МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Комплексный анализ текста
по русскому языку в 9 классе
Автор: Филатова И. А.,
учитель русского языка
и литературы средней
общеобразовательной
школы с. Питерка Питерского
района Саратовской области
Питерка – 2011
Комплексный анализ текста
по русскому языку в 9 классе
Цели урока: 1. Совершенствовать навык анализа исходного текста (полноценное восприятие которого является одним из решающих условий успешной работы).
2. Повторить изученный ранее материал («Правописание гласных в корнях с чередованием»; «-н- и – нн- в суффиксах прилагательных и страдательных причастий», «Правописание приставок, оканчивающихся на з, с»)
3. Выработать навык синтаксического разбора, определения способа подчинительной связи словосочетаний; определения части речи.
4. Развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
Мультимедийная установка. Памятки.
На доске эпиграф:
Любовь к людям – это ведь и есть те самые крылья, на которых человек поднимается выше всего.
(М.Горький)
Ход урока
Начало урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Работа над эпиграфом.
— Ребята, как вы думаете, что сейчас ценят в человеке, какие качества?
— Как вы понимаете слова М.Горького?
— Запишите тему урока и эпиграф к сегодняшнему уроку.
Любовь к людям – это ведь и есть те самые крылья, на которых человек поднимается выше всего.
— Выполните синтаксический разбор предложения.
(Работа выполняется у доски. Обозначаются члены предложения. Объясняются знаки препинания.)
Запись:
(Повеств., невоскл., сложн., союзн, СПП с придат. определит.
Главное предл.: двусост., полн., распростр., неосложн.
Придаточн ч..: двусост., полн., распростр., неосложн.)
Работа с текстом.
(Учащиеся знакомятся с текстом)
(1) Брат же был неуклюж. (2) Широк в плечах и круглоголов.
(3) Глаза у него были не золотистые, как у сестры, а серые, как туманное лесное утро. (4) Рождённый и выросший в городе, он почему-то превосходно имитировал крики зверей и птиц. (5) Таким вот редким и бесполезным для города талантом обладал Володя.
(6) Странная сдвинутая гармония отличала его от большинства одноклассников. (7) Ею он искупал физическую непривлекательность, которая, однако, в совокупности со сдвинутой гармонией, уже и не воспринималась как непривлекательность.
(8) Всё в Володе было другим. (9) Он был добр и прост, никогда не кричал, не говорил глупостей. (10) Если что-то обещал, всегда выполнял.
(11) Ко всем, кто обращался к нему, относился с участием, какого, собственно, и ждут люди, обращающиеся за чем-либо. (12) Но редко дожидаются…
(13) Девочки дразнили Володю, однако же предпочитали его любому из красавцев одноклассников. (14) Так манили Володины доброта и простота…
(Ю. Козлов)
Работа с текстом
Какое из данных утверждений не соотносится с содержанием данного текста?
1) Физическая непривлекательность Володи отталкивала от него всех окружающих.
Физическая непривлекательность Володи искупалась его добротой и простотой.
Володя обладал редким, но бесполезным талантом.
Володя очень отличался от своих сверстников.
2. Какая пословица отражает основную идею текста?
1) Простота хуже воровства.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Не родись пригожим, а родись хорошим.
Чем проще, тем лучше.
3. К какому стилю речи относится текст?
публицистический
художественный
научный
официально-деловой
(Работа с памяткой «Стили речи»)
Сфера применения (где?);
Функция (зачем?);
Ведущая стилевая черта;
Языковые средства;
Жанры.
(Учащиеся приводят аргументы в доказательство художественного стиля.)
4. К какому типу речи относится текст?
описание
повествование
рассуждение с элементами описания
повествование с элементами рассуждения
(Работа с памяткой « Типы речи»)
5. Какие предложения не связаны между собой личным местоимением?
1) 2 и 3 3) 6 и 7
2) 3 и 4 4) 7 и 8
Работа над развитием умений и навыков по изученному ранее материалу.
Орфографическая работа
Задание 1.
