ВАРИАНТ 15 ЕГЭ-2015
Часть 1
Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется риф – возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов – микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.
2) Коралловый риф состоит из скелетов кораллов – микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.
3) Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера подводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.
4) Когда коралловый риф опускается под воду, вулканический остров разрушается.
5) Коралловый риф, который имеет форму кольца, состоит из скелетов кораллов и образуется вокруг кратера вулкана; по мере разрушения вулканического острова риф поднимается выше.
Ответ:_______________________________________
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот, Поэтому По мере того как Вопреки этому Во-первых,
Ответ:_______________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОРМА, -ы, ж.
1) Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.
2) Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
3) Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. стиха.
4) В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.
5) перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.
6) Установленный образец чего-н. Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).
Ответ:_______________________________________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
начАть Эксперт зАнял оптОвый кУхонный
Ответ:_______________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) Задача гимнастики – ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок, мышц.
2) Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.
3) Русский морской офицер Н.Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX – начала ХХ века, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.
4) Кошек принято считать необычайно ЖИВУЧИМИ, но на самом деле за этими животными требуется серьёзный уход, и прежде всего они нуждаются в наблюдении ветеринара, определяющего правильный рацион питания.
5) На берегу Чёрного моря расположена знаменитая ЗДРАВНИЦА.
Ответ:_______________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
рота СОЛДАТОВ несколько АБРИКОСОВ
ЛУЧШИЙ ответ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
нет ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ:_______________________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ:
Б | В | Г | Д | |
|
|
|
|
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..стительность р..гламент щ..бетать заб..раясь водор..сли
Ответ:_______________________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..думав, не..гибаемый пр..следуя, пр..града
нед..варил, пр..бабушка пред..стория, контр..гра
(камень) пр..ткновения, пр..смотревшись
Ответ:_______________________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
узорч..тый повес..вший вытерп..в разборч..вый улыбч..вый
Ответ:_______________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
помож..шь заслуж..нный провод..шь узнава..мый шепч..шь
Ответ:_______________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Причины миграции этих редких птиц ещё (НЕ)ИЗУЧЕНЫ.
Вдоль улиц громоздятся горы ещё (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.
Лизу поселили в (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень светлой комнате с красивым окном.
Петю манили вовсе (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ уголки Земли.
Прохожий шёл по улице (НЕ)СПЕША.
Ответ:_______________________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.
(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КО-НЕЦ, лучший наряд Земли.
Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ТАК)КАК лишь немногим дано оценить его творения.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.
КОЕ(ГДЕ) (В)НИЗУ можно было увидеть небольшие островки воды.
Ответ:_______________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Когда художники увидели присла(1)ую в Ялту картину Федора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.
Ответ:_______________________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
5) На улице было и тепло и сухо.
Ответ:_______________________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
Ответ:_______________________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
Ответ:_______________________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.
Ответ:_______________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги от асфальта и булыжника…
(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.
(5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…
(7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…
(11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.
(13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.
– (14)Ваш абонент не отвечает, – сказала она.
– (15)Этого не может быть!.. – возразил он. – (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились…
(17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».
– (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!
(19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:
– А я вас уже видела… (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.
(22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке.
– (23)Я давно уже не заходил за письмами, – сказал он, – мы были в тайге… далеко.
– (24)Не заходили?! – почему-то радостно воскликнула она.
(25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.
– (27)Есть! – торжествующе воскликнула она.
(28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».
(30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась… (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её.
(34)Но она уже была далеко.
– (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! – Возвещала она в микрофон.
(38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить?
(39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…
(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) – советский писатель, драматург.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Работа геолога предполагает частые командировки.
2) Геолог – персонаж текста – с благодарностью вспоминает поступок телефонистки.
3) Сегодня письменное общение между людьми осуществляется в основном с помощью электронной почты.
4) Девушка-телефонистка догадалась о том, что геологу должно было адресовано сообщение, в котором объяснялось, почему абонент не вышел на связь.
5) Геолог не получил на почте долгожданного письма.
Ответ:_______________________________________
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2 содержится рассуждение.
2) Предложение 6 объясняет содержание предложения 5.
3) В предложениях 25-26 представлено повествование.
4) В предложениях 31-32 содержится повествование.
5) В предложениях 39-40 представлено описание.
Ответ:_______________________________________
22. Из предложения 26 выпишите фразеологизм.
Ответ:_______________________________________
23. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Размышляя о поступке девушки-телефонистки, автор использует синтаксическое – средство – (А)__________ (предложения 25, 40). Представление о характере девушки – персонажа текста – создаёт такая форма речи, как (Б) __________ (предложения 14-16, 18-21, 23-24), а важность её работы подчёркивают тропы – (В) __________ («телеграф и переговорный пункт… бодрствовали» в предложении 3)», (Г) __________ («серьёзным, деловитым голосом» в предложении 11)».
Список терминов:
1) эпитеты
2) сравнение
3) диалектизмы
4) ряды однородных членов
5) диалог
6) противопоставление
7) метонимия
8) контекстные антонимы
9) разговорная лексика
Ответ:
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 15 ЕГЭ-2015
к заданиям части 1
ответ | |
1 | 35 < или > 53 |
2 | померетогокак |
3 | 2 |
4 | эксперт |
5 | зачинателем < или > зачинатель |
6 | солдат |
7 | 53612 |
8 | щебетать |
9 | преследуяпреграда < или > преградапреследуя |
10 | вытерпев |
11 | проводишь |
12 | небольшой |
13 | итакнаконец < или > наконецитак |
14 | 134 любая другая последовательность этих цифр |
15 | 45 54 |
16 | 5 |
17 | 12 21 |
18 | 1 |
19 | 1234 любая другая последовательность этих цифр |
20 | 124 любая другая последовательность этих цифр |
21 | 23 32 |
22 | тоидело |
23 | 2 |
24 | 4571 |
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ
ЧАСТИ 2
Авторская позиция | |
1. Проблема потребности любящих людей друг в друге. (В чём проявляется потребность любящих людей друг в друге?) | 1. Несмотря на все трудности, сопровождающие любящих людей в жизни, они всегда будут стремиться увидеть, услышать друг друга или хотя бы передать любимому тёплые слова. |
2. Проблема необходимости неформального отношения человека к своим служебным обязанностям. (Как должны относиться люди к своим служебным обязанностям?) | 2. Очень важно, чтобы каждый человек, выполняя свои служебные обязанности, не забывал о существовании не только официальных, но и человеческих отношений. |
3. Проблема неравнодушного отношения к окружающим. (Как должны люди относиться друг к другу?) | 3. Каждый человек должен внимательно, неравнодушно относиться к окружающим, стремиться помочь, не пройти мимо чужого горя. |