Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Сургутихинская средняя общеобразовательная школа»
Туруханского района Красноярского края
Исследовательская работа
«Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка в 5 классе»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Смирнова Светлана Николаевна
д. Сургутиха
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I глава. Теоретические основы деятельностного подхода в обучении в условиях перехода на ФГОС второго поколения
1.1. Психологические основы деятельностного подхода в обучении
1.2. Деятельностный подход в обучении в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Выводы по I главе
II глава. Способы реализации деятельностного подхода на уроках русского языка
2.1. Требования к уроку русского языка в рамках деятельностного подхода
2.2. Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка на примере изучения безударных гласных в корне слова (5 класс)
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь.
Конфуций
Перед современным учителем в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения стоит задача – использовать деятельностный подход в обучении школьников. В то же время не всегда учитель имеет четкое представление, как это реализовать на практике, именно поэтому изучение данной темы носит актуальный характер.
Деятельностный подход – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
То есть для того, чтобы научиться чему-либо, ученик должен захотеть этого и дать себе соответствующую установку – поставить цель. Именно этот подход позволяет надеяться, что изучаемый материал будет отложен в недрах долговременной памяти. Но как сделать так, чтобы ученик, так привыкший к традиционной форме обучения, когда действует модель «делай, как учитель – и будешь прав», начал себя осознавать не в роли пассивного участника образовательного процесса, а учился самостоятельно добывать, систематизировать и контролировать получаемые знания?
Таким образом, цель нашего исследования – проанализировать, каким образом должно осуществляться взаимодействие «учитель – ученик» в ходе реализации деятельностного подхода на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать психологические основы деятельностного подхода в обучении;
2) изучить требования к уроку русского языка в рамках деятельностного подхода;
3) составить практические наработки по реализации деятельностного подхода на уроках русского языка (на примере изучения безударных гласных в корне слова, 5 класс).
Выдвигаемая гипотеза исследования: реализация деятельностного подхода имеет место только в том случае, когда учитель создает условия для эффективной самостоятельной работы учащегося на уроке.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Данная глава обобщает теоретические исследования в области определения сущности деятельностного подхода в психологии и особенности его применение в обучении в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Психологические основы деятельностного подхода в обучении
По определению, данному в психологическом словаре, «деятельностный подход – это совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта. У некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм».1
Теория деятельностного подхода в психологии имеет два основных течения, которые сложились еще в 1930-е годы. С одной стороны – деятельностный подход, представленный исследованиями психологической школы С. Л. Рубинштейна, с другой стороны – деятельностный подход школы А. Н. Леонтьева. Рассмотрим основные научные тезисы этих школ.
Принцип единства сознания и деятельности — термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е годы обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».2
А.Н. Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельностный подход описывается как состоящий из трех структурных единиц: деятельность действие операция. Здесь деятельность определяется мотивом, действие определяется целью, а операция определяется конкретными условиями ее протекания.
В условиях применения деятельностного подхода в обучении, на наш взгляд, подход, разработанный А.Н. Леонтьевым, является более логичным. Докажем это на примере учебной деятельности школьника.
Например, учебная деятельность, которую осуществляет школьник, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом поступления в престижное высшее учебное заведение, или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и так далее. В реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов, поэтому здесь уместно говорить о полимотивированной деятельности. На уровне действия в рамках учебной деятельности школьник может готовиться к экзамену, то есть реализовывать конкретную осознанную цель – получить высокую отметку. Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций. Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, просматривание конспектов, посещение консультаций и так далее.
Таким образом, учитывая специфику использования деятельностного подхода в обучении, имеет смысл опираться в первую очередь, по нашему мнению, на психологические исследования А.Н. Леонтьева, и взять на вооружение понятие деятельностного подхода как последовательного сочетания деятельности, действия и операции.
1.2. Деятельностный подход в обучении в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Деятельностный аспект содержания обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы, то есть учебный процесс представляет собой: 1) взаимодействие; 2) решение коммуникативных (проблемных) задач.
Во взаимодействии «учитель – ученик», «ученик – ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач.
Коммуникативная задача – проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь – я не знаю, ты умеешь – я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом – как эту потребность реализовать. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.
Согласно Д. Б. Эльконину, «основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект».1 Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему; 2) сам находит ее решение; 3) решает; 4) самоконтролирует правильность этого решения.
Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности.
Резюмируя вышесказанное, в общем контексте теории учебной деятельности с позиции ее субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. Роль учителя в условиях перехода на ФГОС заключается в деятельности по управлению процессом обучения.
Выводы по I главе
В нашем исследовании мы будем опираться на понятие деятельностного подхода с позиции отечественного ученого-психолога А.Н. Леонтьева, который полагал, что любая деятельность определяется мотивом, действие определяется целью, а операция определяется конкретными условиями ее протекания.
