Республика Мордовия
Краснослободский муниципальный район
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
Инюшкина Валентина Ивановна
Тема. Комплексный анализ художественного текста. Анализ рассказа Н. Сладкова «Золотой дождь».
Тип урока. Развитие речи.
Цели:
— способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе
— обучать анализу художественного текста
— развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению
задания
— воспитывать у учащихся любовь к природе и бережному к ней отношению.
Структура урока.
Интрига.
Контрольно- подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».
Движение темы.
Осмысление результатов работы.
Ход урока.
I. Интрига.
Вступительное слово учителя.
Ребята, надеюсь, что вы с большим интересом ждете уроков развития речи, уроков, на которых мы учимся мыслить и говорить. Сегодня мы поработаем с небольшим рассказом Николая Сладкова – человека, страстно влюбленного в природу. Мы увидим, как развивается сюжет, как художник слова ведет читателя по неизведанным тропам к раскрытию великих тайн природы. Не просты эти дороги. Сегодня мы отправимся в этот трудный путь. Многое объяснит любознательным исследователям и любителям красоты природы рассказ — зарисовка «Золотой дождь».
II. Контрольно – подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».
Учитель. Прежде чем приступить к работе над текстом, необходимо повторить пройденный материал, т. е. повторить то, что уже знаем о языке и речи. Попробуем сделать выводы из проделанной ранее работы и ответить на вопросы:
— Зачем человеку нужен язык?
(Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания).
— Есть ли разница между языком и речью?
— В чем смысл изучения языка?
— Какие формы речи вы знаете?
— На какие типы речи разделяется монологическая речь?
— Что имеет в виду каждый тип речи?
— Что, по-вашему, называется темой текста?
(События, явления, характеры, взятые писателем из жизни и описанные правдиво или в форме сказочного, аллегорического сюжета).
— Что называется идеей произведения?
( Идея – это мысль, выраженная словами)
III. Движение темы.
1.Чтение текста.
( Текст размножен для каждого ученика).
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки — багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли.
Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг полетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломиться в ветви, хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят.
Елочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались.
Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Листья летят, качаются и бегут.
Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Учитель. Нет сомнений, что перед нами текст, и все же по каким условиям мы это узнали? Предполагаемый ответ.
Прежде всего, потому, что это законченное высказывание. В нем есть изложение событий и конец. Все вместе это единое целое. Отвечает и второму условию текста: все предложения в нем связаны грамматически и по смыслу. Зарисовка повествовательный текст: в ней говорится о действиях, которые идут друг за другом.
Словарная работа.
Повествование – повествовать, весть, известие, извещение, вещунья.
2. Задание.
Выписать из первого абзаца слова с безударным гласным в корне и написать рядом проверочные.
Выписать глаголы 1 и 2 спряжения по два на каждое.
Выписать существительное с предлогом и доказать раздельное написание.
Учитель. Ребята, какова же тема этого рассказа? Отвечая на этот вопрос ошибиться нетрудно. Легче всего сказать: « Золотой дождь» — таково название рассказа, такова и тема его».
теперь прочитаем в «Школьном толковом словаре» словарные статьи, посвященные слову «Золотой».
Золотой, — ая, ое .1.см. золото.
2. в знач. сущ. золотой, — ого, м.
Монета из золота, червонец.
3.Цвета золота, блестяще- желтый. Золотые кудри. Золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья).
А теперь подумаем, какова же основная мысль этого текста? Совсем не просто сразу понять главную мысль произведения, которая вытекает из многих деталей сюжета, чтобы выразить ее, мы должны выявить мысль автора, как видит он это уникальное время года – осень, и вернуться к некоторым деталям, которые мы, может, упустили.
Итак, в любом произведении есть:
— второстепенные, побочные мысли
— главная идея, которую хочет донести до читателя автор
Учитель. Я назову некоторые мысли, а вы подумайте, какая из них главная, а какая второстепенная.
1.Хорошо бродить по извилистой тропинке осеннего леса, и слушать, как под ногами шуршат листья.
2.И все-таки грустно, что наступила осень. Вскоре деревья лишаться своего пышного убранства.
3.Медленно кружатся в воздухе листья. Интересно наблюдать за листопадом и ощущать радость от осенней красоты, несущей в мир.
4.Трава пожелтела и наклонилась к земле, только золотые листья радуют глаз.
Учитель. Итак, запишем движение сюжета: от «листья летом пропитались солнцем» — к «налились, отяжелели и потекли». От «полетели, запрыгали и понеслись» — к «зашумел в лесу золотой дождь».
Обратим внимание на выразительность авторских слов: брызнут листья по сторонам, закружится пестрый смерч, хлынет сверкающий водопад.
Основная мысль рассказа — не в том, как лес лишается своего нарядного убранства, а в человеческом удовлетворении, ощущать радость от волшебной красоты осени, что в такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле.
Учитель. Ребята, если тема «золотой дождь», то писателю нужно было показать, какие изменения произошли в природе. Как изменил листопад лес? (По колено в листьях деревья, елочки украсились, папоротники пригрелись, грибы спрятались). А вы когда- нибудь наблюдали за листопадом? (Ребята делятся своими наблюдениями и впечатлениями).
Для передачи своего впечатления писатель прибегнул к художественным средствам выразительности эпитетам, сравнению, метафоре, олицетворению.
Запись.
Эпитет — образное, красочное определение предмета или действия.
Олицетворение— это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (лица).
Метафора— перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства ( скрытое сравнение).
Сравнение— сопоставление двух предметов, присоединяемое союзами как, точно, словно, как будто и другие; помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.
Сравнение— это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.
А теперь еще раз внимательно перечитаем текст и найдем средства художественной выразительности. Какой цели они служат?
( Составление таблицы с помощью учителя)
Примеры выразительных средств | Какой цели они служат. | |
Сравнение | Листья как солнышки | Здесь уподобление листьев солнышку основано на сходстве цвета. |
Метафора | Листья – ладошки и щечки | Сходство округлой формы листьев и щечек и ладошек у детей; сопоставление листьев со спинками и животиками вызывает в памяти загорающих на солнышке детишек. |
Эпитеты | Багряные, золотые
| Красивые, нарядные; помогают автору выделить предмет, сделать его не похожим на другие. |
Метафора | Налились, отяжелели — и потекли | Метафорические глаголы, вызывающие в памяти образ расплавленного, текущего металла: меди, золота. |
Учитель. Ребята, понравился ли вам язык Н. Сладкова? Чем?
(Красочностью, образностью, нестандартностью, мастерским владением фантазией).
IV. Подытожим урок.
Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова и огромную любовь к родной природе.
Список использованной литературы.
Н. Сладков. Рассказы. М. 1975.
Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.
Н. Пленкин. Уроки развития речи. М. Просвещение. 1996.