Глаголы звучания в лицейской лирике А.С. Пушкина











Научно-исследовательская работа

по русскому языку «Глаголы звучания в лицейской лирике А.С. Пушкина»

ученицы 10а класса МБУ СОШ №89

г.о. Тольятти Самарской области

Ворожейкиной Алены

Введение.

О богатстве окружающего мира человек узнает благодаря пяти внешним органам чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для описания данных ощущений в языке имеются специальные лексические единицы, значительное место в данной группе занимают глаголы, передающие процесс звучания.

Актуальность данной темы связана с изучением «поведения» глагола звучания в поэтическом тексте. Интерес к данной теме вызван еще и тем, что А.С. Пушкин признан мастером – стилистом, щедро использующим «звучащие» глаголы. Его стихи лицейского периода удивляют богатством звуковых деталей, еще не в полной мере изученных.

Достижению основной цели подчинено решение конкретных задач:

  1. Конкретизировать понятие глаголы звучания.

  2. Выявить на материале поэзии А.С. Пушкина семантическую группу глаголов звучания.

  3. Дать описание структурно – семантического разнообразия звукоописующих глаголов.

  4. Проанализировать смысловые емкости звукоописующих слов путем исследования их сочетательных возможностей.

Материалом для исследования послужила лирика А.С. Пушкина лицейского периода

Объектом исследования являются глаголы звучания, функционирующие в лирике поэта.

Предметом изучения послужили особенности значения глаголов речи, закономерности их использования в поэтическом тексте.

Новизна работы состоит в том, что осуществлено исследование глаголов звучания в поэтической лирике раннего Пушкина, определены закономерности употребления их в поэзии.

Практическая ценность. Результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на факультативных занятиях по русскому языку, на занятиях по изучению творчества А. С. Пушкина лицейского периода.

Часть 1.

Глаго́лчасть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и,о)? Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

Глагол – наиболее «живая» и «подвижная» часть речи, она придает повествованию динамику. Поэтому неудивительно, что любой художественный текст содержит множество глаголов. Поэтические тексты исключением не являются.

Глаголы «звучания» — это категория глаголов, которые показывают звуковые эффекты, делятся на три категории: глаголы вытья, глаголы ржания и глаголы крика.


Часть 2.

В анализируемых произведениях наиболее характерных в плане сочетаемости является модель «сущ + глаг». Позицию субъекта занимает существительное, которое называет различные источники звука (человек, различные предметы).

  1. Молитвенник упал из рук под стол,

Святой вздремал, всхрапел, как старый вол.

  1. «Ты ль это?..» — возопил герой

И трепетно рукой дрожащей

С главы снимает шлем блестящий –

И Колону видеть пред собой.

  1. Вскричал Одульф подруге нежной, верной.

Изменница! ты здесь его зовешь?

  1. Слышно плещет лишь волна,

И колышет повиликой

Тихо веющий зефир.

  1. Звучат кольчуги и мечи.

В этих примерах глаголы звучания выступают в прямом значении «издавать, производить звуки». Однако выбор сочетающихся слов может зависеть от определенного компонента в структуре значения данного глагола. Например, глаголы вскричал, всхрапел, возопил предполагают источник звука «голос», что позволяет им сочетаться с существительными, обозначающими живые существа.

Аналогичным образом происходит выбор существительного в сочетаниях с глаголами, называющими предмет как источник звука:

  1. Здесь грома вовсе нет,

Лишь изредка телега

Скрыпит по мостовой.

  1. Там свищет саблей он зубчатой,

Там кивер зыблется пернатый.

Глаголы скрыпит, свищет по источнику звука предполагают «предметы, сделанные из металла».

Отдельную группу в лирике поэта представляют глаголы, обозначающие «водный источник звука».

  1. Вблизи ручей шумит и скачет,

И мчится в влажных брегах,

И светлый ток с досадой прячет

В соседних рощах и лучах.

  1. Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;

Ещё роса над свежей муравой;

Златых озер недвижно дремлют волны.

  1. Но ежели в глуши, близ водопада,

Что над горой клокочет и кипит,

Прелестный сон, усталости награда,

При шуме волн на дикий брег слетит.


  1. Но вьет берег отдаленный,

Власы раскинув по плечам.

  1. Слышно плещет лишь волна.


Для глаголов звучания, помимо субъективной сочетаемости, характерна сочетаемость с зависимыми словами (наречиями, существительными в косвенных падежах)

Анализ обстоятельственных распространителей глаголов звучания позволяет выделить три группы сочетаний:

  1. Сочетания глаголов звучания со словами, характеризующими физические свойства звука (силу, громкость, высоту, длительность) таких сочетаний в лирике А.С. Пушкина лицейского периода немного:

  1. Научи, Сатир, меня,-

Говорит пастух со вздохом, —

Как могут бороться с роком?

Как могут счастливыми быть?..


  1. Хладеет пришелец, кольчуги звучат.

Погибшего грозно в них кости стучат,

По камням шелом покатился,

Скрывался в нем череп… при звуке глухом

Заржал конь ретивый, скок летом на холм –

Взглянул… и главою склонился…


  1. Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят

  1. «…«Я здесь!» — шепнули торопливо.

И дева трепетной рукой

Окно открыла боязливо…

Луна покрылась темнотой.


  1. Сочетания, характеризующие звучания с эмоционально – оценочной стороны:

  1. Кто смело просвистал шутливого сатирой,

Кто выражается правдивым языком

И русской глупости не хочет бить челом.

