ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Я – ЖУРНАЛИСТ!»
для учащихся 9 класса
Автор-составитель: Моисеева Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МБ НОУ «Гимназия № 70», г. Новокузнецк.
Пояснительная записка
Элективный курс «Я – журналист!» разработан для учащихся 9 класса в рамках организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Материал курса основывается на знаниях учащихся о теме, основной мысли текста, стилях речи, типах повествования, жанрах сочинений.
Реализация данного курса будет способствовать не только осознанному выбору направления будущего образования, но и активизации интереса учащихся к родному языку, развитию навыков коммуникации, формированию навыков работы в команде.
Методологической основой курса является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
В рамках данного курса учащиеся не только получат возможность закрепить навыки и умения написания сочинений различных жанров, но и познакомятся с особенностями деятельности журналиста, структурой газеты, как средства массовой информации, основами этики журналистской деятельности, а также процессом создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Основными целями курса являются:
Формирование осознанного выбора дальнейшего направления образования
Развитие навыков письменной коммуникации
Повышение уровня орфографической грамотности учащихся
Задачи курса:
познакомить с основами профессии журналиста,
закрепить навыки грамотности, речевой культуры,
совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации,
развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения,
содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость),
развивать навыки работы в команде
В результате реализации данного курса ожидается, что:
учащиеся получат представления об основах профессии журналиста;
повысится мотивация к изучению русского языка и литературы;
учащиеся получат опыт совместной работы по достижению общего результата.
В рамках данного курса планируются следующие формы работы:
Теоретические занятия (лекции, беседы)
Практические занятия (анализ статей различных жанров, написание сочинений различных жанров, подготовка и проведение интервью)
Учебный проект (выпуск номера газеты)
Тематическое планирование курса
Название темы | Кол-во часов | |
| Теоретическая часть | 5 |
1 | Введение в журналистику: основные составляющие профессии журналиста, профессиональные навыки и умения журналиста | 1 |
2 | Морально-этические основы деятельности журналиста | 1 |
3 | Печатные средства массовой информации | 1 |
4 | Жанры газетных публикаций, их стилистические особенности | 2 |
| Практическая часть | 9 |
5 | Анализ газетных публикаций различных жанров | 2 |
6 | Пишем заметку | 1 |
7 | Пишем репортаж | 2 |
8 | Пишем эссе | 2 |
9 | Готовим и проводим интервью | 2 |
| Учебный проект «В редакции газеты» | 10 |
10 | Выбор тематики выпуска газеты | 1 |
11 | Распределение обязанностей и подготовка материалов (написание заметок, репортажей, интервью и т.п.) | 4 |
12 | Редактирование материалов: устранение речевых, стилистических, грамматических ошибок | 2 |
13 | Создание композиции газеты и оформление выпуска | 3 |
Содержание курса:
Теоретическая часть:
Журналист: профессия или призвание? Чем занимается журналист. Основные профессиональные навыки и умения журналиста: умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка, выделение главного), коммуникативные умения, литературные умения (написание и редактирование текстов различных жанров). Специализация журналистов в зависимости от сферы интересов (политика, экономика, культура), приоритетного жанра (репортер, комментатор, аналитик и т.п.), места работы (тележурналист, радиожурналист, журналист газеты). Морально-этические основы журналисткой деятельность (объективность, ответственность за последствия публикаций, толерантность, культура устной и письменной речи и т.п.). Различные виды печатных СМИ и их характерные особенности. Основные характеристики газетных и журнальных жанров (заметка, комментарий, репортаж, статья, интервью, фоторепортаж).
Практическая часть:
Практическая часть предполагает работу с конкретными образцами различных газетных жанров, а также тренировку в написании собственных продуктов. Сначала на основе анализа различных газетных и журнальных публикаций ученики на практике закрепляют знания, полученные при работе с теоретической частью, затем каждое последующее занятие посвящено написанию работы в конкретном жанре с последующим обсуждением.
Вторая часть курса реализуется в форме учебного проекта, в качестве продукта которого выступает выпуск стенной газеты. В рамках проекта учащиеся получают возможность на практике пройти основные стадии выпуска газеты. При помощи и под руководством учителя определяется тематика выпуска газеты (она может быть ограничена рамками образовательного учреждения, либо быть более широкой в зависимости от интересов и возможностей учащихся). Далее определяется, в каком жанре будет работать каждый член команды (можно использовать результаты практической части), кто будет выполнять функции «главного редактора», координатора и т.п. Редактирование материалов проводится в перекрестном режиме при помощи учителя. Наконец формируется макет газеты, материалы оформляются и публикуются. Публикация возможна как в бумажном варианте (традиционная стенгазета), так и в электронном виде (например, на сайте школы).
Список литературы:
1.Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М: Аспект-пресс, 2000.
2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
3. Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. – М: Просвещение, 2004.
4.Шустрова Л.В., Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. — М.: Новая школа, 1994.