«Как организовать работу лингвистического лагеря с детьми-мигрантами»
Программа и календарно-тематический план реализации проекта городского лингвистического лагеря для детей и подростков разных этнических культур «Белый журавль».
(4 каникулярных смены)
Автор – составитель:
Порохина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Город Кемерово, МОУ «СОШ № 80»
1
Проект городского лингвистического лагеря
«Белый журавль»
на базе МОУ «СОШ № 80»
(для детей-мигрантов и новых соотечественников)
Кемерово – 2011
Краткая аннотация проекта
Лингвистический лагерь «Белый журавль» организуется как лагерь дневного пребывания детей и подростков разных национальностей, проживающих в городе Кемерово. Работу лагеря планируется осуществлять с 01.06. по 24.06. 2011года (в период летних каникул).
Программа лингвистического лагеря «Белый журавль» составлена в рамках специальной областной программы для детей- мигрантов и детей — новых соотечественников «Русский язык как неродной», разработанной на базе КузГПА, и рассчитана на реализацию в течение всего каникулярного времени (для 25-30 детей других национальностей).
Общая цель: обучение школьников правильному высказыванию – в письменной и устной форме — на русском языке.
Частные целевые ориентации:
—дидактические: формирование определенных умений и навыков в области орфоэпии, орфографии, пунктуации, необходимых в практической деятельности детей;
—воспитывающие: формирование мировоззренческих установок, любви к многонациональной России;
-развивающие: развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии в произношении; в описании предметов, в описании героев художественных произведений русских писателей и писателей Закавказья;
—социализирующие: приобщение к культурным ценностям русского народа.
Обучение могут пройти школьники с любым уровнем владения русским языком в возрасте от 8 до 15 лет.
Для первой группы детей -8-13 лет — планируются занятия, включающие лексико-фразеологические игры, игровые задания, направленные на отработку орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм; декламационное чтение поэтических текстов писателей разных национальностей и ролевое чтение русских народных сказок и сказок народов Закавказья с последующим обсуждением и художественным или словесным рисованием. Просмотр и параллельное составление титров к фильмам-сказкам: «Снегурочка», «Морозко», «Варвара – краса – длинная коса», «Конек-горбунок», к фильмам по мотивам сказок А.С.Пушкина. Написание литературных «сказочных» диктантов. Составление диафильмов. Слушание детских музыкальных произведений
2
Хачатуряна, Кажлаева, Мурадели, произведений русских композиторов и написание миниатюр на тему «О чем рассказала музыка»? Посещение Кемеровской Государственной филармонии, беседы о народных инструментах, обучение игре на народных инструментах – ложках, баяне, аккордеоне, балалайке, домре. Создание ансамбля ложкарей на базе лингвистического лагеря.
Все виды занятий направлены на приобщение детей других национальностей к русской культуре, на развитие их письменной и устной речи.
Для второй группы — подростков 14-15 лет — планируются лингвистические турниры, ролевые игры: «Язык современного человека», «Я – деловой человек», «Я — редактор» и другие; чтение и обсуждение поэтических и прозаических текстов писателей разных национальностей: Расула Гамзатова, Косты Хетагурова, Кайсына Кулиева, Мусы Джалиля, Эдуарда Асадова, Булата Окуджавы, Чингиза Айтматова. Просмотр и обсуждение учебных фильмов: «Капитанская дочка», «Метель», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Недоросль», «Ревизор». Театрализованные представления на материале программных произведений. Посещение тематических выставок Кемеровского Государственного музея ИЗО (с последующим описанием картин). Знакомство с творчеством кузбасских художников, композиторов, поэтов, писателей; приобщение к устному творчеству народов Сибири – телеутов, шорцев и других национальностей. Декламирование стихов, посвященных городу Кемерово, сочиненных учащимися школ Центрального района (в рамках проекта «Город детства моего»); чтение авторских работ о сибирском крае.
Все виды занятий для данной возрастной группы направлены на подготовку подростков к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Занятия будут проводить учителя русского языка, музыки, МХК — высшей квалификационной категории; физической культуры и рисования.
Проблема
Генеральная ассамблея ООН объявила 2010 год Международным годом сближения культур. Кузбасс всесторонне содействует сближению культур на своей территории, реализуя основную цель государственной национальной политики – обеспечение всем народам оптимальных условий для полноценного развития личности. Заместитель Губернатора Кемеровской области Е.Л.Руднева в своей статье на страницах журнала «Кузбасс. Регион согласия» отметила: «…мы разрабатываем модель воспитания нравственной толерантной Личности в условиях многонациональной, поликультурной области…Личность, которая будет нести ответственность за межнациональный мир, согласие и стабильность в России».
