Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
Готовимся к ГИА
На материале «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2011
Одним из условий успешной подготовки к ГИА является регулярное обращение к одним и тем же темам, особенно к трудным, в том числе и после того, как тема была обстоятельно изучена и повторена. Так, изучив в 8 классе темы «Словосочетание» и «Главные члены предложения», предлагаю ребятам проверочную работу, содержащую вопросы по морфологии и лексикологии. За языковым материалом обращаюсь к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Вариант 1.
(1) Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. (2) Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки. (3) Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о недавних победах над турками.
(4) Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были преждевременны и преувеличены. (5) Произошел обычный прием, и тут пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие.
Прочитайте отрывок из книги М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» и ответьте на вопросы.
1. Выпишите из предложения 3 все словосочетания со связью согласование.
2. Выпишите из 4 предложения словосочетание со связью примыкание.
3. Какой вид подчинительной связи используется в словосочетании ПРИСКАКАЛ В ГЛУПОВ из 2 предложения?
4. Какое слово является подлежащим одного из предложений (или части сложного предложения)?
А) новый градоначальник (1)
Б) это обстоятельство (3)
В) ликования и надежды (4)
Г) самое упорное начальстволюбие (5)
5. Какое слово является сказуемым одного из предложений (или части сложного предложения)?
А) молчалив и угрюм (1)
Б) прискакал во все лопатки (2)
В) были преждевременны и преувеличены (4)
Г) быть подвергнуто (5)
6. Выпишите грамматическую основу 1 предложения.
7. Укажите правильную характеристику слов ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫ и ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ из 4 предложения:
А) оба слова прилагательные
Б) оба слова причастия
В) преждевременны — прилагательное, преувеличены –причастие
Г) преждевременны — причастие, преувеличены –прилагательное
8. Из предложения 5 выпишите все местоимения и укажите их разряды по значению.
9. Из предложения 3 выпишите все союзы и укажите их разряды по значению.
10. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ИЗВЕДАТЬ из 5 предложения.
11. Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм.
Вариант 2.
(1) В ту же ночь в доме бригадира случился пожар, который, к счастью, успели потушить в самом начале. (2) Сгорел только архив, в котором временно откармливалась к праздникам свинья.
(3) Возникло подозрение в пожаре, и пало оно не на кого другого, а на Митьку. (4) Узнали, что он напоил сторожей и ночью отлучился неведомо куда. (5) Преступника изловили и стали допрашивать с пристрастием, но он, как отъявленный вор и злодей, от всего отпирался.
(6) Через месяц Митька уже был бит на площади кнутом и отправлен в Сибирь.
Прочитайте отрывок из книги М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» и ответьте на вопросы.
1. Выпишите из предложения 1 все словосочетания со связью согласование.
2. Выпишите из 2 предложения словосочетание со связью примыкание.
3. Какой вид подчинительной связи используется в словосочетании НАПОИЛ СТОРОЖЕЙ из 4 предложения?
4. Какое слово является подлежащим одного из предложений (или части сложного предложения)?
А) который (1)
Б) подозрение в пожаре (3)
В) отъявленный вор и злодей (5)
Г) только архив (2)
5. Какое слово является сказуемым одного из предложений (или части сложного предложения)?
А) напоил сторожей и отлучился (4)
Б) временно откармливалась (2)
В) успели потушить (1)
Г) был бит (6)
6. Выпишите грамматическую основу 6 предложения.
7. Укажите правильную характеристику слов БИТ и ОТПРАВЛЕН из 6 предложения:
А) оба слова прилагательные
Б) оба слова причастия
В) БИТ — прилагательное, ОТПРАВЛЕН –причастие
Г) БИТ — причастие, ОТПРАВЛЕН –прилагательное
8. Из предложения 5 выпишите все местоимения и укажите их разряды по значению.
9. Из предложения 5 выпишите все союзы и укажите их разряды по значению.
10. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову НЕВЕДОМО из 4 предложения.
11. Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм.
Ответы.
Вариант 1.
1. Это обстоятельство, о недавних победах.
2. Скоро убедились.
3. Управление.
4. В.
5. В.
6. Градоначальник оказался молчалив и угрюм.
7. В.
8. КАКИМ -относительное, САМОЕ -определительное.
9. НО-сочинительный, противительный; ПОТОМУ ЧТО-
подчинительный, причины.
10. Узнать.
11. 2 (во все лопатки).
Вариант 2.
1. В ту ночь, в самом начале.
2. Временно откармливалась.
3. Управление.
4. А.
5. В.
6. Митька был бит и отправлен в Сибирь.
7. Б.
8. ОН -личное, ВСЕГО -определительное.
9. И- сочинительный, соединительный; НО- сочинительный, противительный; КАК- подчинительный, сравнения.
10. Неизвестно.
11. 3 (подозрение пало).
Использованная литература
1. Ларионова Л.Г. Русский язык. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2010.
2. Львова С.И. и др. ГИА 2011. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс.- М.: Эксмо, 2011.
3. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология).- М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003.
4. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города.-М.: Современник, 1987.
5. Цыбулько И.П. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011/ ФИПИ.-М.: «Интеллект-Центр», 2011.