Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению


М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области










Статья




«Комплексный анализ текста как форма подготовки

к сочинению-рассуждению»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна














с. Погромец

2011

Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению. 5

Глава II.  Формы и методы работы с текстом. 10

Заключение 17

Библиографический список 19










































Введение

Сегодня вся система филологического образования вне зависимости от программы основывается на анализе текста, в последние годы всё больше завоёвывающего права гражданства на олимпиадах, в формулировке тем сочинений, заданий повышенного уровня, включённых в части «В» и «С» Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе.

Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст – одна из важнейших методических задач, стоящих перед учителями-словесниками. Ведь третья часть экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли выпускники школ монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках русского языка (и не только) необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить вести любой диалог этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет подбор текстов, предъявляемых для анализа: тест, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны – должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Как показывает опыт, учащиеся выпускных классов, в достаточной мере овладевшие навыками осмысленного восприятия текста, не могут перевести эти знания на уровень речепорождения. Чтобы понять замысел автора и оценить, как он реализован в тексте, необходимо уметь проводить сложные аналитико-синтаксические операции по переработке воспринимаемой информации, по переходу от одного осмысленного элемента к другому. Необходимо научить ученика соотносить форму и содержание текста, оперировать языковыми явлениями в собственной речевой практике.

Подготовка к сочинению-рассуждению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речеведческий, стилистический, при котором ученики вступают в «диалог с автором». При этом нельзя забывать о том, что старшеклассники должны владеть определённой информацией об авторе анализируемого текста, привлекать при написании работы и другие фоновые знания.

Эта работа может осуществляться не только на специальных уроках развития речи, но и на обычных занятиях при изучении морфологии, лексики, синтаксиса, когда для работы предлагается текст, а к нему система заданий, ориентированных как на тему данного урока, так и на глубокое понимание содержания текста, его структуры, языковых особенностей. Она начинается с V класса и проводится на основе небольшого объёма текста.

Те учителя, которые используют на уроках комплексную работу с текстом, успешно справляются с задачей подготовки к ЕГЭ. Главное, чтобы текст, который становится объектом для комплексной работы, содержал ту проблему, те вопросы, на которые ученику интересно откликнуться.






















Глава I. Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению

Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с V класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к XI классу ориентируются в потоке разнообразных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая из литературных произведений и критических статей.

Поэтому особой формой работы в старших классах становится комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.

Практика показала, что анализ текста-образца и творческая работа над сочинением – две стороны единого процесса. Они нераздельны. Чтобы написать собственный текст, нужно изучить текст-образец. Осознать его смысловое содержание и структуру, понять принципы его логического деления и только тогда использовать эту информацию в собственном сочинении.

Итоговый экзамен по русскому языку и в IX, и в XI классе требует от учащихся владения определённым объёмом текстоведческих понятий (тема, тип и стиль текста, элементы его структуры: цепное и параллельное строение текста, средства связи предложений и смысловых частей текста). Их усвоение происходит в процессе комплексного анализа текста с V класса и должно проявиться на экзаменах в IX и в XI классе в процессе выполнения части С.

 Единый государственный экзамен по русскому языку наряду с заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении и т.п.), содержит задания повышенного и высокого уровня сложности. Они проверяют лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст). Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ, особенного сельского выпускника, который не в достаточной степени владеет речью. К сожалению, сказывается ограниченность доступа детей к искусству (в семьях нет библиотек, фонд сельской библиотеки крайне беден, редкие поездки в театр). Как подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ, если еще к тому же и по программе на изучение русского языка XXI классов отводится один час? Я пришла к выводу, что и эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного анализа текста с V по XI класс. И считаю, что комплексный анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. В практику своей работы включаю как отдельные уроки, посвящённые комплексному анализу текста, так и использую анализ текста на определённых этапах урока. Иногда уделяю этой работе и 10 минут урока, повторяю при этом значительный объем учебного материала.

Свежие документы:  Конспект урока по истории в 8 классе "Народная война против армии Наполеона"

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания.