  1. Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят.

  1. Арист нам обещал трагедию такую,

Что все от жалости в театре заревут.


  1. Сочетания глаголов звучания с зависимыми словами, которые указывают на место действия:

  1. Арист нам обещал трагедию такую,

Что все от жалости в театре заревут.

  1. Летят на грозный пир; мечам добычу ищут,

И се – пылает брань; на холмах гром гремит.

В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,

И брызжет кровь на щит.

  1. Невидимый для взора,

Лепечет у забора.



Таковы значения глаголов в их прямом значении. Однако в поэзии А.С. Пушкина лицейского периода есть производные значения глаголов звучания. Среди вторичных значений мы выделяем такие, которые включают в себя звук как дополнительный компонент. К ним мы относим следующие основные значения глаголов звучания:

  1. «издавать звуки, выражая горе»

  2. «издавать звуки, выражая радость» (смеяться)

  3. «говорить»

  4. «ругаться»

  5. «петь»

В поэзии молодого Пушкина мы нашли глаголов звучания, выражающих горе, очень мало. Зато глаголов 5 группы достаточно много.


  1. Здесь подняв на лиру длани

И нахмурив важно бровь,

Хочет петь он бога брани,

Но поет одну любовь.


  1. Я петь пустого не умею

Высоко, тонко и хитро

И в лиру превращать не смею

Моё гусиное перо.


  1. Пусть не смейся, не резвись,

С строгой мудростью дружись.


  1. Пел влюбленный пастушок,

Томный гул унылой трели

Повторял в глуши долин…


  1. Говорит пастух со вздохом

Как могу бороться с роком?



Частое употребление глагола «петь» в ранней лирике поэта, наверное, объясняется тем, что и в лицейском своём затворничестве Пушкин пел звонко, как сверчок, невидимый никем.


Другую группу образуют производные значения глаголов звучания, которые обозначают какие-либо действия, сопровождающиеся звуками: «приводить в колебание предметы, которые при этом производят какие-либо звуки»; «ударять», «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться».

  1. Рот разинут, зубы скалятся,

Уши длинные, ослиные

Над плечами громко хлопают.

  1. Уж путник далече в тьме бродит ночной,

Всё мнится, что кости хрустят под ногой.

  1. Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополы шумят.

  1. Не приходи стучаться у дверей,

Я рад ему, но только за обедом,

И дружески я в полдень уберу

Его дары.

  1. Волшебной пляской топчут луг,

И младость пылкая толпами

Стекаются вокруг.

Глаголы звучания со значениями «играть на музыкальном инструменте», «перемещаться» в рассматриваемых произведениях мы не обнаружили.

У нас особый интерес вызвал глагол звучания со значением «говорить». Практически все глаголы звучания могут быть использованы для обозначения человеческой речи.

При этом в лицейской лирике А.С.Пушкина большая часть этой группы не только указывает на особенности звучания человеческой речи, но и оценивает её. На значение говорения в сочетаемости глаголов звучания с другими словами указывают определенные формы, которые характерно собственно для глаголов речи. Прежде всего, к ним относятся:

  1. Способность вводить прямую речь. Таких глаголов в поэзии поэта много:

  1. Но дай лишь мне твою златую лиру,

Я буду с ней всему известен

Ты хмуришься и говоришь: «Не дам».

  1. Бьет чай, Молоко не хочет отцепиться,

Бьет два, бьет три – нечистый всё сидит.

«Уж будешь мой», — он сам собой ворчит.

  1. «Что вижу я!… иль это только сон?» —

Вскричал монах, остолбенев, бледнея….

  1. «Ура!» — вскричал монах с усмешкой злою –

Поймал тебя, подземный чародей.

  1. Поскольку процесс говорения предполагает несколько участников, то возможна сочетаемость глаголов звучания со словами, указывающими на адресат речи. Такие примеры мы находим в поэзии молодого Пушкина:

  1. «Постой, — кричал, — прелестная, постой!»

  2. Осгар стучится в дверь красавицы младой

И шепчет: «Юный друг! не медли, здесь твой милый».

  1. Слеза повисла на реснице

И канула в бокал.

«Дитя, ты плачешь о девице,

Стыдись!» — он закричал.

  1. Играйте, пойте, о друзья!

Утраты вечер скоротечный,

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнулся я.

Таким образом, глаголы звучания в производном значении приобретают свойства глаголов речи.


Вывод.

Центральное место в лицейской лирике А.С.Пушкина занимают глаголы звучания. Абстрактные существительные характеризуют ситуации звучания, они сочетаются с глаголами мыслительной деятельности. Благодаря этим глаголам поэтические строки становятся подвижными, эмоциональными. Лирический герой пушкинских произведений часто находится в смятении .А глаголы звучания помогают понять, почувствовать внутренний мир лирического героя. Без глаголов речи невозможно повседневное общение людей, ими обозначается важная область деятельности человека – речь, опосредованно отражающая процесс.



Список литературы

1. А.С.Пушкин Сочинения в 3-х томах. Том 1-ый.Москва «Художественная литература» 1986

2. Современный русский язык. Часть 1-ая под редакцией Д.Э.Розенталя. Москва «Высшая школа»1976

3. Словарь синонимов русского языка под редакцией Л.А.Чешко. 1975 Москва

4. Е.А.Земская «Современный русский язык» Москва «Просвещение» 1999

5. Журнал «Русский язык в школе» № 3 1986

Свежие документы:  Контрольная работа по истории «Спарта и спартанский образ жизни» 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: