Интеллектуальная игра «Самый умный». Разработка с использованием интерактивной доски, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области












ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ





«САМЫЙ УМНЫЙ»

для учащихся 5 класса




подготовила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна







г. Пролетарск

2012


Цели мероприятия:


  1. с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;


  1. развивать познавательный интерес к русскому языку и литературе.


Ход мероприятия:

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь —
За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.

Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать в стенах нашей школы дорогих гостей. Сегодня здесь собрались лучшие ребята, настоящие знатоки русского языка и литературы, умные ученики – представители городских и сельских школ. За вас пришли поболеть ваши учителя, гости нашей игры. Сегодня знания, смекалка, сообразительность и эрудиция – верные помощники каждого участника районной интеллектуальной игры «Самый умный»

Правила игры просты: В игре участвуют 18 игроков. 6 туров. После каждого тура из игры выбывают 3 участника, набравшие наименьшее количество баллов. В конце игры мы определим победитея и призеров интеллектуального соревнования.

Разминка. Безоценочный, для того, чтобы познакомиться друг с другом и настроиться на игру проведем разминку. Она не будет оцениваться, но поможет вам окунуться в игровую атмосферу. Итак,

— Разговор двух или нескольких лиц (диалог)

— Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

— Как звали баснописца Крылова? (И.А)

— Часть слова без окончания. (Основа)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Как назвать одним словом УНТ (фольклор)

— Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

— Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

— Сколько звуков в слове СОЛЬ? (3)

— Сколько падежей в русском языке? (6)

— Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

Молодцы. А теперь начинаем зарабатывать призовые баллы.

1 тур. Буф.


— Я задам 6 вопросов из области языка и литературы. Ваша задача быстро дать ответ, написав его на листе крупными буквами. За каждый правильный ответ – 1 балл

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Он бывает в слове между корнем и окончанием (Суффикс)

3. В литературе: слово, оборот речи в переносном значении (троп)

4. Кто написал рассказ «Муму»? (Тургенев)

5. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

6. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антоним)

Проверка. Вручение баллов.

Внимание на экран.

— Ребята, послушайте музыку: Что она вам напоминает? (Сказку)

Сейчас вы должны написать название сказки, о которой пойдет речь в стихотворных строках.

1. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)


— Напишите название сказки.


2. До чего умна она! Только вот хвастлива.

Вознеслась под облака Людям всем на диво!

Мир хотела поглядеть,

А пришлось ей в пруд лететь. («Лягушка-путешественница»)


3. Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов («Теремок»)


4. Многим долго неизвестный.

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком. («Чипполино»)



— Подсчитайте набранные баллы . Участник №1 — ….и три участника с наименьшим количеством баллов переходят на места зрителей. Остается 15 участников.


2 тур

А.Н.Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

— Язык русского народа богат пословицами и поговорками. Следующий конкурс выявит знатоков фольклорного наследия. Продолжи пословицу:


1. Не рой яму другому… сам в неё и попадешь

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Тяжело в учении – … (легко в бою)

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Написано пером… не вырубишь топором

9. Любишь кататься — …(люби и саночки катать)

10. Учение – свет, … ( а неученье тьма)

11. Семь раз отмерь -… один отрежь.

12. Не плюй в колодец…. пригодится воды напиться

13. Работа не волк… в лес не убежит.

14. Слово не воробей… вылетит – не поймаешь

— Подсчитываем набранные баллы и три участника с наименьшим количеством фишек переходят на места зрителей. Остается 12 участников.


3 тур


— Известным делают человека дела. Перед вами – писатели, поэты, ученые. Их имена знакомы многим людям. Думаю, вам – тоже. Поднимите веер с той цифрой, которая на ваш взгляд соответствует ответу на вопрос.

  1. Чего только не собирали люди! Марки, открытки, книги, значки, этикетки… А в прошлом жил человек, который собирал …слова. Назовите имя этого человека. (В.И.Даль) Что он создал?

