Муниципальная общеобразовательная учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемянска»
Статья
Использование на уроках русского языка
технологии проблемного обучения
подготовила
учитель русского языка и литературы
Родионова Тамара Ивановна
Козьмодемьянск, 2010г
Использование на уроках русского языка и литературы
технологии проблемного обучения.
Самое главное приобретение,
которое необходимо сделать ребенку
в период школьного ученичества ,
– это чувство собственного достоинства,
вера в себя, то, что он знает, умеет и может.
А.Сухомлинский
В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Урок, построенный по принципу, учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.
Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.
Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение — это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.
Цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Технологическая схема проблемного урока:
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
— формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
— учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
— обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
— продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
Как же я это делаю на уроке? Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить. Например, при изучении «Горе от ума» А.С.Грибоедова (9класс) не сложно выяснить, чем не похожи друг на друга Чацкий и Молчалин. Я задаю учащимся такой проблемный вопрос: «В чём сходство между этими героями?» Он вызывает у детей интерес, заставляет их размышлять, анализировать материал, сопоставлять его. Каждый ученик включается в работу и задаёт себе вопрос: «А в чём?»
Люблю подавать детям знания не в готовом виде, а учу их самих находить решение. Вот примеры таких заданий:
Задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод:
Фрагмент урока по теме «Правописание букв О — А в суффиксах наречий»(7 кл.)
Однажды мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: издавна, издалека, докрасна, слева. А внизу под «О» -вправо, влево, заново, набело, насухо. Теперь попросила учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О». От чего зависит правописание суффикса? Сверьте свои выводы с учебником. Составьте формулу для запоминания этого
правила.
Урок по теме «Правописание букв А — О в корнях с чередованием» (5 кл.), этап «открытия» новых знаний.
-Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание О – А в корне слова?
Предложить, предлагать, изложить, излагать, расположить, располагать.
Или задания:
Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.).
Употребите следующие существительные с числительными 3,5: бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь.
Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Сформулируйте вывод.
Поисковые задачи
Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах. Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть; Свеч.., сплеч…, каланч.., саранч…
Какой частью речи являются следующие слова: пряди, окуни, соли, потом, дорогой, издали,
Чем являются слова и, да в предложениях:
Ум да разум надоумят сразу. Да здравствует солнце! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:
Фрагмент урока по теме «Омонимы»(5 кл.)
Я записываю на доске слово «коса».
Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)
Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).
Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?
Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?
Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения.
К «+» можно отнести:
Высокий уровень мотивации;
Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
Развитие продуктивного мышления;
Развитие критического мышления;
Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
Формирование активной личности
К «-» можно отнести:
Сложность подготовки к занятию;
Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
Требует больше времени на достижение цели урока.
Итак, при работе с новым материалом, на этапе закрепления и тренировке возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих мышление школьников. Это способствует развитию у учащихся опыта учебно-исследовательской деятельности.
Использованная литература:
1.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
2.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
3.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
4.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
5.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999