В 11 классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста. На первых уроках обобщения и повторения учащиеся под руководством учителя составляют таблицы по типам и стилям текста (записывают определения понятий, признаки каждого стиля, каждого типа речи). Дети ведут словари-справочники по комплексному  анализу текста. В эту тетрадь записывают не только определения понятий, но и план анализа текста, и отдельные теоретические сведения о заглавии, языковых средствах связи предложений в тексте, художественно-изобразительных средствах.

  Анализ текста включает в себя следующие этапы.

Определение темы (проблемы) предлагаемого текста. Выделение ключевых слов для понимания темы, смысла названия и осознания главной идеи текста.

  Как правило, писатели-публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним  относится,

прежде всего, глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, над которыми можно бесконечно рассуждать.

Определение идеи (основной мысли)  текста.

Определить основную мысль — значит ответить на вопрос, почему эта тема до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов.

Определение типа речи — повествование, описание, рассуждение.

«Определить тип речи помогает прием фотографирования».

 В описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо (их можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата). В повествовании речь идет о сменяющих  друг друга действиях или событиях (потребуется несколько кадров). В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах, (словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать).

 При этом следует помнить, что в рассуждении говорится о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).

Определение стиля речи.

Определения стиля речи официально-делового, разговорного, научного, как правило, не представляет трудностей. Чаще всего затруднения возникают при разграничении художественного и публицистического стилей или же публицистического и научно-популярного. В этом случае надо представить речевую ситуацию (о чем, где, с кем, зачем говорится) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован — в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в  художественном произведении (художественный стиль). Важно помнить ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств: для художественной речи это образность и эмоциональность, для научного – точность, логичность и обобщенно-отвлеченный характер информации, для публицистики — сочетание экспрессии и стандарта.

 Будет ошибкой определять стиль по отдельным словам и выражениям, т.к.  одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля.

 Порядок действий при проведении стилистического анализа может быть таким: сначала,  опираясь на внеязыковые стили (речевую ситуацию) мы определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля — характерные для него слова и выражения.

 Анализ лексики.

 Анализ текста предполагает знание основных лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов), умение находить их в тексте и анализировать особенности употребления.

Средства выразительности.

Как показывает практика, умение определять средства выразительности, которыми пользуется автор текста, — одно из самых сложных заданий.

Оно предполагает  знание основных языковых средств художественной изобразительности (эпитета,  сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения). Также наиболее  распространенных  фигур речи: анафоры (повторение слов или словосочетаний в начале предложения), антитезы (прием контраста, противопоставление явлений и понятий), градации (расположение слов или выражений по возрастающей или убывающей значимости), оксюморона (сочетание противоположных по значению слов), параллелизма (сходное построение сложных фраз, предложений), риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения и др.
























Глава II. Формы и методы работы с текстом


   Знания о тексте накапливаются у учащихся с V класса. И все же учащиеся старших классов испытывают трудности при анализе текста.

  В своей работе с учащимися использую следующие организационные формы комплексного анализа текста.

  Коллективная работа класса.

  Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.

Берем за основу алгоритм анализа, изложенный в методической разработке А. Д. Баландиной .

 Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских задания. 

 Приведу фрагмент урока-исследования при повторении темы «Частицы».

 На парте у каждого ученика текст Н. И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

— Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

— Неужели дятел?

— Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

— Так ты птица-осоед.

— Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

— Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

— Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Свежие документы:  Урок-практикум по русскому языку в 9 классе. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате

— Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

— Вот ещё — мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

— Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

— Куда уж — кошка! Иногда я ем ящериц, и изредка рыбу.

— Ладно, ты — цапля.

— Где уж — цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

— Точно, куница!

— Вот именно не куница. Куница — мой старый враг. А ем ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

— Скорее всего, ты — свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

— Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (По Н.И Сладкову)

 

Организую исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста с помощью вопросов и заданий.

 1) Прочитайте выразительно  текст. Понравился ли он вам? Чем?