(На экране проецируются слова с орфограммой «Правописание гласной в корнях с чередованием»)
Отметьте слова, в которых пишется а.
1) оз..рение, 2) прик..сновение, 3) покл..нение, 4) пог..релец,
5) неприк..сновенность, 6) разг..реться, 7) р..сток,
8) р..стение, 9) к..саться, 10) з..ря, 11) р..стовщик,
12) м..кание
(При выполнении задания повторяются правила, обозначаются орфограммы.)
Делается запись: озарение, растение, касаться, макание.
Задание 2.
Отметьте слова, в которых пишется з.
(На экране проецируются слова.)
1) бе..болезненный, 2) бе..трепетный, 3) ра..лагать,
4) бе..граничный, 5) бе..цензурный, 6) и..ключить,
7) ра..каиваться, 8) бе..жизненный, 9) ра..познавать,
10) бе..шабашный.
(При выполнении задания повторяется правило написания приставок на з, с)
Делается запись: 1), 3), 4), 8).
Задание 3.
Н и НН (Вставьте пропущенные буквы)
(На экране проецируются слова.)
Разорва..ый рукав, позолоче..ое кольцо, гружё..ая кирпичом машина, сумка нагруже..а, посаже..ый дуб, организова..ое злословие, переглаже..ое бельё, некоше..ая трава, дело сдела..о, мощё..ые булыжником дороги.
(Определяем значение слова «мощёные» от мостить
(« покрывать поверхность чего-н.(дороги, улицы).)
(Повторяется правило правописания – н- и — нн — в суффиксах прилагательных и причастий.)
Делается запись: разорванный рукав, позолоченное кольцо, гружённая кирпичом машина, сумка нагружена, посаженный дуб, организованное злословие, переглаженное бельё, некошеная трава, дело сделано, мощённые булыжником дороги.
Работа с текстом.
1. Из предложений 3 — 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Запись: выросший.
2. Из предложений 5 – 7 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется – с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
Запись: бесполезным, искупал, воспринималась.
3. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В полных страдательных причастиях с суффиксами –енн- и –нн- пишутся две буквы н, если причастие образовано от глагола совершенного вида.
Запись: рождённый (сов.в.)
4. Из предложения 5 выпишите словосочетания с подчинительной связью управление.
Делается запись:
обладал талантом (Тв.п.)
бесполезным для города (Р.п.)
Работа над цитатами.
Дайте развёрнутые ответы на вопросы, используя цитаты.
Когда человек перестал быть животным и стал человеком в подлинном смысле?
С чем можно сравнить человеческую душу?
От кого зависит, каким будет мир – тёмным или светлым?
Что является высшей радостью для человека?
Предлагаемые цитаты:
Любовь к людям – это ведь и есть те самые крылья, на которых человек поднимается выше всего.
(М.Горький)
Сердечность – такой же дар, как красота и ум.
(В.Качалов)
Нет величия там, где нет простоты добра и правды.
(Л.Н.Толстой)
Большая душа, как большой костёр, издали видна.
(П.Павленко)
Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили.
(М.Монтень)
Самая большая радость в мире – это делать счастье для других.
(М.Дудин)
7. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение на тему эпиграфа, используя цитаты.
8. Подведение итогов урока.
Сегодня мы затронули тему нравственности. Подлинный человек всегда ощущает свою неразрывную связь со всем человечеством, вот почему нас трогает чужая боль, вот почему чужое страдание вызывает у нас слёзы. Поэтому будьте сердечны и не будьте равнодушны, умейте выслушать людей, будьте добры, просты – ведь «Сердечность – такой же дар, как красота и ум».
Литература
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 кл./ В. Н. Александров, О. Н. Александрова. – 3-е изд. Челябинск: Взгляд, 2005.
Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы, контрол. – тренировоч. упражнения, создание текста/ В. Н. Александров, О. Н. Александрова, Соловьёва; Под ред. И. П. Цыбулько. – 4-е изд. Челябинск: Взгляд, 2006.