3
Таким образом, сегодня проблема изучения русского языка в многонациональной стране, в многонациональном Кузбассе, в поликультурном Кемерово – одна из самых актуальных. И конечно, актуальна она и для педагогических работников кемеровских школ. В образовательных учреждениях области, в частности, города Кемерово обучается большое количество детей-мигрантов и детей — новых соотечественников, 90% из которых очень слабо владеют нормами русского языка, как в произношении, так и в написании. Только на базе МОУ «СОШ № 80» обучается 30 детей других национальностей – это татары, армяне, азербайджанцы, грузины, цыгане, чуваши, узбеки, киргизы – все они в основном из больших семей. Родители этих детей сами очень плохо знают русский язык (есть и такие среди них, которые вообще не могут общаться на русском языке). Поэтому многие дети из семей беженцев или те, которые уже родились в Кемерово, но признают только свои национальные обычаи и традиции, очень плохо читают на русском языке, ничего не знают о русской культуре, истории, народных традициях; довольно трудно сближаются с русскими детьми в классе. Возникают не только языковые, но и психологические трудности в процессе обучения мигрантов в русскоязычных школах города, области.
Для подростков 15-17 лет других национальностей пройти ГИА, сдать ЕГЭ по русскому языку всегда оказывается очень сложным процессом, так как здесь требуются не только теоретические знания языка, орфографические и пунктуационные навыки, но и умение работать с текстом: формулировать проблемы, находить аргументы, выявлять авторскую позицию при написании сочинения-рассуждения. Даже русские дети зачастую слабо сдают этот экзамен, если не пользуются услугами репетиторов.
Поэтому реализация составленной нами программы на базе лингвистического лагеря «Белый журавль» поможет детям других национальностей, живущих в нашем городе, лучше овладеть русским языком, постичь красоту русского слова. Программа включает также и оказание помощи родителям – мигрантам через консультации с учителями русского языка, совместное проведение занятий по русскому языку и культурно-просветительских мероприятий.
Основные задачи проекта:
познакомить детей и подростков с культурными особенностями России, Кузбасского региона — языком, литературой, историей; традициями и обычаями;
формировать у детей других национальностей уважение к русским людям, русской культуре, христианским обычаям, нравственным заповедям славянских народов;
4
совершенствовать языковую компетенцию детей-мигрантов и детей -новых соотечественников в условиях поликультурного образовательного пространства.
Срок выполнения проекта:
-начало проекта: 07.06.2011
-окончание проекта: 31.03.2012
Целевая группа:
Дети мигрантов, новые соотечественники, проживающие в городе Кемерово.
Возраст: 8-15лет
География проекта:
город Кемерово, МОУ «СОШ № 80».
Автор программы: учитель русского языка, литературы, музыки, МХК – ПорохинаТатьяна Викторовна,
Прогнозируемые результаты
Во-первых, реализация проекта позволит детям других национальностей научиться правильно понимать и корректно общаться с русскоязычными сверстниками, с учителями школ, в которых они обучаются.
Во-вторых, – приобщить детей к ценностям и традициям, присущим русской культуре и, прежде всего, – языковой.
В-третьих, — подготовить детей мигрантов и новых соотечественников к выпускному экзамену по русскому языку и дальнейшему получению профессионального образования.
5
Календарно — тематический план реализации проекта городского лингвистического лагеря для детей и подростков разных этнических культур «Белый журавль»
Работа лагеря организуется
с 01.06.2011. по 24.06.2011.
по будним дням. Время пребывания детей в лагере с 8.30. до 15.00.
Возраст — 8-15 лет.
Первая смена
Тема занятия, мероприятия | Время | Место проведения | Ответственные | |
01.06.2011. Среда
| 1.Презентация «лингвистического» бейджика каждого участника лагеря. | 8.30.-8.50.
| Каб.№12
| Вожатые
|
| 2.Завтрак. | 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3.Праздничное открытие лагеря: 1).Выступление директора школы, родителей детей — мигрантов. 2) «О великий, могучий и прекрасный русский язык!»: выступление участников лагеря со стихами о русском языке. | 10.00.- 11.00. | Актовый зал школы | Начальник лагеря
Вожатые
Воспитатель
Учитель русского языка
Учитель музыки | |
4.Знакомство родителей и детей с программой на весь период работы лагеря. | 11.10.-11.30. | Каб.№12 | Начальник лагеря | |
5.Лингвистический тренинг «Что значит мое имя?» | 11.40.-12.40. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
6.Обед
| 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель
| |
7.Экскурсия в школьную библиотеку «Словари – наши помощники» | 13.40.-14.10 . | Школьная библиотека | Школьный библиотекарь | |
8.Практическое занятие «Говорите по-русски правильно» | 14.20.-14.55. | Каб.№12. | Учитель русского языка | |
9.Подведение итогов дня. | 14.55.-15.00. | Каб.№12. | Начальник лагеря | |
02.06.2011. Четверг
| 1.«Поговорим о традициях русской и белорусской кухни». Беседа с использованием иллюстративного материала. | 8.30.-8.50. | Кабинет технологии | Вожатые |
| 2.Завтрак.