 2) Как его можно озаглавить?  (на карточках названия текста нет).

Сравните свое название с  авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?

 3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

 4) Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. 

Вот еще – лесная мышь!

— В каком предложении содержание передано  сжато, энергично? Какими средствами?

— Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником?

— В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определять отношение собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла вам узнать о них?

6. Самостоятельный поиск. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице.

7. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

 Учащиеся сделали следующий вывод: обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного общения собеседникам нужно не просто передать информацию, но и выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие которые не принято употреблять в других стилях.

 Домашнее задание даю также исследовательского характера: подберите тексты разных стилей. Какие частицы употреблены в подобранных вами текстах?

Самостоятельный анализ.

 Для самостоятельного анализа даю ребятам тексты-миниатюры, например,  предложенные Е. Н. Никитиной в статье «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» (журнал «Русский язык в школе», № 4, 2001 год, с. 190) . Читаем начало миниатюры М. М. Пришвина:

                   Грибы тоже ходят.

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин.  В лесу ведь и в  солнечный  день сумерки, а тут еще напала листва и скрывает от глаз серые, красные, желтые шляпки грибов.

Отвечаем на вопрос: «Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст? Какие средства языка использует автор в описании ее?», ребята пишут мини-сочинение на лингвистическую тему. Приведу один из вариантов такого сочинения.

 «Прочитав начало миниатюры М. М. Пришвина «Грибы тоже ходят», я представила чудесную картину осени. На память пришли пушкинские строки:

     Дни поздней осени бранят обыкновенно,

     Но мне она мила, читатель дорогой…

 Вижу уже облетевшие березы и голые осинки. Ветер раздел их и сыплет золотые и бурые листья на молодые елочки — «еловый подрост», укрыл ими землю. Вижу «серые, красные, желтые шляпки грибов». Сколько цветов у осени! А какие необычные сравнения находит Пришвин: листья березы он сравнивает с золотыми монетками, а листья осины – с красными медалями. И хотя осень на исходе, «глубоко продвинулась», она радует глаз и греет душу».

Дискуссия. Устные высказывания учащихся.

 Например, читаем текст — отрывок из произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого». Задание: Какое из названий текста вы считаете более  удачным?

 1. Неожиданный визит.  2. Приезд царя Петра.   3. На обеде.  

 4. Сватовство.

Аргументируйте свой ответ.

  Интерес учащихся вызывает такой вид работы как редактирование текста.

  Организую работу учащихся по группам.

  Задание 1 группе. Вы редактор местной газеты. Исправьте ошибки: Употребление слова в несвойственном ему значении.

  Задание 2 группе. Отметьте нарушения норм. Исправьте ошибки.

  Задание 3 группе. Отметьте нарушения морфологических норм. Исправьте ошибки, где это необходимо.

 Творческая работа

  Продолжите текст:

    Русский язык чрезвычайно богат. Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

 Интегрированный урок.  

Сдвоенный урок (русский язык и литература)  в 8 классе по рассказу

К.Г.Паустовского «Снег» позволил провести анализ текста по литературоведческом и лингвистическом уровнях: исследовалось восприятие рассказа детьми, выявлялись наиболее существенные признаки произведения, способные обострить внимание учащихся к художественному слову, к творчеству писателя.

Лабораторная работа  формирует навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. При проведении лабораторных работ опираюсь на разработки Н. Н. Бураевой, приведенные в журнале «Русский язык в школе», №1, 2005 г.

 

 Сочинение – рассуждение: создание текста о тексте.

 Отрабатываем написание вступления, основной части и заключения сочинения. Предлагаю учащимся несколько разновидностей введения, заключения, рекомендованные И. И. Русиновой (2). Путем тренировочных упражнений  учимся писать вступление, заключение, основную часть сочинения.

Назову некоторые учебно-методические задания, которые использую в своей практике.

1. Прочитайте текст и нижеуказанный  к нему план. Сверьте пункты плана с текстовой информацией.