Деятельностный подход в обучении в условиях перехода на ФГОС второго поколения подразумевает следующую, принципиально новую (в отличие от традиционной формы обучения) работу ученика на уроке: 1) самостоятельное формулирование проблемы; 2) самостоятельный поиск ее решения; 3) самостоятельное решение проблемы; 4) самоконтроль правильности этого решения. Учитель же выступает в роли организатора, управленца процесса обучения.
Проанализируем теперь, каким образом возможна реализация деятельностного подхода на уроках русского языка на примере изучения правописания безударных гласных в корне слова в 5 классе.
II ГЛАВА. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Данная глава носит практический характер, здесь мы попытаемся описать конкретные способы реализации деятельностного подхода на уроках русского языка (на примере изучения правописания безударных гласных в корне слова в 5 классе).
2.1. Требования к уроку русского языка в рамках деятельностного подхода
Проект примерной программы по русскому языку для основной школы – это главный документ, который уже сегодня является, по сути, руководством к действию для учителей-словесников всех образовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и реализует его основные идеи, главная из которых – «приоритет системно-деятельностного подхода в обучении».1
Современный урок русского языка должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения (в центре внимания деятельность учителя), а как форма учения (в центре внимания деятельность ученика). Стратегия открытия – вот что должно стать краеугольным камнем в методике урока.
Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что перед учителем-филологом встаёт важнейшая задача – организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, управление их познавательной активностью, дозированная помощь в овладении инструментарием познания для образования через всю жизнь. Попытаемся продемонстрировать, как реализуется данная задача на практике.
2.2. Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка на примере изучения безударных гласных в корне слова (5 класс)
До сих пор школе преобладает метод наглядного объяснения материала, который иногда дополняется некоторыми приемами «активизации деятельности детей»: игровые моменты, создание проблемных ситуаций, проблемно-диалоговое обучение и так далее. В результате учащиеся забывают вскоре многое из того, что так долго и старательно пытались понять и запомнить, оказываются не готовыми к осознанному выбору и адекватному самоопределению. Следовательно, нужно что-то менять в работе учителя, искать и реализовывать новые подходы к обучению. Сущность деятельностного подхода – как раз помочь учителю повысить уровень эффективности обучения, в том числе на уроках русского языка.
В данном пункте мы приведем пример реализации деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе. Урок составлен по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцевой.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова».
Цель – систематизировать, обобщить знания учащихся о безударных гласных в корне слова.
Задачи: 1) обучающая – научить различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова; 2) воспитательная – воспитать усидчивость, самостоятельность, воспитать любовь к родному языку; 3) развивающая – развить навык правописания безударных гласных в корне слова.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная.
Место темы данного урока в системе обучения русскому языку: 22-ой урок в модуле по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Межпредметные связи: литература, информатика.
Формирование УУД (универсальных учебных действий): способность понимать текст, ориентироваться в различных источниках информации, готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.
Технологии: ИКТ, технологии на основе деятельностного подхода.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: повторение пройденного материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, экран, рабочие тетради учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент – 3 мин. (приветствие учеников, перекличка, объявление темы урока, запись ее в тетради).
2. Этап целеполагания – 2 мин.
Слово учителя: ребята, на прошлых уроках мы с вами довольно успешно изучали правила написания безударных проверяемых гласных в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова, а также чередующие гласные в корнях -рос-, -раст- (-ращ-) и -лаг-, -лог-. Какова же цель сегодняшнего урока? (систематизировать, обобщить наши знания о безударных гласных в корне слова).
3. Этап аналитической деятельности, формулирование решения проблемы – 3 мин.
Слово учителя: изучив теперь в комплексе безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные, с какой проблемой вы столкнулись? (как нам различить, когда у нас работает правило чередующихся гласных в корне слова, когда нам следует искать проверочное слово, а когда следует обратиться к словарю за уточнением написания непроверяемого гласного).
Изучение сводной таблицы по правописанию гласных в корне слова. Слайд 1 (демонстрацию слайдов смотрите в Приложении).
4. Этап решения учебной проблемы. Контроль правильности этого решения.
Слово учителя: ребята, какое у нас есть правило по проверяемым гласным в корне слова, которые оказались в безударном положении? Почему мы, например, в слове дрожать в корне пишем букву о?(нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением, в данном случае – дрожь). Слайд 2 – 2 мин.
Слово учителя: совершенно верно! Давайте теперь закрепим, как у нас это правило работает на практике. Обращаю ваше внимание, что проверочные слова необходимо подбирать с учетом значения слова!
Слайд 3, выполнение первого задания – 7 мин.
Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задание по слайду 4. Объявление результатов, ученики самостоятельно пытаются объяснить учителю свои ошибки – 3 мин.
Слайд 5, выполнение второго задания – 10 мин.
Затем учащиеся также обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания по слайду 6. Учитель контролирует количество ошибок в задании, ученики, с помощью учителя, пытаются сами объяснить свои ошибки – 3 мин. Ожидается, что это задание вызовет меньше затруднений, чем при выполнении первого упражнения.
Слово учителя: ну что ж, вы молодцы, с проверяемыми гласными справились. Давайте теперь повторим, в каких случаях у нас чередуется гласная о/а в корне слова, и от чего зависит ее написание? (в корне –рос- перед с пишется о, в корнях –раст-,-ращ- перед ст и щ пишется а. Исключения – росток, отрасль. В корнях –лаг-, -лож- перед г пишется а, перед ж – о). Слайд 7.
Слово учителя: ребята, нужно ли нам подбирать однокоренные слова, если мы видим, например, что здесь корень –лож-? (однокоренные слова в этом случае подбирать не нужно, необходимо применять правило чередующихся гласных в корнях –лож-, -лаг-).
Слово учителя: молодцы! Я думаю, выполнение следующего упражнения не вызовет у вас больших трудностей.
Слайд 8, задание третье – 6 мин.
По истечении времени ученики обмениваются тетрадями и проверяют задание по слайду 9. Объявление результатов учителю, ученики, с помощью учителя, пытаются сами объяснить свои ошибки – 2 мин.
5. Этап рефлексии – 1 мин.
Слово учителя: определите цель вашей деятельности сегодня на уроке (я учился отличать, когда нужно искать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную, а когда нужно применить правило чередующихся гласных). Какие трудности встречали? Помогла ли сегодняшняя работа справиться с этой задачей быстрее и легче?
6. Этап подведения итогов урока, объяснение домашнего задания – 3 мин.
Слово учителя: дорогие ребята, сегодня на уроке вы проделали большую, кропотливую работу. Но благодаря этой работе вы теперь можете сказать, что стали еще увереннее в своих орфографических навыках.
Объявление оценок за урок.
Объяснение домашнего задания: составить карточку-задание с непроверяемыми гласными в корне слова, с последующей карточкой-проверкой (наподобие тех слайдов, которые демонстрировались на уроке). Слова необходимо взять из орфографического словаря. Карточки могут сдаваться как в электронном виде (презентация), так и на бумажных носителях.
Слово учителя: наш урок закончен, спасибо всем за работу.
Выводы по II главе
Основным требованием к современному уроку русского языка является создание таких условий, когда происходит самостоятельная целенаправленная познавательная деятельность учащихся на уроке, в результате которой ученик способен долго помнить усвоенный материал и применять его при практической надобности в жизни.
Попытавшись реализовать на практике осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка в 5 классе, мы использовали следующие приемы организации активной самостоятельной деятельности учащихся: метод мозгового штурма, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, наблюдение над текстом, монологические высказывания учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание сформулировано учителем и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, у ученика возникает закономерный вопрос: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать? Зачем мне это запоминать?»
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими лицами» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: «Что я хочу сделать? Зачем я это делаю? Как мне это лучше сделать, как я это сделал?»
Для доказательства выдвинутой гипотезы нашего исследования мы предприняли практическую попытку применения деятельностного подхода на уроке русского языка. Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся нами использовались следующие приемы: метод мозгового штурма, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, наблюдение над текстом, монологические высказывания учащихся. Используя данные приемы, мы считаем, нам удалось реализовать деятельностный подход на уроке.
Таким образом, цель нашего исследования – проанализировать, каким образом должно осуществляться взаимодействие «учитель – ученик» в ходе реализации деятельностного подхода на уроках русского языка – считаем достигнутой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996
2. Деятельностный подход в психологии // https://www.psychologos.ru
3. Деятельностный подход (в психологии) // https://www.psyhouse.ru
4. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл.: Пособие для учителя / Под ред. Л. Т. Григорян, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1989
5. Леонтьев А.А. Деятельностный подход в обучении // www.school2100.ru
6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010
7. Русский язык. 5 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений./ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцевой. – М.: Просвещение, 2010. – 317с.
8. Сесюнина Л.Г. Деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе // www.school2100.ru
9. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1995
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
1 Деятельностный подход (в психологии) // https://www.psyhouse.ru/slovar-psihologija/terminy-na-bukvu-d-/2031-dejatelnostnyj-podhod-v-psihologii.html
2 Деятельностный подход в психологии // https://www.psychologos.ru/articles/view/deyatelnostnyy_podhod_v_psihologii
1 Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.- Воронеж, 1995. С. 36
1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. М., 2010. С. 4