| 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3.Аудиозанятие. Слушаем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Словесное рисование: образ русской красавицы и образы русских богатырей. (1 группа). | 9.40.-10.40. | Каб. №12. | Учитель русского языка | |
3.Спортивные забавы: игрища русских и белорусов. (2группа). | 9.40.-10.40. | Малый спортивный зал | Вожатые Учитель физкультуры | |
4.«Музыкальные инструменты народов России»: учимся играть на ложках (ансамблевое занятие). (1, 2 группы). | 10.50.-11.50. | Актовый зал школы | Учитель музыки | |
5.Занятие по культуре речи. «Пригласите на обед»: игровой словарный диктант. (1,2 группы). | 12.00.-12.30. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
6.Обед. | 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Эксурсия в Комсомольский парк (1группа): рассказы о животных, растениях Кузбасса. | 13.40.- 14.40 | Городской парк | Воспитатель, вожатые | |
| Экскурсия в спортивный комплекс «Арена»: рассказы о достижениях российских спортсменов и лучших спортсменов Кузбасса. (2группа). | 13.40.-14.40. | С/комплекс «Арена» | Начальник лагеря |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Каб. №12 | Начальник лагеря | |
03.06.2011. Пятница
| 1.«В эфире новости»: знакомимся с творческими национальными коллективами Кузбасса: Русские. Белорусы. | 8.30.-8.50. | Каб. №12 | Учитель русского языка |
| 2.Завтрак. | 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3.Практическое занятие по русскому языку: «Учимся писать грамотно». (2 группа) | 9.40-10.20. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
3.Игровое занятие по карточкам «Найди ошибку» (1группа) | 9.40.-10.20. | Школьная библиотека | Вожатые | |
4.Экскурсия в Кемеровский государственный музей ИЗО (Рерих). (1,2 группы) | 10.30.- 12.30. | Музей ИЗО | Начальник лагеря, воспитатель, вожатые | |
5.РР. Устные рассказы детей «Картина, которая мне очень понравилась». (1,2 группы) | 12.30.-13.00. | Каб. №12 | Учитель русского языка | |
6.Обед. | 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Конкурс рисунков на асфальте «Наша дружная планета» | 13.40-14.50. | Пришкольная территория | Вожатые | |
| 8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря |
06.06.2011. Понедельник
| 1.«В эфире новости»: знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Армяне. Азербайджанцы. | 8.30.-8.50. | Каб.№12. | Вожатые Воспитатель |
| 2.Завтрак. | 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3.Практическая работа со словарями: «Правильность и точность словоупотребления». (2 группа) | 9.40-10.40. | Каб. №12 | Учитель русского языка | |
3.Лингвистическая игра «Справочное бюро» (работа со словарями). (1 группа) | 9.40-10.40. | Школьная библиотека | Воспитатель, вожатые | |
4.Просмотр фильма-сказки «Снегурочка». Беседа о героях и богах в славянской мифологии. | 11.00.-12.30. | Каб.№12. | Учитель русского языка | |
5.Музыкальная викторина «Назови национальный танец» Аудиозанятие. | 12.30.-13.00. | Каб.№12 | Учитель музыки | |
6.Обед.
| 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.РР. Сочиняем стихи о своем любимом городе. | 13.40.-14.40. | Каб. №12. | Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Каб. №12 | Начальник лагеря | |
07.06.2011. Вторник
| 1.Блюда армянской и азербайджанской кухни: конкурс на самый веселый рассказ. | 8.30.-8.55. | Каб.№12 | Вожатые, воспитатель |
| 2.Завтрак. | 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3.«Нормативное произношение и ударение»: работа со словарями. Выполнение упражнений, тестового задания. (2 группа). | 9.40.- 10.40. | Каб. №12 | Учитель русского языка | |
3.Лингвистическая игра «Помоги Пете Ошибкину» (1 группа). | 9.40.-10.40. | Школьная библиотека | Вожатые, воспитатель | |
4. «Что за прелесть эта «Сказка о царе Салтане»! А.С.Пушкин и Н.А. Римский-Корсаков. Литературная сказка русского писателя и сказка-опера русского композитора. (Просмотр учебного фильма и слушание музыки.) 1, 2 гр. | 10.50.- 12.00. | Каб. №12 | Учитель русского языка
Учитель музыки | |
5. Спортивные забавы: игрища азербайджанцев и армян. (1,2гр.) | 12.00.-13.00. | Малый спортивный зал | Учитель физкультуры
Вожатые | |
6.Обед.
| 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Инсценированное чтение по ролям «Сказки о царе Салтане». (1,2гр.) | 13.40.-14.50. | Каб. №12 | Воспитатель Вожатые Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50. -15.00. | Каб. №12
| Начальник лагеря | |
08.06.2011. Среда
| 1.Конкурс «Русские пословицы, поговорки, загадки о еде» (с вручением сладкого приза). | 8.30.- 8.50.
| Школьная библиотека | Вожатые |
| 2.Завтрак. | 9.00.- 9.30 | Школьная столовая | Воспитатель |
3.«Берегите красоту русского слова»: подготовка участников лагеря к городскому конкурсу чтецов среди детей-мигрантов. (1, 2 гр.) | 9.50.- 11.30. | Актовый зал | Учитель русского языка
| |
4.Спортивные забавы: игрища татар, мордвы и цыган. | 11.40-12.50. | Малый спортивный зал | Воспитатель Вожатые Учитель физкультуры | |
5.Обед. | 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
6.Музыкальное занятие «Песни народов России». | 13.50. -14.30. | Актовый зал | Учитель музыки | |
7.Подведение итогов дня. | 14.45.-15.00. | Каб. №12.
| Начальник лагеря
| |
09.06.2011. Четверг | 1.Фонетическая зарядка: «Русские скороговорки» | 8.30. -8.50. | Кааб.№12. | Учитель русского языка
|
| 2.Завтрак.
| 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3.Деловая игра «Знатоки русского языка» (2гр.) | 9.50.-10.50. | Актовый зал | Учитель русского языка | |
3. «Калейдоскоп русских народных сказок» (1гр.): учимся читать по титрам диафильмов | 9.50-10.50 | Школьная библиотека | Школьный библиотекарь, воспитатель | |
4.Экскурсия в музей боевой славы: «Вечная память Героям локальных войн» (1,2 гр.) | 11.00.- 12.50. | Музей Боевой Славы | Воспитатель, вожатые | |
5.Обед.
| 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
6.Занятие по развитию речи: «Что я узнал (-а) о героях-кузбассовцах?». Сочинение: 1гр. – устные высказывания; 2гр. — письменные работы. | 13.50.-14.40. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
7.Подведение итогов дня. | 14.50.- 15.00. | Каб. №12 | Начальник лагеря | |
10.06.2011. Пятница
| 1.«В эфире новости»: знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Татары. Чуваши. Мордва. | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка |
| 2.Завтрак.
| 9.00.-9.30 | Школьная столовая | Воспитатель |
3. УРР. Легенды, мифы, предания народов Кузбасса. Сибирские сказки. | 9.50.-10.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4. Спортивные забавы: игрища таджиков, телеутов, шорцев | 11.00.- 12.00. | Малый спортивный зал | Учитель физкультуры Вожатые | |
5.«Красивое письмо – красивая душа»: практикум по каллиграфии. (1,2гр.) | 12.10.-12.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
6.Обед
| 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Просмотр учебного фильма «Барышня-крестьянка» по одноименной повести А.С. Пушкина: образы русских крестьянок и дворянок. (1, 2 гр.) Образы телеутских и шорских девушек в сказках.. | 13.40.- 14.50. | Актовый зал | Учитель русского языка
Воспитатель Вожатые | |
8.Подведение итогов дня. | 14.55.-15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря | |
14.06.2011. Вторник
| 1.«В эфире новости»: знакомимся с национальными коллективами Кузбасса: Шорцы. Телеуты. | 8.30.- 8.50. | Каб. №12 | Учитель русского языка |
| 2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель |
3. Устное народное творчество коренных народов Кузбасса – телеутов и шорцев: конкурс чтецов (телеутские, шорские сказки и сказки черневых татар)1,2гр. | 9.50.- 10. 50. | Каб. №12 | Учитель русского языка | |
4.РР. Сочиняем сказку по мотивам телеутской «Песни о трех братьях». 2гр. 4.Самостоятельное чтение шорской сказки «Мальчик»1гр | 11.00.- 12.00. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Спортивные забавы: грузинские игрища. | 12.00.- 13.00. | Пришкольная территория | Вожатые Учитель физкультуры | |
6.Обед.
| 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель
| |
7.Народный календарь. Обрядовые игры, ряжения, колядования в селах Кемеровской области: просмотр учебного фильма. | 13.50.- 14.40. | Актовый зал | Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | |
15.06.2011. Среда
| 1.«В эфире новости»: писатели Кузбасса. | 8.30.-8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка |
2.Завтрак.
| 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Занятие по развитию устной речи. «Люблю березку русскую»: родная природа в стихах кузбасских поэтов. (1, 2гр.) | 9.50.-10.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4.«Мир вокруг – большой и разный»: сочинение-миниатюра (на материале стихов И.Киселева). (1,2 гр.) | 11.00.- 11.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Творческая встреча с кузбасскими писателями В. Катковым, Б.Бурмистровым. | 12.00.-12.50. | Актовый зал | Учитель русского языка Воспитатель Вожатые | |
6.Обед.
| 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Литературно-краеведческая игра «Писатели Земли Кузнецкой». | 13.50.- 14.40. | Актовый зал | Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря | |
16.06.2011. Четверг | 1.Фонетическая зарядка: декламируем стихи детского писателя Кузбасса В. Матвеева. | 8.30-850. | Каб.№12 | Учитель русского языка |
| 2.Завтрак.
| 9.00-9.30 | Школьная столовая | Воспитатель |
3.Экскурсия по городу Кемерово: Памятник А.С.Пушкину | 9.50.- 11.30. | У памятника А.С.Пушкину | Учитель русского языка Воспитатель Вожатые | |
4.УРР. Словесный проект памятника А.С.Пушкину. | 11.50.-12.50. | Каб.№12
| Учитель русского языка
| |
5. Обед.
| 13.00.- 13.30 | Школьная столовая | Воспитатель | |
6.«Умеем ли мы дружить?» Мультимедийное занятие: «Светлое чувство дружбы» (А.С.Пушкин и И.И. Пущин) 1.2гр. | 13.50.- 14.50.
| Каб.12
| Учитель русского языка | |
7.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Каб.№12
| Начальник лагеря | |
17.06.2011. Пятница
| 1.Морфемная зарядка «Кто больше придумает однокоренных слов?» (К слову «дружба») | 8.30.- 8.50.
| Каб.№12
| Учитель русского языка
|
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30 | Школьная столовая | Воспитатель | |
| 3.Творческая работа «Нарисуй дружбу»: словесный портрет. 1,2гр. | 9.30.- 9.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка |
4. «Я хочу научиться дружить»: психологический тренинг на материале сказки С.Прокофьевой «Лоскутик и Облачко». (1гр.) На материале национальной сказки «Счастье» 2гр. | 9.50.- 10.50. | Актовый зал | Учитель русского языка
| |
5. «Хоровод дружбы» Читаем сказки народов Закавказья. 1,2гр. | 11.00. 11.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4.«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова»: поэтический диктант 2гр.; списывание 1гр. | 12.00.- 12.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Обед | 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель
| |
6. Просмотр учебного фильма «Кавказский пленник» по мотивам были Л.Н.Толстого. 1,2гр. (фрагмент).
Образ куклы в произведении Л.Н. Толстого и в художественном фильме.2гр. | 13.50.- 14.40.
| Актовый зал
| Учитель русского языка
| |
7.Творческая мастерская: «Кукла у разных народов России».1гр. Выставка. | 13.50.- 14.40. | Каб.№12
| Вожатые
| |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.- 15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря | |
|
|
|
| |
20.06.2011. Понедельник | 1.Представляем на выставку свою национальную куклу. | 8.30.-8.50. | Каб. №12 | Учитель русского языка |
| ||||
2.Завтрак.
| 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.УРР. Придумываем рассказ о жизни своей куклы:. 1,2гр | 9.50.- 10.2 0. | Каб. №12 | Учитель русского языка | |
4.ПРР. Особенности национального костюма: сочинение – описание.1.2гр. | 10.20.- 11.00. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Музыкальная культура народов Кузбасса: видеофильм. Обсуждаем вопросы концертной программы. | 12.10.- 13.00. | Актовый зал | Учитель музыки | |
6.Обед.
| 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Готовимся к выступлению на закрытии первой лагерной смены: музыкально-литературная композиция «Радуга культур» | 13.40.- 14.50. | Актовый зал | Учитель русского языка Вожатые Воспитатель Учитель музыки | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.- 15.00. | Актовый зал
| Начальник лагеря | |
21.06.2011. Вторник
| 1.Лексическая разминка «Высказывания о русском языке». | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка
|
2.Завтрак. «Каравай дружбы» | 9.00. 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель Вожатые | |
3.Подготовка к концертному выступлению: песни, стихи, танцы разных народов России. 1,2гр. | 9.50. – 11.50. | Актовый зал | Учитель русского языка Воспитатель Вожатые Учитель музыки | |
4.Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку: подводим итоги.1,2гр. | 12.00.- 12.20. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Итоговое занятие по развитию речи: пишем сочинение на тему «О роли русского языка в моей жизни» (2гр.) | 12.20.- 13.00. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Устные высказывания на тему «Почему я хочу научиться хорошо читать и писать по-русски:?» (1гр.) | 12.20.- 13.00. | Школьная библиотека | Школьный библиотекарь
Вожатые | |
6.Праздничный обед «Ай — да, русские блины!» | 13.00.- 13.40. | Школьная столовая | Воспитатель. Вожатые.
| |
7.Конкурс чтецов «Горжусь величием твоим, язык России славной!» 8.Вручение грамот лучшим участникам конкурса. 9.Подведение итогов дня. | 14.00.- 15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря. Учителя. Воспитатель. Вожатые. |
1.Музыкальная зарядка: учим «Государственный гимн Российской Федерации». (1,2гр.) | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель музыки | |
| ||||
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Лексическая работа «Символика Российской Федерации: гимн, герб, флаг». (1,2 гр.) | 9.50.-10.30.
| Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4.«Город, в котором я живу»: поэтический диктант. (1,2гр.) | 10.30.- 11.00. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Рисуем герб и флаг города Кемерово (рисунки на асфальте). (1,2гр.) | 11.10.- 11.40. | Пришкольная территория. | Вожатые Воспитатель | |
6.Составляем устно рассказы «Город, в котором я живу». Готовимся к концертному выступлению. (1,2гр.) | 11.50.- 12.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
7.Обед.
| 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
8.Экскурсия в областную юношескую библиотеку: «Кузбасс – сердце Сибири»: мультимедийное занятие. (1,2гр.) | 13.40.-14.50. | Областная юношеская библиотека для детей и взрослых | Воспитатель Вожатые
| |
9.Подведение итогов дня. | 14.50.- 15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | |
23.06.2011. Четверг
| 1.Музыкальная зарядка «Гимн Кемеровской области» (1,2гр.) | 8.30.-8.50.
| Каб.№12
| Учитель музыки
|
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.РР. Пишем сочинение на тему «Моя семья — кемеровчане». (1,2гр.) | 9.40.- 10. 40. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4.«Фольклорные посиделки»: быт, традиции, обряды народов Кузбасса. (1,2гр.) | 10.50.- 12.30. | Дом творчества | Вожатые Воспитатель Учитель музыки | |
5. Обед | 13.00.- 13.30 | Школьная столовая | Воспитатель | |
6.Тематический словарный диктант: «Город детства моего». (1,2гр.) | 13.30.- 14.00. | Каб.12 | Учитель русского языка
| |
7.РР. «Улица, на которой я живу»: Сочинение-описание с элементами повествования. | 14.00.- 14.50.-
| Каб.№12 | Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.- 15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | |
|
|
|
| |
24.06.2011. Пятница
| 1.Музыкальная зарядка: учим «Гимн Кемеровской области». (1,2 гр.) | 8.30.-8.50. | Каб.№12 | Учитель музыки |
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Орфографический практикум: самостоятельное списывание с доски текста «Город на Томи». (1,2гр.)
4. Литературно-историческая викторина «Знаешь ли ты город, в котором живешь?» (1,2 гр.) | 9.40.- 10.20.
10.20.- 11.00.
| Каб.№12
Актовый зал
| Учитель русского языка
Воспитатель Вожатые Учитель русского языка
| |
5.Подготовка к праздничному концерту «Радуга культур». | 11.00.- 12.00. | Актовый зал | Учитель музыки Вожатые | |
6.Итоговый диктант на материале статьи «Шахтерский край». 2гр. Орфографическое списывание «Кемерово вчера, сегодня, завтра».1гр | 12.00.- 12.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
7. Праздничный обед. «Каравай дружбы». | 13.00.- 13.40 | Школьная столовая | Воспитатель Вожатые Учителя | |
8.Репетиция концертной программы. | 13.40.-14.00. | Актовый зал | Учитель русского языка Учитель музыки | |
9.Торжественное закрытие лагерной смены. Выступление начальника лагеря. Концертная программа. Награждение знатоков русского языка.
| 14.00.- 15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря Учителя Воспитатель Вожатые Родители | |
|
| |||
|
|
Вторая смена
Тема занятия, мероприятия | Время | Место проведения | Ответственные | |
24.10.2011. Понедельник
25.10.2011. Вторник
| 1.Праздничное открытие смены: выступление начальника лагеря, учителей, родителей. | 8.30.- 9.00. | Актовый зал | Начальник лагеря Учителя Вожатые Воспитатель |
2.Завтрак. | 9.00.-9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.ПРР. «Осенний день»: сочинение-зарисовка. (1,2гр.) | 9.50-10.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4. УРР. «Красота и величие русской осени в поэзии, живописи и музыке»: мультимедийное занятие. | 11.00.- 12.00. | Актовый зал | Учитель русского языка
Учитель музыки | |
5.«Краски осени»: творческое занятие (рисуем осень, создаем «осенние» аппликации).1,2 гр. | 12.10.- 12.50. | Каб.№12 | Учитель музыки Вожатые Воспитатель
| |
6.Обед.
| 13.00- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7. «Осенний марафон»: кто быстрее преодолеет «словарную дистанцию». (Подвижная познавательная игра). (1,2гр.) | 13.40.- 14.40. | Спортивный зал | Воспитатель
Вожатые
Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня.
| 14.50- 15.00. | Спортивный зал | Начальник лагеря | |
1.Фольклорная разминка «Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки об осени?» | 8.30- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
2.Завтрак.
| 9.00- 930. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3. УРР. «Какими звуками встречает нас осень?»: развиваем ассоциативное мышление. (1,2гр.) | 9.50. 10.50. | Каб. №12 | Учитель русского языка | |
4. «Унылая пора! очей очарованье»: поэтический диктант. (1,2гр.) | 11.00.- 11.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.«Палитра осеннего превращения деревьев»: прогулка по осеннему парку. | 12.00.- 12.50. | Комсомольский парк | Воспитатель Вожатые Учитель русского языка | |
6.Обед. | 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7. РР. «Слетает с дерева последний уж листок…»: сочинение-миниатюра. 1.гр.; создание поэтического текста: 2гр. | 13.50.-14.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Каб.№12
| Начальник лагеря | |
26.10.2011. Среда
| 1.Речевая разминка «За чистоту русского слова». | 8.30.- 8.50. |
Каб.№12 |
Учитель русского языка
|
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.50. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Орфографическое списывание «Россия! О тебе слагаю оду!»1,2 гр. | 10.00.- 10.50.
| Кааб.№12
| Учитель русского языка
| |
4.Заседание клуба друзей русского языка (деловая игра). 1,2гр. | 11.00.- 12.00. | Актовый зал
| Учитель русского языка Воспитатель Вожатые | |
5.Лексический практикум: составляем «Словарик мудрых мыслей». (1,2гр.) | 12.10.-12.50. | Каб.№12. | Учитель русского языка | |
6.Обед. | 13.00- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.«Поэтами рождаются, ораторами становятся». Ораторский турнир (практикум по культуре речи). (1,2гр.) | 13.50.- 14.50. | Актовый зал | Учитель русского языка | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря | |
27.10.2011. Четверг
| 1.Речевая зарядка «За чистоту русского слова». | 8.30.-8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка |
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3. «Что такое «хорошая речь»? Правила «хорошей речи»: речевой практикум. (1,2гр.) | 9.50.-10.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4. «Я русский бы выучил только за то…»: поэтический диктант. (2гр.) 4.Орфографическое списывание (по карточкам) 1гр. | 11.00.- 11.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5. Мультимедийное занятие: «Литература народов России: М. Карим, М. Джалиль, Г.Тукай, Э.Асадов, Б.Окуджава» (презентация). 1,2 гр. | 12.00.-12.50. | Актовый зал | Учитель русского языка
Воспитатель
Вожатые | |
6.Обед.
| 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
7.Конкурс чтецов: декламируем стихи поэтов разных народов России. (1.2гр.). Подготовка к концерту. | 13.50.- 14.50. | Актовый зал | Учитель русского языка Воспитатель Вожатые Учитель музыки | |
8.Подведение итогов дня. | 14.50.-15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря | |
28.10.2011. Пятница
| 1.Речевая зарядка «За чистоту русского языка». | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка |
2.Завтрак «Дары осени». | 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3. Лексико-фразеологический КВН «От А до Я». 1,2гр. | 9.50.- 10.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
4.Итоговое занятие по русскому языку: самостоятельная работа с деформированным текстом. (1,2гр.) | 11.00.-1150. | Каб.№12. | Учитель русского языка | |
5.Подготовка к праздничному концерту: интонационная работа над поэтическими текстами. Песенная подготовка. (1,2гр.) 6.Праздничный обед «В кругу друзей».
| 12.00.- 12.50.
13.00.- 13.40. | Актовый зал
Школьная столовая | Учитель русского языка Учитель музыки Вожатые Воспитатель
Воспитатель Вожатые Учителя Начальник лагеря | |
7.Праздничное закрытие второй смены. Выступление начальника лагеря, учителей, родителей. Концерт участников лагеря: музыкально-литературная композиция «Как здорово знать русский на «5»!
| 14.00.- 15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря Учителя Вожатые Воспитатель Родители |
Третья смена
Тема занятия, мероприятия | Время | Место проведения | Ответственные | ||
30.12.2011. Пятница
03.01.2012. Вторник
| 1.Праздничное открытие смены: выступление начальника лагеря, учителей, родителей. | 8.30.- 9.00. | Актовый зал | Начальник лагеря Учителя Вожатые Воспитатель | |
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
3.Мультимедийное занятие: «Традиции и праздники русского народа. Рождество. Святки. Крещение». (1,2гр.) | 9.50.-10.50. | Актовый зал. | Учитель русского языка
Учитель музыки | ||
4.И.С.Никитин. «Русь»: поэтический диктант. 2гр. 4.П.А.Вяземский. «Бесконечная Россия…»: орфографическое списывание. 1гр. | 11.00. 11.40. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
5.Прогулка по зимнему парку «Волшебные узоры зимы». | 11.50.- 12.50. | Комсомольский парк | Воспитатель Вожатые Учитель русского языка | ||
6.Обед.
| 13.00.- 13. 30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
7.РР. «Симфония зимнего леса»: сочинение-миниатюра. | 13.50.-14.45. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
8.Подведение итогов дня.
| 14.50.- 15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | ||
1.Фольклорная разминка «Знаешь ли ты пословицы, поговорки, загадки о русской зиме?» | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
3.Офографический практикум на материале текста И.Соколова-Микитова «Русский лес». (1,2гр.) | 9.50.- 10.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
4. «Зимние посиделки»: фольклорная игра-забава. (1,2гр.) | 11.00. 11.50. | Актовый зал | Воспитатель Вожатые Учитель музыки | ||
5.Просмотр учебного фильма «Ночь перед Рождеством»: по мотивам повести Н.В.Гоголя. | 11.50- 12.50.
| Актовый зал | Воспитатель Учитель русского языка Вожатые | ||
6.Обед.
| 13.00.- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
7.Создаем диафильм по повести Н.В. Гоголя «ночь перед Рождеством». 2гр. 7.Рисуем любимый эпизод из фильма. 1гр. | 13.50.- 14.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка
Вожатые | ||
8.Подведение итогов дня.
| 14.50.- 15.00.
| Каб.№12
| Начальник лагеря
| ||
04.01.2012. Среда
| 1.Поэтическая зарядка: «Читаем наизусть стихи о зиме».
| 8.30.-8.50 | Каб.№12
| Учитель русского языка
| |
| 2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Подготовка к театральному представлению по мотивам сказок о зиме. 1,2 гр.
| 9.50.- 10.50. | Актовый зал | Учитель русского языка Учитель музыки Вожатые Воспитатель | ||
4. «Сказочный» диктант (на материале сказки «Морозко»): 1гр. 4.Орфографическое списывание с графическим объяснением орфограмм (на материале сказки «Снегурочка»): 2 гр. | 11.00.- 11.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
5.Музыкальное занятие: разучиваем песни о зиме; слушаем русские народные песни о зиме. (1.2гр.) | 12.00.- 12.50. | Актовый зал | Учитель музыки | ||
6.Обед.
| 13.00.-13.30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
7.УРР. Составляем высказывания на тему «Зимою в городе». Словесное рисование. (1,2гр.) | 13.50.- 14.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
8.Подводим итоги дня. | 14.50.- 15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | ||
05.01.2012. Четверг
| 1.Лексическая зарядка «Снежные» синонимы». | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
3.«Чародейкою-зимою…»: пишем поэтические диктанты о русской зиме. 1,2гр. | 9.50.- 10.30.
| Каб.№12
| Учитель русского языка
| ||
4.Музыкальное занятие: 1)стихи о музыке национальных поэтов; 2) «Картинки с выставки». М.Мусоргский: образы сказочных персонажей в русской музыке. (1,2 гр.) | 10.40.- 11. 20. | Актовый зал | Учитель музыки | ||
5.Поход в драматический театр: смотрим новогоднюю сказку. 1,2гр. | 12.00.-13.30. | Драматический театр. | Воспитатель Вожатые Учителя | ||
6.Обед.
| 13.50.- 14.20. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
7.УРР. Составляем устные высказывания-отзывы о спектакле. 1,2гр. | 14.30.-14.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
8.Подведение итогов дня. | 14.50.- 15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | ||
06.01.2012. Пятница
| 1.Лексическая разминка: кроссворд «подбери антоним!» | 8.30.- 8.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
2.Завтрак.
| 9.00.- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | ||
3.Пунктуационный практикум. Работа по карточкам. 1гр. Тестовые задания 2гр. | 9.40.- 10.40. | Каб.№12 | Учитель русского языка | ||
4. «В стране знаков препинания»: познавательная игра. (1,2гр.) | 10.50.- 11.50. | Каб.№12 | Учитель русского языка
Вожатые | ||
5.Подготовка к концерту. (1,2гр.) | 12.00.- 12.50. | Актовый зал | Учитель музыки Вожатые
| ||
6.Праздничное чаепитие – обед «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | 13.00.- 13.50. | Школьная столовая | Начальник лагеря Воспитатель Вожатые Учителя | ||
7.Закрытие смены: концерт участников лагеря. Выступление начальника лагеря, учителей. Награждение грамотами наиболее успешных детей.
| 14.00.-15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря Воспитатель Вожатые Учителя |
Четвертая смена
1.Праздничная линейка. Открытие четвертой смены лагеря «Живое слово». Выступление начальника лагеря, родителей. | 8.30.- 9.00. | Актовый зал | Начальник лагеря Учителя Воспитатель Вожатые | |
2.Завтрак.
| 9.10.-9.40. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Лингвистические тайны текста: практическое занятие. 2гр.
3.Лингвистический бой. 1гр.
| 9.50.-10.50. | Каб.№12
Актовый зал | Учитель русского языка
Вожатые | |
4.Мультимедийное занятие «Русские басни – к мудрости ступенька». 1,2гр. | 11.00.- 11.50. | Актовый зал | Учитель русского языка | |
5.Инсценировка басен И.А.Крылова: ролевые игры. 1,2гр.
| 12.00.- 12.50. | Актовый зал | Учитель русского языка Учитель музыки Вожатые Воспитатель | |
6.Обед.
| 13.00- 13.30. | Школьная столовая | Воспитатель
| |
7.Музыкальное занятие: разучиваем песни о весне русских композиторов.1,2гр. | 13.40.- 14.20. | Актовый зал | Учитель музыки | |
8.Рисуем на тему «Мой город весною». Конкурс. 1,2гр. | 14.25.- 14.55. | Каб.№12 | Вожатые | |
9.Подведение итогов дня. | 14.55.- 15.00. | Каб.№12 | Начальник лагеря | |
24.03.2012. Пятница
| 1.Фольклорная разминка «Загадки, пословицы, поговорки о весне». | 8.30.- 8.50 | Каб.№12 | Учитель русского языка |
2.Завтрак.
| 9.00- 9.30. | Школьная столовая | Воспитатель | |
3.Русские художники о весне: мультимедийное занятие. (1,2р.) | 9.40.- 10.30. | Актовый зал | Учитель музыки. | |
4.РР «Подснежники»: этюд о любимом цветке. (1,2гр.) | 10.40.- 11.30. | Каб.№12 | Учитель русского языка | |
5.Прогулка по весеннему парку. | 11.40.- 12.30. | Комсомольский парк | Воспитатель Вожатые | |
6.УРР. Составляем устные высказывания по впечатлениям от экскурсии. 7.Обед.
| 12.35.- 13.00.
13.00.- 13.30. | Каб.№12
Школьная столовая | Учитель русского языка
Воспитатель | |
8.«Весне навстречу»: подготовка к школьному конкурсу чтецов. | 13.40.- 14.50. | Актовый зал | Учитель русского языка
Учитель музыки | |
9.Подведение итогов дня.
| 14.50.- 15.00. | Актовый зал | Начальник лагеря | |
|
|
|
|
|
27.03.2012.-
30.03.2012 Подготовка к научно-практической конференции
31.03.2012. Научно-практическая конференция «Великий, могучий и прекрасный русский язык!»
Закрытие лагеря. Подведение итогов. Награждение лучших участников конференции.
Список литературы:
20 000 русских пословиц и поговорок / сост. Михайлова Л.М. – М.: Центрполиграф, 2009. – 382 с.
Мудрое слово Востока. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1996. – 608 м.
Кузбасс региональный. Вып.1. — Кемерово, 2010.
Порохина, Т.В. Ономастика — путь к изучению своего края: программа. – Кемерово, 2011.
Порохина, Т.В. Внеклассная работа по русскому языку и литературе: дедактический материал для проведения внеклассных мероприятий в 5-11 классах. – Кемерово, 2011.