  2. Все науки в грамматике нужду имеют, писал этот ученый. И был он, конечно, прав. Кто из этих людей является создателем первой научной грамматики? (Ломоносов)

  3. Свои силы он пробовал в разных литературных жанрах: стихи, баллады, романы, повести, трагедии… Лишь басню трудно найти среди его творческого наследия. (Пушкин)

  4. Он, как и Пушкин, окончил Царскосельский лицей, занимался литературой, переводами, исследовал творчество русских писателей. Его труд «Русское правописание» и сейчас не потерял своего научного значения.(Яков Карлович Грот)

  5. Он работал учителем в московской гимназии, хотел познакомить своих учеников с истинной, научной грамматикой родного языка. Главная книга ученого посвящена синтаксису русского языка. (Александр Матвеевич Пешковский)

  6. В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник этому человеку: он сидит в кресле, а вокруг на постаменте разместились герои его произведений. (Крылов)

— Подсчитываем набранные баллы и три участника с наименьшим количеством фишек переходят на места зрителей. Остается 9 участников.


Конкурс 4

Лингвистический.

В этом туре вам предстоит вспомнить разделы русского языка. Перед вами таблица вопросов. Выбираем цифру с номером вопроса и даем ответ. Получаем дополнительный балл за правильный ответ.


Остается 6 участников


Конкурс 5.

-За цветными квадратами спрятаны слова. Но прочесть их можно только в том случае, если буквы поставить в нужном порядке.

Прочитать слова – 1 балл за каждое слово. Найти лишнее в данной группе + 1 балл. Время выполнения – 1 минута. По окончании этого тура из игры выбывают 3 участника.


РАНАКАДШ карандаш

ЧАУРК ручка

ТОСИКЧАК кисточка

ОРЕВД ведро


УРОБЧ обруч

РАБАНАБ барабан

СЬЛО соль

КРУАСЛЬЕ карусель


ЛЕЙК клей

ЛИНСТИПЛА пластилин

САРКАК краска

ТЕЕРВ ветер


РАНБУ буран

ЖДДЬО дождь

ДСНЕОГПА снегопад

БУЫКЛА улыбка


ОБИКАШ ошибка

АНСКИ санки

КЬИОНК коньки

ОРИКИЛ ролики


ИСНИАЦ синица

ЙВОБОРЕ воробей

ГКАОЛЧНО галчонок

ДДВМЕЕЬ медведь


Продолжают игру 3 участника

6 тур


Выбираем сектор с вопросом с помощью стрелки.

Готовый ответ запишите в тетрадь


1. Назовите твердые согласные в скороговорке «Летели лебеди с лебедятами»

2. В имени какого богатыря гласных больше, чем

согласных: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор, Алеша Попович

3. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

восемь, тень, юла, боюсь

4. Найти слово, в котором есть звук [ с ]

просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть


— Итак, по итогам игры звание «Самого умного» присуждается участнику под №… (СОШ №… ) Выходи сюда, а всех ребят я попрошу занять свои места. Какая у тебя самая заветная мечта? Что бы ты хотел пожелать всем участникам игры?

Разреши вручить тебе грамоту как самому лучшему игроку. Сегодня тебе улыбнулась удача. Но я уверена, что несмотря на то, что кто-то из вас выбыл из игры, это не означает, что вы хуже знаете русский язык и литературу. Вы все молодцы. Все участники достойны самой высокой награды. Звание призера ………. Благодарственное письмо…………..На сегодняшней игре проигравших нет, потому что каждый из вас сегодня принес свой дар в пользу самого древнего божества на земле – бога разума человеческого. Я хочу, чтобы вы еще раз посмотрели на экран и прочли вместе со мною красивые слова: Готовы? 3-4

Да здравствует разум!

Пусть славятся знания,

Как солнце, пылают вдали!

Пусть мрак неучения

Охватят терзания,

Огонь интеллекта, ты вечно гори!


































Список использованной литературы


  1. Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей./ Т. Я. Кедрина, П. И Гелазония. — М., 1992.

  2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя./ В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  3. Минскин Е. М. Пионерская игротека /Е. М. Минскин. – М.: Мол. Гвардия, 1987.






Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Listening"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: