Элективный курс «Я — журналист!» 9 класс



















ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Я – ЖУРНАЛИСТ!»

для учащихся 9 класса





Автор-составитель: Моисеева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБ НОУ «Гимназия № 70», г. Новокузнецк.

Пояснительная записка

Элективный курс «Я – журналист!» разработан для учащихся 9 класса в рамках организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.

Реализация данного курса будет способствовать не только осознанному выбору направления будущего образования, но и активизации интереса учащихся к родному языку, развитию навыков коммуникации, формированию навыков работы в команде.

Методологической основой курса является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

В рамках данного курса учащиеся не только получат возможность закрепить навыки и умения написания сочинений различных жанров, но и познакомятся с особенностями деятельности журналиста, структурой газеты, как средства массовой информации, основами этики журналистской деятельности, а также процессом создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

Основными целями курса являются:

  • Формирование осознанного выбора дальнейшего направления образования

  • Развитие навыков письменной коммуникации

  • Повышение уровня орфографической грамотности учащихся


Задачи курса:

  • познакомить с основами профессии журналиста,

  • закрепить навыки грамотности, речевой культуры,

  • совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации,

  • развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения,

  • содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),

  • развивать навыки работы в команде


В результате реализации данного курса ожидается, что:

  • учащиеся получат представления об основах профессии журналиста;

  • повысится мотивация к изучению русского языка и литературы;

  • учащиеся получат опыт совместной работы по достижению общего результата.


В рамках данного курса планируются следующие формы работы:

  • Теоретические занятия (лекции, беседы)

  • Практические занятия (анализ статей различных жанров, написание сочинений различных жанров, подготовка и проведение интервью)

  • Учебный проект (выпуск номера газеты)


Тематическое планирование курса

Название темы

Кол-во часов


Теоретическая часть

5

1

Введение в журналистику: основные составляющие профессии журналиста, профессиональные навыки и умения журналиста

1

2

Морально-этические основы деятельности журналиста

1

3

Печатные средства массовой информации

1

4

Жанры газетных публикаций, их стилистические особенности

2


Практическая часть

9

5

Анализ газетных публикаций различных жанров

2

6

Пишем заметку

1

7

Пишем репортаж

2

8

Пишем эссе

2

9

Готовим и проводим интервью

2


Учебный проект «В редакции газеты»

10

10

Выбор тематики выпуска газеты

1

11

Распределение обязанностей и подготовка материалов (написание заметок, репортажей, интервью и т.п.)

4

12

Редактирование материалов: устранение речевых, стилистических, грамматических ошибок

2

13

Создание композиции газеты и оформление выпуска

3


Содержание курса:

Теоретическая часть:

Журналист: профессия или призвание? Чем занимается журналист. Основные профессиональные навыки и умения журналиста: умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, выделение главного), коммуникативные умения, литературные умения (написание и редактирование текстов различных жанров). Специализация журналистов в зависимости от сферы интересов (политика, экономика, культура), приоритетного жанра (репортер, комментатор, аналитик и т.п.), места работы (тележурналист, радиожурналист, журналист газеты). Морально-этические основы журналисткой деятельность (объективность, ответственность за последствия публикаций, толерантность, культура устной и письменной речи и т.п.). Различные виды печатных СМИ и их характерные особенности. Основные характеристики газетных и журнальных жанров (заметка, комментарий, репортаж, статья, интервью, фоторепортаж).

Практическая часть:

Практическая часть предполагает работу с конкретными образцами различных газетных жанров, а также тренировку в написании собственных продуктов. Сначала на основе анализа различных газетных и журнальных публикаций ученики на практике закрепляют знания, полученные при работе с теоретической частью, затем каждое последующее занятие посвящено написанию работы в конкретном жанре с последующим обсуждением.

Вторая часть курса реализуется в форме учебного проекта, в качестве продукта которого выступает выпуск стенной газеты. В рамках проекта учащиеся получают возможность на практике пройти основные стадии выпуска газеты. При помощи и под руководством учителя определяется тематика выпуска газеты (она может быть ограничена рамками образовательного учреждения, либо быть более широкой в зависимости от интересов и возможностей учащихся). Далее определяется, в каком жанре будет работать каждый член команды (можно использовать результаты практической части), кто будет выполнять функции «главного редактора», координатора и т.п. Редактирование материалов проводится в перекрестном режиме при помощи учителя. Наконец формируется макет газеты, материалы оформляются и публикуются. Публикация возможна как в бумажном варианте (традиционная стенгазета), так и в электронном виде (например, на сайте школы).


Список литературы:

1.Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М: Аспект-пресс, 2000.

2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

3. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М: Просвещение, 2004.

4.Шустрова Л.В., Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. — М.: Новая школа, 1994.





Свежие документы:  Урок по обществознанию «СУД ПРИСЯЖНЫХ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: