцентрировать внимание читателя на предмете обсуждения».


Список терминов:

1) фразеологизм

2) метафора

3) гипербола

4) разговорная лексика

5) парцелляция

6) вводные конструкции

7) анафора

8) лексический повтор

9) сравнительный оборот

Ответ:

А

Б

В

Г









Часть 2


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


















































ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 12 ЕГЭ-2015


к заданиям части 1


задания

ответ

1

25 < или > 52

2

что

3

2

4

исчерпать

5

предоставить

6

проронив < или > непроронив

7

65213

8

обозначавший

9

исчерпавнесжатый < или > несжатыйисчерпав

10

замшевый

11

встретишь

12

неопубликованных < или > неопубликованные

13

наполовинупоэтому < или > поэтомунаполовину

14

12 21

15

35 53

16

134 любая другая последовательность этих цифр

17

123 любая другая последовательность этих цифр

18

1

19

1234 любая другая последовательность этих цифр

20

34 43

21

234 любая другая последовательность этих цифр

22

имеюввиду иметьввиду

23

12

24

8927











ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема обывательства. (Кто такой обыватель?)

1. Истинный обыватель – человек, сотканный из убогих, заурядных мыслей, которым владеет страсть приспособленчества, это человек, приверженный материальным ценностям.

2. Проблема негативного влияния рекламы. (Чем вредна реклама?)

2. Рекламный бизнес создаёт иллюзорное счастье и превращает своего потребителя в жертву рекламы.

3. Проблема пошлости. (Почему пошлость безнравственна?)

3. Пошлость безнравственна, потому что выхолащивает суть явлений и вещей, привлекая внимание лишь к их внешнему лоску.








Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: