Администрация муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Тузуклейская основная общеобразовательная школа»
«Согласована» «Утверждаю» Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Тузуклейская ООШ» ___________/Т.Ф.Яровая/ ____________ /Л.А.Мордовцева/ « __»__________2011 г. «____»________2011 г. |
Календарно-тематическое планирование
на 2011-2012 учебный год
Класс 9
Элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»
Количество часов по учебному плану — 22 ч.
В неделе 1 час
Планирование составлено в соответствии с программой элективного курса «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарёва
Администрация муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Тузуклейская основная общеобразовательная школа»
«Согласована» «Утверждаю» Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Тузуклейская ООШ» ___________/Т.Ф.Яровая/ ____________ /Л.А.Мордовцева/ « __»__________2011 г. «____»________2011 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»
9 класс
Основное общее образование (II ступень обучения)
Срок реализации: сентябрь 2011 г. — май 2012 г.
Планирование составлено в соответствии с программой элективного курса «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарёва
Составитель: Балмуханова Светлана Олеговна первая квалификационная категория
2011 год
Пояснительная записка
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс помогает подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в формате ГИА в 9 классе.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён так, что не требуется домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся чётко представляют конечный результат.
Цели данной программы:
научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
подготовить учащихся к сдаче ГИА по русскому языку;
оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
способствовать интеллектуальному развитию ученика;
воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
Теоретические:
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Расписание учебного времени.
Общее количество часов | |
1 четверть | 9 ч. |
2 четверть | 7 ч. |
3 четверть | 6 ч. |
4 четверть | — |
Тематическое планирование
Количество часов:
Всего 22 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено в соответствии с программой элективного курса «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарёва
Сычёва В.П. тесты по русому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой М.: Экзамен, 2009
Павлова Т.И., Раннева Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: Рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 кдасс.Ростов н/Д: Легион 2010.
Русский язык.9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарёва
Шерстинова Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ//Практика административной работы в школе.2003.№5
Содержание тем учебного курса
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе(1). Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения(2). Композиция сочинения(3). Обучающее сочинение по тексту художественного стиля(2). Рецензирование, редактирование собственной творческой работы(2). Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе художественного стиля)(2). Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам(2). Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя(2). Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста(2). Самостоятельная творческая работа над текстами(2). Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса(2).
Количество часов | Тема урока
| Планируемые результаты. | Учебно-информационное обеспечение | Использование мультимедиа и Интернет | Дата план | Дата факт | |
1 | 1 | Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе | Знать цели и задачи курса, основные требования к работе | Русский язык.9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарёва | Презентация «Подготовка к аттестации в новой форме» |
|
|
2-3 | 2 | Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения | Знать основные аспекты анализа текста, композицию сочинения, литературные нормы, виды речевой деятельности. Уметь делить текст на абзацы | Шерстинова Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ//Практика административной работы в школе.2003.№5 |
|
|
|
4-6 | 3 | Композиция сочинения | Уметь делить текст на абзацы, определять на слух количество микротем, создавать сочинение по алгоритму | Павлова Т.И., Раннева Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: Рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 кдасс.Ростов н/Д: Легион 2010. | Презентация «Подготовка к аттестации в новой форме» |
|
|
7-8 | 2 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля | Уметь использовать речевые клише при написании сочинения, восстанавливать деформированный текст | Шерстинова Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ//Практика административной работы в школе.2003.№5 | Презентация «Пишем сочин-е-рассуждение». |
|
|
9-10 | 2 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы | Знать классификацию ошибок, уметь находить ошибки, объяснять причину ошибки | Сычёва В.П. тесты по русому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой М.: Экзамен, 2009 |
|
|
|
11-12 | 2 | Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе художественного стиля) | Уметь производить стилистический анализ текста, выражать собственное мнение по заданной проблеме, логично излагать мысли | Павлова Т.И., Раннева Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: Рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 кдасс.Ростов н/Д: Легион 2010. | Презентация «Текст для ГИА: анализ» |
|
|
13-14 | 2 | Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам | Уметь адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, редактировать текст | Шерстинова Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ//Практика административной работы в школе.2003.№5 | Презентация «Байкал» |
|
|
15-16 | 2 | Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя | Уметь совершенствовать и редактировать текст, применять полученные знания в работе | Сычёва В.П. тесты по русому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой М.: Экзамен, 2009 | Презентация «Демо КИМ» |
|
|
17-18 | 2 | Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста | Уметь подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, составлять связное высказывание | Павлова Т.И., Раннева Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: Рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 кдасс. | Презентация «Способы сокращения текста. ГИА» |
|
|
19-20 | 2 | Самостоятельная творческая работа над текстами | Уметь самостоятельно работать над текстом, применять полученные знания в работе | Сычёва В.П. тесты по русому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой М.: Экзамен, 2009 |
|
|
|
21-22 | 2 | Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса | Уметь устно рецензировать и совершенствовать и редактировать текст, применять полученные знания в работе | Сычёва В.П. тесты по русому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой М.: Экзамен, 2009 | Презентация «Психологич. поддержка перед ГИА» |
|
|
Список литературы.
Русский язык.9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика»/авт.-сост. Л.А.Кобзарёва.- Волгоград: Учитель, 2008, 139 с.
Сычёва В.П. тесты по русому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой М.: Экзамен, 2009
Павлова Т.И., Раннева Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: Рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 кдасс. Ростов н/Д: Легион 2010.
Шерстинова Е.Е., Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ//Практика административной работы в школе.2003.№5