Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Готовимся к ГИА
На материале рассказа Л.Н.Толстого «Рубка леса. Рассказ юнкера» (1852-1854)
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2010
Готовимся к ГИА
На материале рассказа Л.Н.Толстого «Рубка леса. Рассказ юнкера» (1852-1854)
1 ВАРИАНТ.
(1)Вступив в интервал между пехотою, взвод остановился и с четверть часа дожидался сбора всей колонны и выезда начальника.
(2) — А у нас одного солдатика нет, Николай Петрович, — (3)приглушенно сказала, подходя ко мне, черная фигура, которую я только по голосу узнал.
1) Подберите синоним к слову интервал в предложении 1.
2) Выпишите слова с неизменяемыми приставками, в которых при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости-звонкости согласного последующему звуку (оглушение).
3) Выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
4) Укажите способ словообразования слов узнал, выезд.
5) Выпишите все частицы и укажите разряд по значению.
6) Выпишите все местоимения и укажите разряд по значению.
7) Выпишите предлог, омонимичный наречию.
8) Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 1.
9) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством и однородными членами.
10) Укажите в 3 предложении троп, основанный на сближении слов по смежности обозначаемых ими понятий. Этот троп придает изображаемому предметную наглядность.
2 ВАРИАНТ.
(1)Часа три мы медленно двигались по каким-то испаханным бесснежным полям и низким кустам, хрустевшим под колесами орудий, в том же безмолвии и мраке. (2)Наконец, перейдя неглубокий, но чрезвычайно быстрый ручей, нас остановили, и в авангарде послышались отрывчатые винтовочные выстрелы.
1) Подберите синоним к слову авангард в предложении 2.
2) Из предложения 1 выпишите слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными-С».
3) Выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
4) Укажите способ словообразования слов медленно, послышались.
5) Выпишите наречие меры и степени.
6) Из предложения 1 выпишите все местоимения и укажите разряд по значению.
7) Выпишите поморфемно все причастия.
8) Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 1.
9) Укажите номер предложения, осложненного обособленным определением и однородными членами.
10) Укажите в 1 и 2 предложениях фигуру, которая предполагает нарушение обычного порядка слов. Эта фигура применяется для логического и эмоционального выделения слов.
3 ВАРИАНТ.
(1) Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна. (2)По поляне со всех сторон расстилался где черный, где молочно-белый, где лиловый дым костров, и странными фигурами носились белые слои тумана. (3)Далеко впереди изредка показывались группы верховых татар, и слышались нечастые выстрелы наших штуцеров, их винтовок и орудия.
1) Подберите синоним к слову открылась в предложении 1.
2) Из предложения 1-2 выпишите слово(а), правописание приставок в которых определяется правилом: «В приставках на -З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными-С».
3) Выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».
4) Укажите способ словообразования слов изредка, выстрелы.
5) Из предложения 1-2 выпишите наречие меры и степени.
6) Из предложения 3 выпишите все местоимения и укажите разряд по значению.
7) Образуйте все возможные формы степени сравнения от прилагательного белые из предложения 2.
8) Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
9) Укажите номер(а) предложения(ий), осложненного(ых) однородными членами.
10) Укажите во 2 предложении троп, который дает образную характеристику предмету. Этот троп обладает выразительной силой, образностью.
4 ВАРИАНТ.
(1)Каждый бывший в деле, верно, испытывал то странное, хотя и не логическое, но сильное чувство отвращения от того места, на котором был убит или ранен кто-нибудь. (2)Этому чувству заметно поддались в первую минуту мои принахмурившиеся солдаты, когда нужно было поднять Веленчука и перенести его на подъехавшую повозку. (3)Но едва сдвинули его с места, как раненый начал кричать ужасно и рваться.
1) Подберите синоним к слову отвращение в предложении 1.
2) Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».
3) Выпишите слово, в котором правописание -НН- определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется –НН-».
4) Укажите способ словообразования слов перенести, ужасно.
5) Из предложения 2 выпишите поморфемно все причастия.
6) Из предложения 2 выпишите все местоимения и укажите разряд по значению.
7) Образуйте все возможные формы степени сравнения от прилагательного сильное из предложения 1.
8) Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 1.
9) Укажите номер(а) предложения(ий), осложненного(ых) вводным словом.
10) Укажите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) используются устойчивые выражения.
Ответы.
1 ВАРИАНТ.
1) промежуток;
2) вступив, подходя;
3) приглушенно;
4) приставочный, бессуффиксный;
5) а, только (модальные);
6) всей (определительное), нас (личное), мне (личное), которую (относительное), я (личное);
7) между;
8) взвод остановился и дожидался;
9) 1;
10) сказала ФИГУРА (метонимия).
2 ВАРИАНТ.
1) в авангарде (здесь: впереди)
2) испаханным, бесснежным, безмолвии
3) медленно;
4) суффиксальный, приставочный;
5) чрезвычайно;
6) мы (личное), каким-то (неопределенное), том (указательное);
7) ис-пах-а-нн-ым, хруст-е-вш-им;
8) мы двигались;
9) 1;
10) инверсия.
3 ВАРИАНТ.
1) показалась;
2) расстилался;
3) срубленным;
4) приставочно-суффиксальный, бессуффиксный;
5) довольно;
6) наших, их (притяжательные);
7) белее, более белый, белейший, самый белый;
8) показывались группы татар, слышались выстрелы;
9) 2, 3;
10) ЧЕРНЫЙ, МОЛОЧНО-БЕЛЫЙ, ЛИЛОВЫЙ дым (эпитет).
4 ВАРИАНТ.
1) брезгливость, гадливость;
2) принахмурившиеся;
3) странное;
4) приставочный, суффиксальный;
5) при-на-хмур-и-вш-ие-ся, подъ-ех-а-вш-ую;
6) этому (указательное), мои (притяжательное), его (личное);
7) сильнее, более сильный, сильнейший, самый сильный;
8) каждый испытывал, был убит или ранен кто-нибудь;
9) 1;
10) 1(быть в деле),2 (поддаться чувству).
Список использованной литературы
1. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. ГИА. Типовые задания.-М.: «Экзамен», 2009.
2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1.: учеб. для общеобразоват. учреждений.-2-е изд.,испр.- М.: Мнемозина, 2008.
3. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 кл.: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1996.
4. Толстой Л.Н.. Полное собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1975.
4. Цыбулько И.П., Степанова Л.С.. ГИА: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й класс.- М.: АСТ: Астрель, 2009.