2. Попробуйте сформулировать эмоционально оценочное вступление к своему рассуждению – сочинению по данному тексту.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Разряды частиц. Модальные частицы"

3. Кратко ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите.

    — Как  можно озаглавить данный текст?

    — Какие проблемы затронуты в тексте?

    — Какая основная идея писательского высказывания?

    — Выразите свое отношение к теме, которая волнует автора.

  Рецензия — жанр, цель которого — разбор и оценка произведения. Сочинение-рецензия в текстах ЕГЭ направлено на оценку предложенного текста и требует выражения отношения читателя к тому, что и как написано, в чем он согласен с автором и в чем не  согласен. Рецензия — это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку, поэтому надо знать не только основные требования, предъявляемые тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Иными словами, сочинение-рассуждение в форме отзыва, рецензии, эссе — это текст о тексте, его критический анализ и оценка.

 Именно с повторения и уяснения выше изложенных  данных начинается работа по подготовке написания сочинения – рассуждения.

  На одном из первых уроков в 10 классе даю общие рекомендации (памятку) по написанию сочинения рассуждения, которую учащиеся записывают на первую страницу тетради.

  Чтобы написать сочинение – рассуждение, необходимо:

1) четко определить тему (проблему) предлагаемого текста;

2) показать актуальность темы (проблемы);

3) понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;

4) указать авторскую позицию в исходном тексте;

5) проанализировать языковые и изобразительно-выразительные средства;

6) сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;

7) выразить и аргументировать личностную позицию автора;

8) ответить на вопросы.

1. Какие проблемы поставил в своем тексте автор? Какие доводы приводит автор? К какому выводу он приходит? Ответы запишите.

2. Прочитайте речевые клише, помогающие оформить анализ средств выразительности. Какие клише можно использовать для анализа художественного стиля, а какие — для публицистического?

Главный результат выполнения данных заданий — это умение учащихся самостоятельно понимать замысел текста максимально близко авторской идее. Также восстанавливать конструкции создания текста; объяснять те приёмы и средства, с помощью которых автор реализует свой замысел; объяснять влияние грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание; сочинять собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации.

 Положительные результаты, на мой взгляд, приносит взаимопроверка сочинений-рассуждений в соответствии с критериями оценки части С. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учащихся на правильные установки при выполнении подобного задания.

В современной методике русский язык осознаётся как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроке русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающего текста. Анализируя задания ЕГЭ по другим предметам школьного цикла (литературе, иностранным языкам, обществознанию, биологии, географии), видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст-рассуждение.

Таким образом, обучая сочинению-рассуждению по заданной модели на уроке русского языка, мы закладываем основы для успешной сдачи Единого государственного экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла.
















Заключение

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Цели и задачи, реализуемые в процессе анализа текста:

  • формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ;

  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;

  • формирование навыков комплексного анализа текста;

  • углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

  • формирование речевой и коммуникативной компетентности.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при выполнении анализа текста:

  • владеть нормами литературного языка и грамотного письма;

  • анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

  • пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

  • обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;

  • приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.



























Библиографический список:


    1. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы/ О.А.Павлова, И.В.Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – с.3-30

    2. Дускаева, И.И. Работа над текстом: секреты успеха/ И.И.Дускаева, — Пермь, 2005. – с. 4-15

    3. Шульгина, Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика/ Н.П.Шульгина // Русский язык в школе. – 2003. — №3. – с.3-10

    4. Корчагина, Л.М. Подготовка к сочинению-рассуждению/ Л.М.Корчагина // Русский язык в школе. – 2007. — №2. – с.39-42

    5. Бендарская, Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку/ Л.Д.Бендарская // Русский язык в школе. – 2009. — №9. – с.3-8

    6. Крайник, О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению/О.М. Крайник // Русский язык в школе. – 2009. — №10. – с.9-14

    7. Никитина, Е.Н. Раздумья по поводу комплексного анализа текста/ Е.Н.Никитина // Русский язык в школе. – 2001. — №4. – с.190







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: