МБОУ «Нижнесуыксинская средняя
общеобразовательная школа»
Тукаевского района РТ.
Статья на тему:
Использование
периодической печати на уроках
русского языка в национальной
школе
Из опыта работы учителя
I квалификационной категории
русского языка и литературы
МБОУ «Нижнесуыксинская СОШ»
Шарафиевой Эндже Авгановны.
2011 год
Цель: помочь учителю – словеснику в работе по развитию устной и письменной речи учащихся.
Задачи: популяризация русского языка и литературы, подготовка учащихся,
грамотных в широком смысле слова; привитие учащимся потребности в публицистических выступлениях.
Активными помощниками учителя, семьи и общественности являются средства массовой информации, поскольку значительную часть своих функций русский язык как язык межнационального общения народов нашей страны реализует с помощью этих средств. Использование средств массовой информации в учебном процессе в национальной школе создает своеобразную русскую речевую среду. Ежедневно слушая радио и просматривая телепередачи, воспринимая русскую речь на слух и в зрительном сопровождении, читая газеты и журналы на русском языке, школьники становятся участниками естественной речевой коммуникаций на русском языке и постепенно, без особого умственного напряжения запоминают русские слова и фразы.
Учителю русского языка национальной школы нужно умело использовать этот материал в учебном процессе, ежедневно устраивая на уроках и внеклассных мероприятиях беседы с детьми о просмотренном, изыскивая новые формы применения средств массовой информации в учебно-воспитательных целях.
Газета — оперативный и самый массовый вид издания. Вот почему из всех видов периодических изданий в первую очередь газету целесообразно применять в учебном процессе. Это обусловлено тем, что при использовании газетных материалов:
— у учащихся воспитывается привычка регулярно (ежедневно) читать газету; вырабатываются навыки осмысленного чтения как вида речевой деятельности; формируется умение извлекать информацию из газетных статей , что ,в свою очередь, повышает интерес к чтению газет на русском языке;
-пополняется активный словарь учащихся; — расширяется кругозор учащихся: газета отражает жизнь страны и мира многогранно, дает возможность правильно представить общую картину современной жизни;
Эффективность работы с газетным материалом во многом зависит от того, насколько методически верно вписывается эта работа в общую систему уроков русского языка в национальной школе, как сочетаются газетные материалы с материалами учебника, насколько их использование способствует активизации речевой деятельности учащихся на уроках. Чтобы работа с газетой действительно стала одним из эффективных средств
обучения русскому языку нерусских учащихся, необходимо
соблюдать определенные методические условия. В первую очередь это:
-учет степени информативности ,познавательной значимости, занимательности и доступности используемого газетного материала;
-тщательная предварительная подготовка газетного материала.
-знание учителем цели, места и времени использования газетного материала;
-разнообразие форм и видов работы с газетным материалом;
-соблюдение определенных этапов работы с газетой;
-регулярное (а не от случая к случаю) использование газетного материала.
В школе газетные материалы могут быть использованы:
а) на уроках;
б) на факультативных занятиях;
в) на внеклассных мероприятиях: вечерах, утренниках, тематических сборах, в работе кружков;
г) на классных часах;
д) на политинформациях и др.
Я считаю, что среди множества газет, издаваемых в нашей стране, на уроках русского языка целесообразно использовать, в первую очередь, газету «Пионерская правда».
Например, в 5 классе, показав один из номеров « Пионерской правды», сообщаю о том, что в нашей стране издается много газет и у детей есть своя газета, которая рассказывает о жизни школы, о жизни людей, о спорте, о музыке, искусстве; в ней помещаются фотоснимки, рассказывающие о жизни школьников, печатаются фельетоны, шутки, песни с нотами и т. д. На страницах «Пионерской правды»ребята рассказывают о своих школьных делах, о своих увлечениях и планах. Через газету с ребятами разговаривают видные ученые и известные писатели, рабочие, мастера спорта и артисты, художники и композиторы .Они знакомят читателей с особенностями той или иной профессии, дают полезные советы.
Довожу до сведения учащихся информацию о том, что они сами могут писать в газету «Пионерская правда» о своих школьных делах, увлечениях.
Далее показываю статьи наших учеников, напечатанные на страницах «Пионерской правды» — Тазетдиновой Айназ о своем прадеде, Шакирова Илнура, о своем отце- учителе, Шайдуллиной Резеды — о прадеде-учителе и участнике войны, Шарафиевой Айгуль — о наших родниках, Ахуновой Ильзиры – о прибывании Пушкина в Казани. На уроках, на занятиях кружка читаем их, беседуем об их содержании.
В работе над газетным текстом можно выделить четыре этапа:
1) Вступительная беседа по содержанию текста.
2) Предварительное снятие трудностей лексического и грамматического характера.
3) Извлечение информации из текста.
4) Послетекстовые задания по созданию нового речевого продукта.
Во вступительной беседе, проводимой до чтения текста, задаю вопросы с целью выяснить, что знают учащиеся по проблеме, освещаемой в тексте. Беседа может быть заменена вступительным словом, которое вводит учащихся в проблему текста.
В целях развития речи могут быть использованы также индивидуальные формы работы с газетой, в частности:
сообщения учащихся о том, что они узнали из очередного номера газеты;
пересказ (подробный или сжатый) содержания одной из статей, опубликованных в очередном номере газеты;
информация на определенную тему по материалам газет: отдельным учащимся ( или лучше группе учащихся) поручается следить в газете за материалами на определенную тему, о спорте, о культурной жизни в стране и т. д. и регулярно информировать класс об этом на уроках, на занятиях кружка. 2-3 ученика почти на каждом уроке выступают с краткими сообщениями на определенную тему, которые готовят дома.
Подобная работа со свежим газетным материалом оживляет уроки русского языка.
Использованная литература:
А.М. Гринина – Земскова. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград «Учитель-2».
2. Русский язык в национальной школе. Москва «Педагогика».